Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы организации обучения





Методы обучения: понятие, характеристика, классификации. Выбор методов обучения.

Метод – это способ осуществления педагогической деятельности, который ведет к достижению поставленной образовательной цели. Методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося, направленные на решение задач образования. Прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в его реализации, носящий по отношению к методу подчиненный характер. Средства обучения – все то, что способствует достижению цели образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. К средствам относятся различные виды деятельности (игра, труд), совокупность объектов и предметов для педагогической работы (умк, лит-ра, …). Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с: цели и задачи обучения, кол-во часов, уровень подготовки, способности уч-ся, динамика коллектива, специфика предмета, матер-техническая база, соответствие менталитету, цели и задачи конкретного урока, возраст, индивидуальные особенности, все виды background.



По характеру познавательной деятельности Бабанский на основе целостного подхода к проблеме обучения в современной дидактике все многообразие МО свел в 3 основные группы:1 - организации и осуществления уч.-познават. деятельности (словесные, наглядные, практические (аспект передачи и восприятия информации), репродуктивные, проблемно-поисковые (аспект мышления), индуктивные, дедуктивные(логический аспект) ; 2 - её стимулирования и мотивации; 3 - контроля и самоконтроля. Методы стимулирования и мотивации учения разделяются на методы формирования интереса к учению (познават. игры, уч. дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний и др.) и методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, порицание и др.). К методам контроля и самоконтроля отнесены разл. варианты устной, письм., машинной, лаборатоной проверки знаний.

По источникам информации МО. подразделялись на словесные (рассказ, беседа, лекция), наглядные (схемы, таблицы, пособия) и практические (лабы, решение задач) (Перовский,. Голант), по осн. дидактич. целям выделялись методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки (контроля) (Данилов, Есипов). Предлагалось, напр., выделять активные М. о. (лабораторный, работа учащихся с книгой) и пассивные — изложение учителя, демонстрация и пр. (Голант).



В соответствии с характером познават. деятельности учащихся по усвоению содержания образования (Скаткин, Лернер)выделяются такие методы, как: объяснительно-иллюстративный – учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащийся ее воспринимает, осознает, фиксирует в памяти, самый экономичный способ передачи информации, однако не формирует умения и навыки пользования полученными знаниями; инструктивно-репродуктивный – многократное повторение способа деятельности по заданию учителя, формирует умения и навыки применения полученных знаний; проблемного изложения – учитель ставит перед учащимся проблему и сам показывает путь ее решения. Цель – показать образцы научного познания, научного решения проблемы. Уч-ся получают эталон научного мышления и познания; частично-поисковый – учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а уч-ся осушествляет одельные шаги поиска ее решения, что предполагает творческую деятельность и приближение уч-ся к самостоятельному решению познавательных проблем; исследовательский – целостное решение проблемы обеспечивает творческое приминение знаний, метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся.

Эта дидактич. система МО, являясь частью целостной дидактич. теории, охватывает все цели воспитывающего и развивающего обучения, все формы МО, отражает системное рассмотрение всех аспектов МО.



Формы организации обучения

Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная ра­бота, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.

Основная форма организации занятий в рамках классно-урочной системы ( ей уже 400лет), (Коменский), - урок.Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы ра­боты, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению. (Типологию урока и организационное разработал Ушинский.)

В конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовлен­ности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых своими помощниками — монито­рами. Изобретение белль-ланкастерской системы, получившей свое название от фамилии ее создателей — священника А.Белля и учителя Д.Ланкастера, было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распростра­нении элементарных знаний среди рабочих и сохранением ми­нимальных затрат на обучение и подготовку учителей.

Дальтон план "лабораторный план" (начало 20 века) (Паркхерст+Дьюи), система индивидуализированного обучения, в которой учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно в предметных лабораториях по индивидуальному плану, что побуждало их к поиску рациональных приёмов работы. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не получил.

Бригадно-лабораторный метод (20е годы) в отличие от дальтон-плана предполагал сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, готовились к общим экскурсиям, учи­тель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги бригад­ной работы. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчиты­вался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы.

Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения Обучающе-образовательная, Воспитательная, Организационная, Психологическая, Развивающая, Интегрирующе-дифференцирующая, Систематизирующая и структурирующая, Комплексирующая и координирующая, Стимулирующая.

Индивидуальная Парная Групповая Коллективная
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми. (ученик-книга, ученик-тетрадь). Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает. (ученик-ученик, учитель-ученик). Одного слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).(ученик-ученики). Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива (ученик-ученики, ученики-ученики).
Формирование знаний Закрепление и систематизация знаний Формирование умений и навыков Повторение и систематизация знаний Контроль
Лекция, конференция, экскурсия, консультация. семинар , заключительная конференция, конференция, экскурсия. Учебно-практическое занятие, практическое занятие, практикум обзорная лекция, конференция, экскурсия, консультация Зачёт, собеседование, экзамен, олимпиада, практикум
                   

 

Название формы Достоинства Недостатки
  Индивидуальная Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.
  Групповая Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.
  Парная Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.
  Коллективная Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят “Сам учи, что тут сложного”.

Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-“суды”, уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.