|
Формы организации обучения
Методы обучения: понятие, характеристика, классификации. Выбор методов обучения.
Метод – это способ осуществления педагогической деятельности, который ведет к достижению поставленной образовательной цели. Методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося, направленные на решение задач образования. Прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в его реализации, носящий по отношению к методу подчиненный характер. Средства обучения – все то, что способствует достижению цели образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. К средствам относятся различные виды деятельности (игра, труд), совокупность объектов и предметов для педагогической работы (умк, лит-ра, …). Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с: цели и задачи обучения, кол-во часов, уровень подготовки, способности уч-ся, динамика коллектива, специфика предмета, матер-техническая база, соответствие менталитету, цели и задачи конкретного урока, возраст, индивидуальные особенности, все виды background.
По характеру познавательной деятельности Бабанский на основе целостного подхода к проблеме обучения в современной дидактике все многообразие МО свел в 3 основные группы:1 - организации и осуществления уч.-познават. деятельности (словесные, наглядные, практические (аспект передачи и восприятия информации), репродуктивные, проблемно-поисковые (аспект мышления), индуктивные, дедуктивные(логический аспект) ; 2 - её стимулирования и мотивации; 3 - контроля и самоконтроля. Методы стимулирования и мотивации учения разделяются на методы формирования интереса к учению (познават. игры, уч. дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний и др.) и методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, порицание и др.). К методам контроля и самоконтроля отнесены разл. варианты устной, письм., машинной, лаборатоной проверки знаний.
По источникам информации МО. подразделялись на словесные (рассказ, беседа, лекция), наглядные (схемы, таблицы, пособия) и практические (лабы, решение задач) (Перовский,. Голант), по осн. дидактич. целям выделялись методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки (контроля) (Данилов, Есипов). Предлагалось, напр., выделять активные М. о. (лабораторный, работа учащихся с книгой) и пассивные — изложение учителя, демонстрация и пр. (Голант).
В соответствии с характером познават. деятельности учащихся по усвоению содержания образования (Скаткин, Лернер)выделяются такие методы, как: объяснительно-иллюстративный – учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащийся ее воспринимает, осознает, фиксирует в памяти, самый экономичный способ передачи информации, однако не формирует умения и навыки пользования полученными знаниями; инструктивно-репродуктивный – многократное повторение способа деятельности по заданию учителя, формирует умения и навыки применения полученных знаний; проблемного изложения – учитель ставит перед учащимся проблему и сам показывает путь ее решения. Цель – показать образцы научного познания, научного решения проблемы. Уч-ся получают эталон научного мышления и познания; частично-поисковый – учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а уч-ся осушествляет одельные шаги поиска ее решения, что предполагает творческую деятельность и приближение уч-ся к самостоятельному решению познавательных проблем; исследовательский – целостное решение проблемы обеспечивает творческое приминение знаний, метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся.
Эта дидактич. система МО, являясь частью целостной дидактич. теории, охватывает все цели воспитывающего и развивающего обучения, все формы МО, отражает системное рассмотрение всех аспектов МО.
Формы организации обучения
Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.
Основная форма организации занятий в рамках классно-урочной системы ( ей уже 400лет), (Коменский), - урок.Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению. (Типологию урока и организационное разработал Ушинский.)
В конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых своими помощниками — мониторами. Изобретение белль-ланкастерской системы, получившей свое название от фамилии ее создателей — священника А.Белля и учителя Д.Ланкастера, было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.
Дальтон план "лабораторный план" (начало 20 века) (Паркхерст+Дьюи), система индивидуализированного обучения, в которой учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно в предметных лабораториях по индивидуальному плану, что побуждало их к поиску рациональных приёмов работы. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не получил.
Бригадно-лабораторный метод (20е годы) в отличие от дальтон-плана предполагал сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, готовились к общим экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги бригадной работы. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.
Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы.
Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения Обучающе-образовательная, Воспитательная, Организационная, Психологическая, Развивающая, Интегрирующе-дифференцирующая, Систематизирующая и структурирующая, Комплексирующая и координирующая, Стимулирующая.
Индивидуальная
| Парная
| Групповая
| Коллективная
| Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.
(ученик-книга, ученик-тетрадь).
| Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.
(ученик-ученик, учитель-ученик).
| Одного слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).(ученик-ученики).
| Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива (ученик-ученики, ученики-ученики).
| | Формирование знаний
| Закрепление и систематизация знаний
| Формирование умений и навыков
| Повторение и систематизация знаний
| Контроль
| | | Лекция, конференция, экскурсия, консультация.
| семинар , заключительная конференция, конференция, экскурсия.
| Учебно-практическое занятие, практическое занятие, практикум
| обзорная лекция, конференция, экскурсия, консультация
| Зачёт, собеседование, экзамен, олимпиада, практикум
| | | | | | | | | | | |
Название формы
| Достоинства
| Недостатки
|
Индивидуальная
| Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль.
| Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.
|
Групповая
| Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.
| Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.
|
Парная
| Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем.
| Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.
|
Коллективная
| Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников.
| Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят “Сам учи, что тут сложного”.
| Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-“суды”, уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|