Сделай Сам Свою Работу на 5

При Министерстве Образования РФ





В секцию Федерального экспертного совета «Игрушки и развивающие игры» входили 20 экспертов (научные сотрудники, педагоги, представители предприятий, разрабатывающих и производящих игровую продукцию), к работе секции привлекался актив – около 100 специалистов, которые наряду с членами секции участвовали в рецензировании игровой продукцию. Целью экспертизы игрушек был отбор ИС, которые могли быть допущены для использования в образовательных учреждениях, прежде всего в детских садах.

Нормативной базой для работы секции был приказ Министерства Образования РФ от 26.06.2000 N 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», который устанавливал «Временный порядок проведения экспертизы…». Этот документ определил правила проведения социальной, психолого-педагогической экспертизы в целях разрешения производства ИС, импорта и реализации их на территории Российской Федерации. Эти правила сводились к следующим основным требованиям.· Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные ксерийному выпуску, или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку.· Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без соответствующего заключения не допускаются.· Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение - "Федеральный экспертный совет" Министерства Образования РФ (далее по тексту - ФЭС), а также государственные учреждения, создаваемые органами управления образованием субъектов РФ (далее по тексту - Учреждения).· Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов РФ, кроме компьютерных и электронных.· ФЭС: - проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно-технологических игр; - проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте РФ Учреждения; - проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями-изготовителями, торговыми организациями отрицательного заключения; - рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между Учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы; - оказывает методическую помощь Учреждениям.· Проведение экспертизы осуществляется на платной основе, порядок оплаты определяется специальной инструкцией.· Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки соответствующим критериям оценки.· Для проведения экспертизы создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов: педагогов, психологов, медицинских работников, дизайнеров. В состав экспертной комиссии могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественности. Состав экспертной комиссии, её председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу.· По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами. Он является основанием для выдачи заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки принятым критериям оценки. Заключение действительно в течение трех лет. Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения. В приложении к упомянутому приказу были сформулированыКритерии оценкинастольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, которые предназначались для использования при проведении их экспертизы. Критерии рекомендовались предприятиям-изготовителям и торговым организациям для контроля качества игрушки, а также работникам системы дошкольного образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях. Устанавливалось две группы Критериев. а) Критерии группы 1, обеспечивающие безопасность ребёнка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие. В эту группу входили Критерии, защищающие ребёнка от таких качеств игрушки, которые:· провоцируют его на агрессивные действия;· вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать, как играющие партнёры (сверстники, взрослые), так и сама игрушка;· провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;· вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребёнка.· провоцируют его на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. б) В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:· полифункциональность, обеспечивающая гибкое использование игрушки в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях;· возможность применения в совместной деятельности, т.е. пригодность игрушки к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого), способность инициировать совместные действия;· дидактическая ценность, обеспечивающая возможность использования игрушки в качестве средства обучения ребёнка.· эстетическая ценность, позволяющая использовать игрушку как средство художественно-эстетического развития ребёнка, приобщающая его к миру искусства. При принятии решения о качестве игрушки считалось, что наличие у неё хотя бы одного качества из группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям. Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о её образовательной ценности. Предлагался количественный способ оценивания, предусматривающий выведение интегральной оценки качества игрушки на основе индивидуальных оценок экспертов. Помимо правил проведения экспертизы и критериев оценивания качества игровых средств Приказ №1917 устанавливал формы документов для проведение экспертизы, а также содержал Инструкция о порядке оплаты экспертизы, Нормативы и Схему трудозатрат экспертов при проведении экспертизы. Психолого-педагогическая экспертиза игровых средств «Объединением независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей»

Эта организация появилась в ноябре 2005 года, её учредителями стали научные работники, педагоги-практики, методисты и специалисты, занимающиеся вопросами развития детей дошкольного возраста. Большинство учредителей имеют многолетний опыт работы в области экспертизы, так как являлись членами распущенных секций ФЭС (Федерального экспертного совета МО РФ) – секций «Игрушка», «Дошкольное образование» и «Электронные издания». Объединение создано, чтобы продолжить проведение экспертизы игрушек, компьютерных игр и образовательных программ, методик развития детей в дошкольном возрасте.







Общественный статус Объединения означает, что на смену административным рычагам использования результатов экспертизы должен прийти не обремененный субординацией заинтересованный диалог с властью, которой независимая экспертиза может помочь в работе над законами и нормативными актами, связанными с детьми.

В миссии Объединения сказано:

«Экспертиза стала частью нашей обыденной жизни. С экранов телевизоров, страниц газет и журналов мы узнаём от специалистов как выбрать продукты питания, компьютеры, телефоны, автомобили и многое другое. Но Вы, наверное, обратили внимание на то, что об экспертизе игрушек, компьютерных и электронных игр, многочисленных авторских методик развития детей никто не пишет и родителям советов не даёт.

Во что и как играют дети вне стен образовательных учреждений? Насколько новые современные игры и игрушки соответствуют образовательным программам и не вредны ли они детям? С какого возраста можно маленького ребёнка можно приобщить к компьютеру и как это сделать? Ответы на эти вопросы поможет дать Межрегиональная общественная организация "Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей" сокращенно МОО "Экспертиза для детей".
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребёнка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции, как с Запада, так и с Востока. В сочетании с информацией с экранов телевизоров, из журналов и некачественных переводных детских книг неправильные игрушки приводят к соответствующему развитию детей. А иногда наносят урон их психологическому и физическому здоровью.
Целью Объединения является содействие защите прав детей на получения качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции, информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми о продукции полезной для развития детей, а также содействие развитию рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми.

В Положение об "Объединении…» определено, что оно «является независимой общественной организацией, объединяющей в своих рядах российских учёных, педагогов, методистов, производителей и других специалистов, связанных с разработкой, производством и распространением игр и игрушек, методической и учебной литературы, компьютерных игр и обучающих программ, аудио и видео-продукции для детей».

Основным методом достижения своей цели Объединение считает – организацию квалифицированной психолого-педагогической и социальной экспертизыпродукции для детей и популяризацию в обществе и органах государственной власти всех уровней результатов этой экспертизы.

При этом основные задачи Объединения сформулированы таким образом:

· проведение независимой, открытой, компетентной, объективной психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей;

· просветительская работа, популяризация деятельности Объединения, в том числе критериев и результатов оценки продукции для детей;

· сотрудничество с государственными органами различных уровней по совершенствованию нормативных и законодательных актов, соответствующих целям Объединения;

· взаимодействие в целях осуществления качественной экспертизы с органами управления образования, различными научными и образовательными учреждениями;

· разработка и совершенствование критериев психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей;

· совершенствование порядка и процедуры экспертизы;

· координация деятельности Объединения с работой других центров экспертизы продукции для детей;

· оказание постоянной помощи органам управления образования, образовательным учреждениям, родителям и другим заинтересованным лицам в вопросах приобретения и использования продукции для детей;

· консультирование авторов, разработчиков и производителей продукции для детей по вопросам соответствия их изделий критериям психолого-педагогической и социальной экспертизы;

· сотрудничество со средствами массовой информации для достижения целей Объединения;

· создание и совершенствование информационно-методического обеспечения по критериям и результатам экспертизы продукции для детей;

· содействие в повышении квалификации экспертов;

· обмен опытом с аналогичными международными экспертными организациями, участие в конференциях, конкурсах, выставках по направлению деятельности Объединения;

· создание некоммерческих организаций со статусом юридического лица по своей тематике;

· осуществление благотворительной деятельности, в том числе для содействия деятельности в сфере образования, культуры и здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

· осуществление обмена опытом по своей тематике с заинтересованными международными и национальными Объединениями, учеными и общественными деятелями Российской Объединения и зарубежных стран;

· представление и защита своих прав, законных интересов своих членов в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях;

· свободное распространение информации о своей деятельности;

· привлечение к участию в работе различных заинтересованных предприятий, учреждений, иных Объединений и отдельных физических лиц, как на территории России, так и за рубежом;

· организация и проведение научных конференций, симпозиумов, форумов, выставок и семинаров по своей тематике;

· осуществление внешнеэкономической деятельности;

· осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Устава Объединения;

· создание, развитие и расширение собственной материально-технической базы;

· создание хозяйственных обществ и иных хозяйственных организаций, обладающих статусом юридического лица;

· учреждение средств массовой информации, осуществление издательской деятельности.

Правила членства в Объединении определены следующим образом.

· Учредителями Объединения выступают эксперты, работавшие в ФЭС Министерства Образования РФ. В дальнейшем в члены Объединения принимаются граждане России, которые по своему опыту, образованию или подготовке могут квалифицированно проводить экспертизу продукции для детей.

· Вступающий в члены Объединения делает это по приглашению Объединения, или по собственной инициативе представляя при этом рекомендации 2-х членов Объединения или рекомендации предприятий или учреждений, которые относятся к сфере образования детей, педагогической науки или разработки и производства продукции для детей.

· Вновь вступающие члены Объединения платят вступительный взнос в размере не более 300 рублей и ежегодные членские взносы, которыми могут быть безвозмездные экспертизы.

Высшим органом Объединения является общее собрание. Собрание выбирает Президиум Объединения, в составе Президента, Вице-президента, руководителей секций и их заместителей.

Экспертиза продукции происходит по секциям силами членов Объединения. При необходимости в соответствии с утверждённым регламентом экспертизы могут быть привлечены эксперты или рецензенты не входящие в состав Объединения. Все экспертные заключения утверждаются Президиумом.

При проведении экспертизы игровой продукции используются основные и дополнительные критерии:

К основным критериям относятся:

· Социальная и психологическая безопасность игрушки.

· Соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям

· Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.

· Привлекательность игрушки для ребёнка.

· Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).

· Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

К дополнительным критериям относятся:

· Возможность использования игрушки в коллективной игре.

· Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).

· Прочность и долговечность игрушки.

· Использование экологически чистых материалов.

· Качество описания игрушки.

· Качество упаковки игрушки.

Процедура экспертизы в Объединении строится в соответствии с

Положением об экспертизе игровой, учебно-методической продукции для детей МОО "Экспертиза для детей", которое определяет порядок проведения экспертизы и присвоения знака Соответствия (соответствия психолого-педагогическим требованиям). Знак имеет две категории: высшую - "Рекомендовано" и первую - "Допущено".

"Высшая Категория Соответствия"присваивается игровой и учебно-методической продукции в том случае, если представленные к экспертизе материалы отвечают всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, учитывают возрастные особенности детей, имеют широкую направленность и обеспечивают реализацию комплексных задач развития детей. На титульном листе учебно-методической продукции и на вкладыше и/или игровой продукции делается запись: «Рекомендовано к использованию МОО "Экспертиза для детей", присвоена Высшая Категория Соответствия».

"Первая Категория Соответствия" присваивается игровой и учебно-методической продукции в том случае, если представленные к экспертизе материалы отвечают психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, обеспечивают реализацию развивающих задач, в недостаточной степени учитывают возрастные особенности детей, имеют аналоги, близкие по содержанию и направленности. На титульном листе учебно-методической продукции и на вкладыше и/или игровой продукции делается запись: «Допущено к использованию МОО "Экспертиза для детей", присвоена Первая Категория Соответствия».

На экспертизу может быть представлена игровая и учебно-методическая продукция, предназначенная для детей, родителей и педагогов. Заказчиками экспертизымогут быть государственные и муниципальные органы, общественные организации, физические и юридические лица, заинтересованные в проведении психолого-педагогической и социальной экспертизы.

В Положении об экспертизе определены цели, задачи и принципы экспертизы

Целями экспертизы являются:

· защита прав детей на получение качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции,

· информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми об игровой, учебно-методической и электронной продукции полезной для развития детей,

· развитие рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми.

Основные задачи экспертизы состоят:

· во всесторонней и объективной оценке содержания, структуры, дидактических принципов и методического аппарата игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей;

· в установлении её соответствия психолого-педагогическим и социальным критериям экспертизы продукции для детей.

В качестве основных принципов экспертизы определены:

· соблюдение законности;

· всесторонность и объективность экспертизы, обоснованность её результатов;

· комплексность и специализация экспертизы;

· системность организации экспертной работы и её нормативно-методическое обеспечение;

· открытость результатов экспертизы для педагогической общественности и родителей.

В Объединении установлен чёткий порядок проведения экспертизы, при котором ИС могут быть представлены на различных этапах готовности в виде модели или макета для получения отзыва МОО "Экспертиза для детей". Знак соответствия присваивается только готовому изделию, которое должно быть представлено вместе с сертификатом установленного образца.

При проведении экспертизы выделены следующие этапы:

· Представленные заказчиком экспертизы материалы направляются 2-3 независимым экспертам (при необходимости их число может быть увеличено) для рассмотрения и подготовки рецензий (отзыва).

· Подготовленные исполнителями экспертизы рецензии обсуждаются с участием заказчика экспертизы на заседании проблемно-тематической группы МОО "Экспертиза для детей", где принимается соответствующее решение.

Заседание предметной секции считается правомочным, если в нём принимает участие не менее 50% членов секции. Допускается очно-заочная форма обсуждения представленного материала.

На заседании предметной секции имеют право присутствовать авторы представленных на экспертизу материалов и представители организаций, учреждений, предприятий, обладающие авторскими правами на их издание.

Решение секции принимается путём открытого голосования и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 участвующих в заседании секции. Решение секции может быть обжаловано в Президиуме МОО "Экспертизы для детей".

Итоговое экспертное заключение и рецензии за подписями председателя заседания и одного из членов Президиума направляется заказчику экспертизы.

Результатом экспертизы могут быть:

· положительное заключение МОО "Экспертиза для детей" с решением о присвоении знака одной из Категорий Соответствия;

· решение о повторной экспертизе с указанием направлений доработки;

· отрицательное заключение.

Повторная экспертиза проводится после доработки и устранения замечаний экспертов. Результатом повторной экспертизы могут быть:

· положительное заключение МОО "Экспертиза для детей" с решением о присвоении знака одной из Категорий Соответствия;

· отрицательное заключение.

Игровая и учебно-методическая продукция для детей, претендующая на повышение Категории Соответствия, может быть вновь направлена на экспертизу, но не ранее, чем через 1 год с момента получения знака.

Экспертиза проводится по инициативе и за счёт средств заказчика, если иное не оговорено договором на проведение экспертизы.

Срок процедуры экспертизы игровой, учебно-методической и электронной продукция для детей устанавливается до 3 месяцев с момента регистрации материалов в МОО "Экспертизы для детей".

Срок действия знака устанавливается 5 лет.

Знак соответствия может быть отозван или приостановлено его действие решением Президиума, при обнаружении рекламаций.

 

Психолого-педагогическая экспертиза игровых средств в МГППУ

Специалисты Московского городского психолого-педагогического университета в течение ряда лет занимаются проблемой организации психолого-педагогической экспертизы игрушек. При МГППУ создан Центр игры и игрушки, в котором уже сейчас проводится подобная экспертиза.

По мнению специалистов этого Центра сегодня на рынке игрушек предпочтение отдается развитию технологий, автоматизации, детализации. В результате дети получают “умные’ игрушки повышенной стоимости, общение с которыми сводится не к игре, развивающей фантазию, а к простому потреблению возможностей технически сложной игрушки.

Это относится и к любимым во все времена куклам. Популярные сегодня куклы - “люди-пауки”, трансформеры, киборги - уводят сознание ребёнка от человеческой жизни.
Поскольку главное достоинство игрушек, с точки зрения их производителей и продавцов, - покупаемость, предпочтение отдается китчево-ярким, зачастую просто страшным игрушкам. При этом на рынке доминируют не отечественные игрушки, а импортные.

Серьезные претензии вызывают аннотации к игрушкам, которые очень часто неправильно определяют возрастную адресацию ИС.
В сложившихся условиях профессиональная психолого-педагогическая экспертиза игрушек крайне необходима. Среди критериев такой экспертизы, считают специалисты МГППУ, должны быть следующие:

· адекватность игрушки возрастной задаче;

· её открытость для разнообразных форм активности ребенка;

· наружная и внутренняя привлекательность игрушки;

· операциональные возможности игрушки;

· этическая составляющая (к примеру, игрушка должна поддерживать бережное отношение к живому);

· связь с культурными традициями своего народа.

Порядок и условия проведения экспертизы уже разработаны Центром игры и игрушки. Итогом её проведения должно быть присвоение игрушке, игровому пособию, компьютерной игре своеобразного знака качества “Детские психологи рекомендуют”.

Принципиальными особенностями экспертизы ИС в МГППУ считают:

· необходимость оценки их качества с точки зрения того, какую роль ИС может играть в развитии ребёнка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с его помощью.

· существенное отличие психолого-педагогической экспертизы ИС от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, ввиду того, что при ППЭ под качеством ИС понимается возможность с его помощью развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования его познавательной сферы и личности в целом.

· разработка критериев оценки ИС является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа того, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны – через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.