Сделай Сам Свою Работу на 5

Классический логопедический массаж





Содержание

Предисловие........................................................................................... 4

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА............................................................................................ 5

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ............................................................... 6

1. Классический логопедический массаж.............................................. 6

2. Массаж по биологически активным точкам.................................... 10

3. Элементы метода метамерной стимуляции Скворцова - Осипенко 12

ПАССИВНО-АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА........................................... 15

1. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.................................................................................................... 15

2. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы................ 15

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ..................... 20

1. Принцип комплексности...................................................................... 20

2. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка................. 23

3. Принцип дифференцированного подхода.......................................... 23

Приложение 1 Как изготовить
логопедическую щетку "Ёжик".............................................. 25

Приложение 2 Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички -ёжика"................................ 26



Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)....... 30

 


Предисловие

Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства.

Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрий. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач:

* коррекции речедвигательных нарушений;

* улучшения гнозиса и динамического праксиса;

* формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций;



* развитии мелкой моторики руки;

* коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм).

Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов.

В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены:

Логопедический массаж.

Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.

Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ
ФИЗКУЛЬТУРА

Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся в несколько этапов.

I этап, на котором решаются следующие задачи:

1) гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;

2) активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

3) формирование артикуляционных укладов;

4) формирование артикуляционных движений;

5) развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции);



6) проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов).

II этап посвящен:

1) формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезий (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры);

2) выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада ( произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость),

3) выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость);

3) развитию моторики руки ( ритма и дифференциации движений);

4) формированию мотивации деятельности и активных личностных установок.

III этап направлен на:

1) улучшение динамического праксиса;

2) развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений);

3) коррекцию звукопроизношения;

4) формирование навыков целенаправленной деятельности.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

В работе с детьми используют следующие виды массажа:

1. Классический.

2. По биологически активным точкам (БАТ).

3. С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

Классический логопедический массаж

Последовательность движений сверху вниз - ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу).

Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц.

Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные - седативные, поверхностные и быстрые - тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).

Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1.


Таблица №1

Часть лица Направление движения Тип движения
  — от подбородка к вискам; — от уголков рта к вискам; — от крыльев носа к вискам; — вдоль скуловой кости к вискам, — по надбровным дугам по направлению к вискам поглаживающие, растягивающие
Лоб — вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосистой части головы), — по надбровной дуге в направлении к вискам; — по краю лобной кости поглаживающие и разминающие, вибрационные (при спастичности мышцы, сморщивающей лоб) поглаживающие, разминающие
Глаза — в точке VВ 1 к вискам; — в точке Таiyang (см. таблицу №2) к вискам; — в точке Е 1 в направлении сверху вниз; — вдоль глазничной части круговой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу. растяжка растяжка   растяжка   поглаживающие и разминающие
Нос — от корня к кончику носа с фиксацией в точке VG 25 (см. таблицу №2) поглаживающие и разминающие,

 

  — вдоль крыльной части носовой мышцы разглаживающие, растирающие, вибрационные
Носо-губная складка — вдоль "царской мышцы" с фиксацией и растяжкой в точке Е 4 (см. таблицу №2) ( в стороны). растягивающие
Щеки — от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть; — от угла рта к вискам по щечной мышце растягивающие   поглаживающие, разминающие, растягивающие перкуссионные, при наличии АШТР -растягивающие
Рот — от угла рта (в точке Е4): а)в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы смеха); б) вверх ("улыбка клоуна") — по краевой части круговой мышцы рта, образуемой мышечными пучками от мимических мышц (мышцы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щечной и др.);   — по верхней и нижней губе (с внешней и внутренней сторонам круговой мышцы;   — по ротовой мышце двухсторонние растягивающие   поглаживающие, надавливающие, разминающие круговые движения   разминающие возвратные движения   поколачивающие движения мягкой щетиной зубной щетки (направление движения по часовой стрелке)
Подборо­док — от подбородка к углу рта (вдоль мышц: опускающей угол рта, нижнюю губу и подбородочной мышцы); — вдоль скуловой кости нижней челюсти (в местах прикрепления жевательной мышцы, мышцы, опускающей угол рта, нижнюю губу); — вдоль мышц дна ротовой полости поглаживающие и разминающие   поглаживающие, разминающие, растягивающие вибрационные растягивающие
Шея — вдоль грудино-ключично-сосцевидной мышцы поглаживающие, растягивающие

 

Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастики мимической и артикуляционной мускулатуры.

Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта.

Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно:

* в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выполняется ребенком по инструкции), с сопротивлением;

* в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тонических рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикальном положении;

* с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз.

Исключение составляют круговые движения головой (не более 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пораженной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.