Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила организации игровой среды в ДОУ





ИГРУШКИ ДЛЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

Статья посвящена выбору игрушек для сюжетной игры дошколь­ника. Представлены три группы сюжетных игрушек: образные игрушки и атрибуты роли, предметы оперирования, маркеры пространства. Все группы игрушек рассматриваются как средство создания двух видов игр: ролевой и режиссерской. Отдельное внимание уделено игрушкам, затрудняющим создание мнимой ситуации, а также правилам организа­ции пространства для игры.

Ключевые слова: сюжетная игра, ролевая игра, режиссерская игра, образные игрушки, атрибуты роли, предметы оперирования, мар­керы пространства.

Сюжетная игра— это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Главным отличительным признаком такой игры является создание мнимой, воображаемой ситуа­ции, когда ребенок действует одновременно в реальном и в придуман­ном пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка: произволь­ность поведения, мышление в плане образов и представлений, вооб­ражение, самосознание, общение дошкольника со сверстниками и др. Сюжетные игры традиционно делятся на два вида:



•ролевые, в которых ребенок берет на себя роль и действует, обща­ется с партнерами от имени этой роли;

• режиссерские, в которых ребенок дает роли игрушкам и выстраи­вает отношения между ними.

В обоих случаях дети создают воображаемое пространство, в кото­ром проигрывают какой-либо сюжет.

Важнейшим средством создания воображаемой игровой ситуации являются игрушки. Игрушки для сюжетной игры требуют особого внимания взрослого.

Все игрушки для сюжетной игры можно разделить на три большие группы:

• образные игрушки и атрибуты роли;

• предметы оперирования;

• маркеры пространства.

Образные игрушки и атрибуты роли

К образным игрушкам относятся куклы, фигурки животных и т.п., а к атрибутам роли — всевозможные костюмы или их элементы.

Образные игрушки и атрибуты роли призваны воплощать роль и поддерживать ролевую позицию. Например, кукла-младенец ориен­тирует ребенка на роль родителя и поддерживает эту позицию играю­щего, набор маленьких кукол «семья» ориентирует ребенка на режис­серскую позицию, а костюм зайчика, в который может облачиться ребенок, помогает ему лучше прочувствовать свою роль.



Образная игрушка является не только средством игры, но и партнером по общению. Ребенок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за нее, перенося в такое общение свой опыт и переживания.

Особую роль образная игрушка выполняет в формировании внут­ренней речи, внутреннего диалога ребенка, необходимого для понима­ния и осознания собственных эмоций и переживаний. Таким образом, игрушка становится своеобразным психологическим орудием для выстраивания внутреннего мира ребенка.

Образные игрушки не только помогают ребенку выражать внут­ренний мир, но и вводят его в сферу человеческих отношений, смыс­лов и представлений. Каждая игрушка несет в себе отпечаток времени и культуры, являясь для ребенка своеобразным проводником в со­циум. Через образную игрушку ребенок перенимает общественный и семейный уклад, социально-бытовые, этические и эстетические нормы. Именно поэтому при оценке образной игрушки особенно внимательно следует относиться к тому образу, который зафиксирован в ее внешнем виде. Куклы должны быть достаточно привлекательны, миловидны, похожи на ребенка или взрослого, словом - на обычного человека.

Чтобы стать средством настоящей игры, образная игрушка долж­на обладать определенными качествами, Прежде всего такая игрушка должна давать возможность ребенку наделять ее любым характером, приписывать ей различные переживания, совершать в его руках разно­образные действия.



Важное качество образной игрушки — это гармоничное сочетание условности и реалистичности образа. Реалистичность и узнаваемость образа становится ориентиром, оправляющим игровые действия и сю­жет, а его условность открывает возможности разнообразных игровых действий и событий в рамках данного сюжета. Излишняя натурали­стичность (например складки и припухлости у младенцев, первичные половые признаки и пр.) не только портит облик игрушки, но и мешает ребенку вкладывать в образ свои представления.

Образные игрушки, содержащие механизмы, обеспечивающие им самостоятельные движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.), часто становятся предметами для манипулирования и экспериментирования, уводя ребенка от смысла игровой деятельности, — создание воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и блокирует инициативность ребенка, а значит, и возможность настоящей игры. При этом желательно, чтобы отдельные части куклы были подвижными и ей можно было придать необходимую в игре позу. Это особенно важно для кукол, используемых в ролевых играх.

Для режиссерских игр образные игрушки совершенно необходи­мы - без них игра редко бывает полноценной. Для таких игр нужны самые разные куклы (разного пола, возраста), фигурки животных и других существ размером до 30 см. В режиссерской игре все игровое взаимодействие строится между персонажами, которые находятся в руках играющего, поэтому размер куклы должен быть удобным для удерживания ее в одной руке.

Итак, главными требованиями к образным игрушкам являются:

• открытый, нейтральный облик, позволяющий наделять игрушку любым характером и. настроением;

• реалистичность, узнаваемость образа, но не его натуралистич­ность;

• подвижность отдельных частей (головы, рук, ног), чтобы кукле можно было придать необходимое положение, например посадить;

• отсутствие механизмов.

Для классического коллективного варианта ролевой игры большое значение имеют атрибуты роли (т.е. головные уборы, элементы костю­ма, воротнички, повязки и пр.). Они помогают участникам игры удер­живать ролевую позицию и ролевое взаимодействие. Эти предметы опять же должны быть достаточно условными. Например, вместо ко­стюма доктора лучше предложить ребенку белый халат, который может заменить различные костюмы — доктора, продавца, ученого и др. Хо­роший вариант — иметь много различных тканей, ленточек, заколок, прищепок и т.д., из которых легко можно соорудить нужный костюм.

Для куклы также нужны кукольная одежда и аксессуары в соответствии с размером кукол — достаточно двух комплектов (для теплого и холодного времени года) и обуви. Нужен необходимый минимум, чтобы игра не превращалась в манипуляцию внешним видом игрушек. Опять же хорошей заменой атрибутам будут небольшие лоскуты тка­ни, веревочки и т.п.

В режиссерских играх атрибуты роли легко заменяются подруч­ным материалом. В то же время наличие нескольких разных костю­мов или их элементов может очень разнообразить игру. Например, наличие королевского плаща, короны, бороды и тому подобных вещей, подходящих для маленьких куколок, могут повернуть игру в неожиданном направлении. Преобразование кукол (а не просто их украшение) позволяет ребенку увидеть знакомую куклу в новом обличье, что делает ее образ объемнее, интереснее и наполняет его новым содержанием.

Предметы оперирования

Предметы оперирования — это игрушки, с которыми осущест­вляются игровые действия, т.е. всевозможное игрушечное хозяйство и транспортные средства.

Кукольное хозяйство - игрушки, отражающие весь мир предметов, которые активно используются в повседневной жизни: с их помощью убирают, готовят еду, ремонтируют, создают и т.д.

Транспортные игрушки - это игрушки, отображающие различные виды транспорта. К ним относятся легковые и грузовые машины, ма­шины «скорой помощи», милиции и пр., железнодорожный, авиа- или водный транспорт, приспособления для механической транспортиров­ки - тачки, коляски, кареты, тележки и пр.

Выделение транспортных игрушек в отдельную категорию связано с их особой ролью в детской игре. Игрушечный транспорт расширяет пространство сюжета за счет возможности перемещения персонажей и предметов.

Предметы оперирования придают игре динамику, помогают ос­мыслить различные игровые действия, наталкивают на эти действия. Например, если у ребенка среди набора кухонной утвари есть скалка, то это может натолкнуть его на игровое действие с ее использованием (например приготовление пирога) или даже на целый сюжет (день рождения, сказочные сюжеты и др.).

Многие действия с помощью предметов оперирования уточня­ются, становятся для ребенка более законченными, более оформ­ленными, причем и для ребенка, совершающего действие, и для его партнера.

В то же время предметы оперирования не должны быть слишком натуралистичными как по своему внешнему виду, так и по способу действия. И то, и другое плохо сказывается на развитии сюжетной игры: законченный внешний вид игрушки (например, когда игрушеч­ная стиральная машина выглядит, как настоящий продукт конкретно­го производителя, вплоть до указания марки — «Indesit», «Bosch» и др.), будет препятствием для воображения и создания обобщенного образа предмета, а «работающая» бытовая техника препятствует разнообраз­ным игровым действиям, гибкому сюжету.

Еще одной проблемой с предметами оперирования может стать их избыточное количество: чем более реалистичны эти игрушки, тем большее количество их требуется. Если у ребенка есть несколько ем­костей разных форм, то они при желании могут служить чашками, кув­шинами, кофейниками, кастрюлями и т.д., т.е. игровое значение пред­мета меняется в зависимости от игрового замысла. Но если у ребенка есть и кофейный, и чайный наборы, и рыбная, и десертная вилки и т.д., то подобных предметов будет требоваться все больше и больше.

Беспорядок в игрушках, их обесценивание, потеря игровой моти­вации часто связаны именно с чрезмерным количеством реалистич­ных игрушек.

Транспортные игрушки хороши именно большого размера — особенно те, что позволяют детям возить друг друга. Альтернативой транспортным игрушкам могут стать крупные конструкторы, позво­ляющие построить самолет, поезд, пароход и т.п. и играть понарошку. Для сюжетной игры маленьких детей (двух-трех лет) предметы оперирования очень важны, поскольку вводят ребенка в мир игры, в мир замещений. Простые цепочки предметных действий составляют основу этой игры - без таких игрушек игра может и не появиться. При этом предметов оперирования не должно быть много - это посудка, кастрюли, расческа, возможно, бутылочка для куклы, постельное белье и полотенце. Все остальное вполне можно заменить полифунк­циональным материалом.

В режиссерских играх кукольное хозяйство требуется в мини­мальных количествах, если речь идет о бытовых предметах. В то же время в некоторых наборах можно обнаружить огромное количество крохотных предметов для маленьких куколок - даже игрушки для кукол, соски, бутылочки, плечики для кукольной одежды и пр. Такое разнообразие необыкновенно привлекательно и для взрос­лых (мечтавших о подобном в детстве), и для детей. Однако играть с таким материалом довольно сложно. Во-первых, когда слишком много предметов, внимание детей рассеивается и держать какую-то более-менее определенную игровую линию им становится сложно - каждая новая игрушка «зовет» ребенка действовать с нею. Во-вторых, большое количество мелких предметов легко теряется в общей куче игрушек. В-третьих, для младших школьников, которые вполне могли бы играть с подобными наборами, они уже не представляют такой ценности: миниатюрными предметами приятно любоваться, но не играть.

Для режиссерских игр достаточно нескольких вполне традицион­ных предметов (посуды, постельного белья, полотенец и т.п.), а также нескольких необычных - например, самовара, волшебной палочки, подзорной трубы и т.п. Необычные предметы часто задают сюжет игры или придают вроде бы знакомым сюжетам новый характер, наполняют их новым содержанием.

Особое значение для режиссерских игр приобретает транспорт. Транспорт отражает и расширяет пространство и время в режиссер­ской игре. Поэтому для ее поддержания нужно предоставить ребенку в пользование несколько видов транспорта: помимо обычных машинок, пригодятся поезд, самолет, кораблик. Желательно, чтобы в транспорте были места для персонажей: перевозить кукол - одно из ценнейших действий в этом виде игры, их возят долго, специально подчеркивая расстояние и длительность пути. Поэтому невозможность осуществить это действие тормозит игру, часто огорчает детей.

Маркеры пространства

К маркерам пространства относятся все объекты, которые помо­гают организовать пространство - дома и другие здания, сооружения, малые архитектурные формы (фонари, беседки и пр.), мебель и неко­торые предметы интерьера и ландшафта и т.п. Эти предметы нужны как для режиссерской, так и для ролевой игры.

Сейчас появляется все больше всевозможных игрушечных зданий для кукол - это уже не только кукольные дома, но и отделения почты, полиции, пожарная служба и пр. При этом обычный дом больше от­крыт разным сюжетам. Дом в известном смысле - точка отсчета раз­личных событий: и традиционно домашних - семейных и социальных (например поход в магазин или в больницу), и приключенческих, в ко­торых персонален отправляются в путешествия. В обычном кукольном доме вполне могут происходить и волшебные события, особенно если дом достаточно традиционен. В отличие от этого, магазины, различ­ные отделения социального обслуживания и тому подобные здания стимулируют ребенка только на заданный сюжет.

«Волшебные» дома (дворцы, замки, сказочные избушки, различ­ные домики для фей, гномов и т.п.) и фантастические здания для не­реальных существ (например инопланетян) направляют игру ребенка по пути волшебства, сказки, фантазии. Они также обладают различной степенью открытости для собственной активности ребенка. Дворцы, замки и многие сказочные избушки будут направлять ребенка на сказочный или приключенческий сюжет, но оставляют простор для развития содержания игры. В то же время некоторые сказочные из­бушки (например избушка на «курьих ножках»), а также домики фей или фантастические здания задают довольно жесткий сюжет игры, а иногда и сужают ее содержание.

Однако и открытый на первый взгляд дом может сильно ограни­чивать игру ребенка своей конструкцией. Слишком маленький размер, неудачная крыша, неподвижная лестница - все это часто создает до­садные помехи игре. Самые удачные в этом смысле дома те, у которых все ключевые части являются подвижными, легко трансформируемы­ми и в то же время устойчивыми и надежными.

Устойчивость и надежность — это также важное качество других маркеров пространства. В то время как их образ не столь важен для раз­вития и поддержания сюжета, одно их присутствие помогает создать мнимую ситуацию. Наличие фонариков, клумб, мостиков и прочих элементов помогает осваивать пространство за счет того, что его легко можно охватить одним взглядом.

Главными требованиями к маркерам пространства для режиссерских игр являются:

• открытый образ дома, позволяющий присвоить ему любое игро­вое значение;

• мобильность конструкции;

• достаточный размер для игры и его соответствие размеру игро­вых персонажей;

• устойчивость и надежность.

Для ролевых игр достаточно мобильной мебели или даже полифункциональных конструкторских блоков, которые могут служить при необходимости столом, стулом, кроватью, ящиком и т.п. Такой конструктор - идеальный вариант, поскольку он не загромождает пространство и позволяет с легкостью преобразовывать его. В любой момент игры он может служить практически любым необходимым объектом, а при необходимости конструктор легко убрать.

Дома и другие сооружения для ролевых игр часто излишни - их заменяют те же конструкторские элементы, крупные куски ткани и т.п., с помощью которых можно каждый раз делать что-нибудь новое.

Игрушки не для игры

Выбирая материал для сюжетных игр, важно помнить о типичных недостатках, которыми обладают многие игрушки на современном рынке. Поэтому подчеркнем еще раз особенности игрушек, которые могут стать помехой в детской игре и служить не развивающим, а тор­мозящим игру элементом.

Неадекватное цветовое решение. Землистый цвет лица у куклы, интенсивный макияж, несоответствующий цвет животного, слишком яркие оттенки цветов, их дисгармоничное сочетание — все это портит внешний вид игрушки и влияет на эстетическое развитие ребенка.

Несоразмерность. Огромная голова, посаженная на маленькое туловище и утрированно длинные ноги с большими (для устойчивости) ступнями отрицательно влияют на формирование образа тела. Дом или машина, в которые невозможно поместить персонажа, чаще всего нарушают целостность игры и раздражают ребенка.

Встроенные механизмы. Звучащие и самостоятельные в своем движении игрушки препятствуют игровой инициативе детей, вынуждая их выполнять заданную игрушкой программу. Поскольку механизмы в игрушках все еще довольно примитивны, то игра ребенка остается на уровне отдельных игровых действий или даже операций, не достигая сложного уровня обобщений.

Правила организации игровой среды в ДОУ

Есть несколько правил, позволяющих организовать игровую среду так, чтобы она направляла ребенка на сюжетную игру и в то же время оставляла ему максимум свободы.

Большое пространство и наличие укромных уголков. Большое пространство нужно для свободного перемещения, активных движений во время игры, крупномасштабного конструирования. Оно достигается за счет отсутствия громоздких предметов и наличия полифункцио­нальных легко трансформируемых материалов (например, вместо большого дома для ролевой игры — крупные конструкторские блоки). Укромные уголки легко организуются за счет расстановки мебели, наличия специфической мебели (например кровати на втором ярусе), ширм, больших кусков тканей и т.п.

Необходимое и достаточное количество игрушек. Чрезмерное количество игрушек дезориентирует ребенка, рассеивает внимание, легко переключает его с одной игры на другую. Кроме того, много игрушек трудно хранить в порядке, а в процессе игры приходится слишком долго искать нужный предмет. В то же время нехватка предметов и невозможность их заменить также разрушают игру и не позволяют реализовать замысел. Поэтому в игровой комнате нужно оставлять те игрушки, которыми дети действительно играют, а остальные убрать подальше. Во-первых, это поможет детям организоваться, а во-вто­рых, придаст чувство новизны при встрече со старой игрушкой спустя какое-то время.

Разнообразие игрового материала. Вместо двух десятков машинок лучше приобрести разный игрушечный транспорт: автобус, корабль, лодку, ракету, самолет и др., вместо десяти кукол Барби — куклу-мла­денца, куклу-подружку, девочку и мальчика, а также набор кукол «се­мья» для режиссерской игры, какие-нибудь фигурки животных и т.п.

Разнообразие игрового материала будет направлять и поддерживать детский замысел, позволит воплотить в игре разные истории. Незаме­ним в этом смысле полифункциональный материал, который может стать недостающим предметом.

Соблюдение этих простых правил поможет создать творчес­кую, гибкую игровую среду для самой важной - сюжетной - игры ребенка.

 

Рекомендуемая литература

1. Koponvcoea H.A., Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С. 9-11.

2. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство разви­тия сознания дошкольника // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 62-71.

3. Смирнова Е.О. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды // Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С. 18—24.

4:Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника// Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 62—70.

 

 

Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

Статья посвящена одному из главных видов детской деятельно­сти - игре с правилами. Коротко освещаются основные признаки игры с правилами, обсуждается ее влияние на развитие ребенка. Даны психоло­го-педагогические ориентиры для выбора данного вида игр. Специаль­ное внимание уделено играм с правилами для детей на разных этапах дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра с правилами, младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст.

Игра с правилами занимает особое место в развитии дошкольни­ков и в жизни детского сада. Это специфический вид игровой деятель­ности, принципиально отличный от других.

Прежде всего, игра с правилом это всегда совместная деятельность. Она не может осуществляться индивидуально и с необходимостью предполагает партнеров. В таких играх игровые действия задаются и определяются правилами, которые имеют формализованный, осознанный харак­тер. Если в сюжетной игре правила как бы спрятаны в роли и связаны с субъективным, личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации, то в играх с правилами эти правила однозначны, не допускают субъективных интерпретаций и обязательны для всех участников игры.

В играх с правилами, в отличие от сюжетных, всегда есть заранее заданный результат, т.е. выигрыш. Критерии выигрыша должны быть четко, объективно представлены, поскольку они определяют момент завершения игры.

Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и час­то совмещается с ними. Широко известны игры, в которых четкие пра­вила сочетаются с элементами ролевой игры («Кошки-мышки», «Лиса и гуси», «Лохматый пес» и др.), однако чаще всего игра с правилами соединяется с дидактическими играми, когда действие по правилу связано с решением познавательных или речевых задач. Многие игры с правилами, которые предлагаются сегодня для дошкольников, имеют ярко выраженный дидактический характер.

Следует различать игру как дидактическое средство и как самостоятельный вид деятельности. Если дидактические игры специально создаются взрослыми для овладения детьми какими-то знаниями и навыками, то игры с правилами не имеют такой задачи. В них глав­ное — выиграть при неукоснительном соблюдении правил. Конечно, каждая игра с правилами чему-то учит ребенка, поскольку она стиму­лирует физические и умственные усилия, которые прилагает ребенок в процессе игровых действий и которые полезны для его развития. Например, нужно ответить на вопрос, запоминать, где лежат картин­ки, продумывать стратегию дальнейших ходов, быстро считать и пр., однако эти знания и навыки далеко не главное в игре.

Главное значение игры с правилами заключается в развитии об­щения детей, а именно в нормативной регуляции их взаимодействия. В играх с правилами, как кооперативной деятельности, требующей соблюдения правил (норм), обязательных для всех участников, воз­никает требование не просто произвольного поведения, но взаимной нормативной регуляции - необходимой составляющей морально-нравственного и социального развития ребенка. В этом виде игры создаются условия и необходимость для овладения детьми норматив­ными способами реализации принципа справедливости, причем все это происходит в самостоятельной деятельности детей без контроля и давления со стороны взрослых.

Важным является также опыт переживания ребенком собствен­ного проигрыша, неудачи в такой пока еще не слишком значимой деятельности, как игра. Многие дети переживают малейшую неудачу как жизненную катастрофу — обижаются на всех, отказываются от дея­тельности и даже плачут. Переживание своего неуспеха и признание успеха сверстника в игре с правилами «закаляет» ребенка, упорядочи­вает реакции на ситуации фрустрации.

Игра с правилами также способствует овладению различными типичными для взаимодействия со сверстниками нормами: очеред­ности, обмена функциями, распределения функций внутри группы, справедливости и пр.

В настоящее время, когда формы совместной деятельности детей весьма ограничены, все эти воспитательные задачи являются крайне актуальными. Игра с правилами может стать настоящей школой обще­ния и социального поведения для детей дошкольного возраста.

Однако, для того чтобы игры с правилами выполняли свою развивающую роль, они должны соответствовать определенным психоло­гическим критериям. В настоящее время рынок предлагает огромное количество различных игр с правилами. Наряду с традиционными «бродилками», «мемори» и лото появились новые, весьма интересные и оригинальные отечественные и зарубежные игры. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии, опишем некоторые требования к таким играм.

Общие требования к играм с правилами

Прежде всего следует обратить внимание на материал игры, ее об­щий контекст, который определяет привлекательность и, во многом, понятность игровых действий для ребенка. Он может быть предмет­ным, сюжетным и абстрактным.

Предметный материал игры предполагает конкретные узнаваемые образы, например изображения животных, различных предметов.

Сюжетный материал предполагает некий контекст игры, исто­рию, в рамках которой протекает игра. Это могут быть известные де­тям сказки и рассказы, мультфильмы и фильмы, а могут быть новые, созданные под данную игру миры или истории, например подводное царство или путешествие в космос.

Некоторые сюжеты современных игр несут определенное агрес­сивное или деструктивное содержание («Убей террориста», «Конец света», «Киллеры» и пр.). Многие упаковки игр «украшены» привлека­тельными для детей, но страшными картинками различных «ужасов»: черепа, скелеты, отрубленные головы, сцены убийств и пр. Такие игры возможны в подростковом возрасте или для взрослых людей (напри­мер в качестве забавы), но детям дошкольного возраста их предлагать не стоит, поскольку их морально-этические нормы в этом возрасте только формируются и почувствовать границу между шуткой и реаль­ностью им еще сложно.

Знакомые и популярные сюжеты, конечно, привлекают детей к игре. Этот контекст задает не только привлекательность игры, но и осмысленность игровых действий, что особенно важно для дошколь­ников. В то же время сюжетный контекст игры может гармонично сочетаться с ее правилами, а может противоречить им или даже совсем с ними не пересекаться. Это дезориентирует ребенка и может его рас­страивать. Например, предыстория игры рассказывает о каком-нибудь путешествии, а в игровых действиях никакого путешествия нет.

Игры с правилами могут быть построены и на абстрактном, формализованном материале (как, например, шашки, шахматы, сет и пр.),

но для детей дошкольного возраста (до 6-7 лет) интереснее игры на материале сюжетов.

Центральным моментом игры являются игровые правила. Правила бывают очень сложными и разнообразными, иногда настолько, что разобраться или запомнить их можно только со второго-третьего раза. Поэтому особое значение имеет то, насколько понятно эти правила изложены. Иногда в иностранных играх русскоязычный вариант пра­вил изложен слишком кратко, малопонятно или же совсем отсутствует. Это, конечно же, снижает ценность игры. Приобретая ту или иную игру с правилами, необходимо понять ее суть и разобраться в правилах действия. Хорошо, если правила четко структурированы, все ключе­вые моменты выделены, сложные ситуации и игровые действия объ­яснены на примерах, подкреплены картинками. Сложность правил, конечно, должна соответствовать возрасту детей, но во всех случаях они должны быть безоговорочно понятны для взрослых.

При выборе игры нельзя игнорировать ее дидактический аспект. Основное требование — соответствие правил и игровых действий умственным и физическим возможностям ребенка. Иногда здесь на­блюдается рассогласование: либо достаточно сложные учебные задачи включены в элементарные правила, либо сложная структура игры связана с ответами на примитивные вопросы. В первом случае реду­цируется игровой характер действия, и оно сводится к выполнению учебных задач (т.е. игра с правилами превращается в сугубо дидакти­ческую). Игровые действия не должны требовать от детей чрезмерных усилий (как физических, так и умственных), отвлекающих от основ­ной цели игры. Во втором случае дидактическая нагрузка принимает чисто формальный характер. Следует подчеркнуть, что отсутствие дидактических моментов не является недостатком для игр с правила­ми, поскольку их развивающая роль заключается не в усвоении знаний или отработке навыков. Дидактика имеет значение, скорее, в качестве оптимального уровня сложности, позволяющего детям реализовывать свой потенциал.

Важный элемент игры с правилами — качество ее изготовления и особенности материала. Бумажные карточки, которые рвутся уже при первой игре, игровое поле, которое невозможно ровно уложить, из-за чего все фишки и другие детали не держатся, плохо отшлифованные деревянные фигурки и т.п. — все это затрудняет игру, а порой делает ее невозможной. Необходимо также обращать внимание на упаковку игры. Она должна быть удобной для хранения — прочной и иметь от­деления для всех деталей (особенно для мелких). Если это условие не выполнено, то самостоятельное использование игры детьми сильно затруднено, ведь детали игры легко теряются.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.