Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ»





Требования к усвоению понятия «урок»:

- давать современную научную характеристику понятия «урок»;

- знать типы и виды уроков;

- знать сущность урока (структуры, функции, цели);

- знать виды анализа уроков и применять их;

- уметь анализировать урок и определять его тип, вид, структуру;

- знать содержание подготовки к уроку;

- знать особенности уроков в начальной (городской и сельской малокомплектной) школе.

Дидактический аспект. Урок - основная организационная форма обучения, отражает все свойства и функции процесса обучения; имеет основные признаки, представляет собой дидактическую систему, имеющую структуры - дидактическую, методическую, логико-психологическую, мотивационную; многообразие уроков систематизировано в типы и виды уроков.

Психологический аспект. На уроке осуществляются взаимосвязанные деятельности учителя и учащихся на основе общения, происходит формирование учебной деятельности и усвоение социального опыта.

Методический аспект. Уроки вариативны - отличаются целями, задачами, структурой; зависят от содержания учебного предмета и педагогического мастерства учителя.



Виды учебной работы студента над понятием «урок»

Лекции по темам «Урок - основная организационная форма обучения» (теория обучения), «Педагогическая деятельность» и «Учебная деятельность» (педагогическая психология), по соответствующим темам методик преподавания школьных предметов.

Рекомендуемая литература

 

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград, 1996. - С.34-51.

2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980.

3. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков, 1996.

4. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. - М., 1990.

5. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1981.

6. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1981.

7. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - С.385 -414.

8. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.218-237.

9. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С319-363.

10. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М., 1985.

Лабораторное занятие

Тема: Урок - основная форма организации обучения

Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков (русского языка, математики, чтения, природоведения, труда и др.) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время урока, означающее начало каждого нового вида работы.



2. Проанализировать уроки и определить:

- дидактическую и методическую структуры урока (изобразите схематически, например с помощью отрезка прямой линии, поделенной на участки, соответствующие элементам структуры урока);

- тип и вид урока.

3. Ответить на вопросы:

- какой из элементов урока оказался наиболее длительным? самым коротким? самым продуктивным?

- на каком этапе каждого урока активность и работоспособность детей оказалась наиболее высокой? чем это можно объяснить?

4. Составить краткий письменный отчет о выполнении заданий.

Сделайте выводы относительно особенностей построения уроков в начальной школе.

Производственная практика - ознакомление с уроками разных типов и видов, формирование умения планировать и проводить уроки, анализировать уроки своих коллег, проводить самоанализ уроков.

Учебно-исследовательская работа- написание реферата, курсовой и дипломной работы по следующим темам.

1. Сущность современного урока.

2. Урок как целостное явление в теории и практике обучения.

3. Проблемный урок и его особенности в начальной школе.

4. Интегрированный урок: сущность, планирование, анализ.

5. Взаимодействие учителя и учащихся на уроках разных видов.

6. Урок как средство формирования учебной деятельности младших школьников.

7. Урок в системе обучения: отечественный и зарубежный опыт.

 

Контрольный блок



 

1. Ответьте на вопросы:

- каковы существенные признаки урока?

- как определяется тип и вид урока?

- какой урок можно считать проблемным, интегрированным?

- что является главным при планировании урока?

- каковы важнейшие критерии оценки современного урока?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

- «учительница начала урок русского языка с актуализации знаний: она проверила домашнее задание и убедилась, что все ученики выполнили его правильно, кроме Ванечки, который, как всегда, перепутал номера упражнений...»;

- «методическая структура урока включала опрос, изучение нового материала и его закрепление».

МОДУЛЬ «КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ»

Требования к усвоению понятий «контроль» и «оценка»:

- знать сущность контроля и оценки (критерии, функции, объект контроля, связь оценки с отметкой);

- знать типы, виды, способы и средства контроля;

- знать особенности контроля и оценивания в начальной школе;

- уметь организовывать контроль и оценивать результаты учебной деятельности.

Дидактический аспект. Контроль и оценка - неотъемлемые, взаимосвязанные компоненты процесса обучения, выполняют функции этого процесса, особенно стимулирующую; осуществляются с помощью известных способов и средств обучения; представлены в учебных программах в виде требований к усвоению содержания образования.

Психологический аспект. Контроль и оценка при определенных условиях оказывают воздействие на мотивационную и эмоциональную сферы учащегося, активизируют деятельность, способствуют саморегуляции.

Методический аспект. Контроль и оценка предусмотрены учебными программами по школьным дисциплинам, проводятся в соответствии с требованиями к усвоению знаний и способов деятельности, а также критериями оценок, характерными для каждого учебного предмета.

 

Виды учебной работы студента над понятиями «контроль» и «оценка»

Лекциипо темам «Контроль и оценка как компоненты процесса обучения» (теория обучения), «Педагогическая деятельность», «Педагогическое общение» (педагогическая психология) и соответствующим темам методик преподавания школьных предметов.

Рекомендуемая литература

 

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980.

3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.329-343.

4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.368-428.

5. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1981.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979.- Т.1.- Гл. II.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.

 

Семинар

Тема: Проблемы контроля и оценивания в современной теории и практике обучения.

Цели: сложить углубленное представление о сущности контроля и оценки, сформировать профессиональное отношение к проблемам контроля и оценки в начальной школе.

Основные вопросы:

1. Сущность проверки знаний, умений и навыков учащихся (основные функции, педагогические и психологические требования к организации и проведению контроля).

2. Современные методы и формы контроля.

3. Тестирование (сущность, функции, значение).

4. Сущность оценивания (виды оценки, функции оценки, критерии оценки).

5. Методика оценивания, современные взгляды на оценивание.

6. В.А. Сухомлинский об оценке знаний младших школьников.

7. Опыт построения обучения на содержательно-оценочной основе, разработанный Ш.А. Амонашвили.

 

Практическое занятие

 

Тема: Оценивание как компонент деятельности учителя.

Цели: формирование профессиональной мотивации; формирование умения оценивать результаты учебной деятельности и обосновывать оценку; развитие педагогического мышления.

План занятия

 

1. Повторение основных теоретических положений об оценивании:

- что такое оценивание, оценка, отметка;

- что влияет на оценку или отметку;

- каковы нормы отметок по учебным предметам (общая хара­ктеристика);

- содержание оценки результатов учебной деятельности.

2. Анализ оценочной деятельности учителя с помощью просмотра видеозаписей фрагментов уроков:

- что включало в себя оценивание (отметку, комментарий, словес­ную оценку и т.д.),

- какие факторы учитывались при оценивании,

- что можно было бы добавить в оценивание учителя или изменить,

- выполнялась ли контролирующая и воспитывающая функция оценки,

- оценивались ли достижения в учебной деятельности.

3. Выполнение заданий тренировочного характера (например, оценивание письменных работ учащихся).

Лабораторное занятие

Тема: Контроль и оценка знаний и умений учащихся.

Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подроб­ный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов:

- определить, на каких этапах урока (в соответствии с методической структурой) осуществлялся контроль за учебной деятельностью и виды контроля;

- определить, какие виды оценки работы детей использовала учительница на каждом уроке;

- определить формы контроля и оценки;

-определить, с какими методами (приемами) обучения сочетались контроль и оценка учебной деятельности, какие функции выполняла оценка учителя;

- осуществлялась ли самооценка учебной деятельности; как она была организована; была ли взаимная проверка учащимися своих знаний и умений;

- советовалась ли учительница при оценивании работы отдельных учеников со всем классом, предлагала ли учащимся оценить чей-либо ответ.

3. Составьте краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить либо в таблице (попробуйте составить таблицу самостоятельно), либо в отдельной, специально для этого предусмотренной графе протокола урока (например в графе «Примечания»), либо отдельным текстом. В выводах отметьте особенности контролирующей и оценочной деятельности учителя в начальных классах.

Производственная практика - ознакомление с осуществлением на уроках контроля и оценки результатов учебной деятельности, формирование умений контролировать и оценивать учебные действия и их результаты, анализировать письменные и практические работы, устные ответы учащихся.

Учебно-исследовательская работа- написание реферата, курсового и дипломного сочинения по одной из предлагаемых тем.

1. Оценочная деятельность учителя.

2. Сущность контроля и оценки в обучении.

3. Тестовый контроль в начальной школе.

4. Контроль как средство повышения качества знаний.

 

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

1. Какими могут быть цели проверки знаний и умений учащихся?

2. Каковы основные виды, формы, способы контроля ?

3. Что такое оценивание? Как оно соотносится с оценкой и отметкой?

4. Какова специфика построения обучения на содержательно-оценоч­ной основе ?

5. Каковы современные взгляды на критерии оценки?

6. Представьте себе, что на родительском собрании вам необходимо убедить родителей в целесообразности безотметочного обучения. Как вы построите свое выступление? Какие доводы против подобного построения обучения могут привести родители ?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

- «тест позволяет определить уровень знаний...»;

- «текущий контроль направлен на выяснение текущих результатов учения»;

- оценивая ответ ребенка, учительница произнесла: «Хорошо, садись!».

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИДАКТИКЕ

 

1. Сущность процесса обучения (определение понятия, основные компоненты, связи между ними).

2. Основные функции процесса обучения.

3. Цели процесса обучения как системообразующий фактор.

4. Психологические основы процесса обучения.

5. Процесс обучения как сторона целостного педагогического процесса.

6. Движущие силы и закономерности процесса обучения.

7. Принцип обучения как дидактическая категория. Номенклатура дидактических принципов.

8. Научная характеристика принципов научности и доступности обучения.

9. Научная характеристика принципа систематичности и последо­вательности в обучении.

10. Научная характеристика принципа наглядности обучения.

11. Научная характеристика принципа индивидуализации обуче­ния.

12. Научная характеристика принципа активности и сознатель­ности учащихся в обучении.

13. Содержание образования: сущность, функции.

14. Научная характеристика документов, раскрывающих содер­жание образования.

15. Метод обучения как дидактическая категория.

16. Классификации методов обучения, их сравнительная харак­те­ристика.

17. Выбор методов обучения: педагогические и психологические факторы выбора и особенности для начальной школы.

18. Специальные средства обучения: виды, функции.

19. Наглядные средства обучения: их разнообразие и психолого-пе­дагогические условия применения в обучении, сочетание слова и средств наглядности.

20. Форма обучения как дидактическая категория. Сравнительная характеристика индивидуальной, групповой и фронтальной форм обу­чения.

21. Урок как основная организационная форма обучения. Классно-урочная система обучения. Типы и виды уроков: разнообразие научных подходов к типо­логии уроков и выделению видов уроков в школьной практике.

22. Научная характеристика структуры урока (дидактической, ме­тодической, логико-психологической).

23. Анализ урока, виды анализа.

24. Цели и задачи урока: определение понятий, связи между ними, номенклатура целей и задач.

25. Контроль как дидактическая категория (понятие и сущ­ность). Виды, формы, способы контроля.

26. Оценка как дидактическая категория (понятие, сущность, соот­ношение с отметкой, факторы оценивания).

27. Научная характеристика объяснительно-иллюстративного обучения.

28. Научная характеристика проблемного обучения.

29. Научная характеристика программированного обучения.

30. Научная характеристика компьютерного обучения.

31. Дидактическая система обучения Л.В. Занкова.

32. Современные проблемы школьной дидактики.

33. Организация обучения в малокомплектной школе.

34. Научная характеристика домашней учебной работы младшего школьника.

Прикладные вопросы (задания)

 

1. Анализ протокола урока (фрагмента) с точки зрения движущих сил процесса обучения.

2. Анализ протокола урока (фрагмента) с точки зрения учета прин­ципов обучения.

3. Анализ протокола урока с точки зрения его типа, вида, структуры.

4. Анализ урока (фрагмента) с точки зрения использованных методов и приемов обучения.

5. Анализ урока (фрагмента) с точки зрения использованных специ­альных средств обучения и их сочетаний со словом учителя.

6. Анализ урока (фрагмента) с точки зрения использованных форм обучения.

7. Определение на основе анализа урока подхода к организации процесса обучения (или типа обучения).

8. Анализ урока с точки зрения воспитывающей и развивающей функций процесса обучения.

9. Определение на основе анализа урока содержания образования, включенного в него.

10. Формулировка целей и задач урока (тема, предмет, класс - по выбору) с использованием учебной программы и учебника.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Сущность процесса обучения в трудах отечественных ученых.

2. Объяснительно-иллюстративное обучение.

3. Проблемное обучение.

4. Программированное обучение.

5. Развивающее обучение (по Л.В. Занкову).

6. Компьютерное обучение.

7. Методы и приемы обучения как научная проблема.

8. Формы обучения.

9. Урок – основная организационная форма обучения.

10. Дидактическая игра как метод обучения.

11. Нетрадиционные виды уроков.

12. Групповая работа учащихся на уроках.

13. Сочетание слова и средств наглядности в обучении.

14. Контроль и оценка знаний и умений.

15. Содержание образования как дидактическая категория.

16. Современное представление об учебных планах и программах.

17. Содержание начального образования: состояние и перспективы.

18. Принципы обучения: общая характеристика.

19. Наглядность как принцип обучения.

20. Индивидуализация обучения как дидактический принцип.

21. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении при руководящей роли учителя.

22. Принцип мотивации учения.

23. Принцип межпредметных связей в обучении.

24. Место принципа систематичности и последовательности в системе начального образования.

25. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на современном этапе.

26.Особенности организации проблемного обучения в начальной школе.

27. Коллективная учебно-познавательная деятельность в начальных классах

28. Обучение и развитие шестилетних детей.

29. Развитие познавательной самостоятельности у младших шко­льников.

30. Функции процесса обучения.

31. Выбор методов обучения как психолого-педагогическая проб­лема.

32. Развивающая функция методов обучения.

33. Научная характеристика структуры урока.

34. Педагогическая характеристика принципов научности и доступности обучения.

35. Значение трудов Л.В. Занкова для педагогической теории и практики.

36. Всестороннее развитие личности в обучении.

37. Развитие и обучение младших школьников в опыте Ш.А. Амо­нашвили.

38. Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.

39. Опыт решения проблемы обучения и развития детей в развитых странах (США, Франции, Великобритании, Японии, Германии и др.).

40. Современные концепции начального образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.