Интерпретация результатов тестирования
Верхняя, цифровая часть протокола делится на три блока (нижний, средний и верхний), включающие по пять показателей.
Нижний блок любой шкалы составляют показатели, характеризующие адаптивное, т.е. нормальное, приспособительное поведение. Верхний — дезадаптивное поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.
1. Направленность. Адаптивное поведение: стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива (101—105). Содержательность и многообразность потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности. Способность работать коллективно и для коллектива (51—55).
Конфликтная зона: просматривается тенденция к выходу за рамки групповых интересов (1—5).
2. Деловитость.Адаптивное поведение: стремление к повышению деловых и организаторских качеств (106—110). Уверенность, ответственность за свои решения. Проявление функций внешнего контроля, собственной организации деятельности (50—60).
Конфликтная зона: проявление деловой активности в сфере руководства людьми. Способность идти на риск ради достижения поставленных целей (6—10).
3. Доминирование.Адаптивное поведение: стремление к лидерству (111—115), властность (61—65). Экспансия власти. Желание иметь вес в глазах других. Желание распоряжаться, иметь успех, попирая чужие желания и волю. Мотивы борьбы, завоевания. Тщеславие. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: деспотичность (11—15). Подчиняет себе в силу излишнего стремления быть во главе, действует грубо, ради собственной цели. Борьба, проявление агрессии.
4. Уверенность в себе.Адаптивное поведение: самоуважение (116—120), самолюбие (66—70).
Убежден в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положению. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: себялюбие (16—20). Ревниво относится к успехам и благополучию других людей. Эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразная «дипломатия» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).
5. Требовательность, жесткость. Адаптивное поведение: требовательность (121—125), жесткость (71—75). Сила воли, решительная и категоричная форма просьб. Настойчивость в достижении цели любыми средствами. Открыт, прямолинеен, раздражителен. Если встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: непримиримость (21—25). Не идет на уступки и компромиссы. Упрям из принципа. Отсутствие эмпатии. Садистские тенденции — стремление позлословить о ком-либо у него за спиной, испытывая при этом удовольствие.
6. Упрямство, негативизм.Адаптивное поведение: упрямство (126—130), скептицизм (70—80). Неуступчивость. Несговорчивость. Сомнение, скептически недоверчивое отношение. Стремление добиться своего, отстаивает свою позицию. Оборона в отношении с лидерами. Оппозиция. Сопротивляется любому влиянию.
Конфликтная зона: негативизм (26—30). Крайняя неуступчивость. Стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Активно противодействует всякому вмешательству извне. Тайное тщеславие, мстительность, ревность, подозрительность, обидчивость, самодурство.
7. Уступчивость.Адаптивное поведение: уступчивость (131—135), кроткость (81—85). Сговорчивость, готовность уступить без спора. Стремление добровольно отказаться в пользу другого. Соглашается и покоряется, перестает сопротивляться мнению, влиянию, установкам без всякого нажима. Предоставляет возможность кому-либо продвинуться в чем-либо прежде себя. Склонен к компромиссам и послаблениям. Покорный, незлобивый, смирный.
Конфликтная зона: пассивная подчиненность (31—35). Самобичевание, неинициативность, робость. Непроизвольное подражание, неосознаваемая, безотчетная зависимость от кого-либо или чего-нибудь. Легко поддается воздействию других. Возможны проявления ощущения вины и неполноценности (гипертрофированная робость, стыдливость, униженность, ущербная самооценка, социальная неприспособляемость).
8. Зависимость.Адаптивное поведение: послушание (136—140), неуверенность в себе (86—90). Колеблющийся, несамостоятельный, сомневающийся в своих силах и возможностях. Послушный, склонный к подражанию. Предпочитает подчиненность другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.
Конфликтная зона: зависимость (36—40). Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи. Некритическое следование образцам, апелляция к авторитетам. Социальная незрелость. Человек ведомый, легко поддается внешним воздействиям других.
9. Психологический такт.Адаптивное поведение: тактичность (141—145), чуткость (91—95). Во взаимоотношениях с людьми выражено чувство меры и такта. Быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находит нужный тон, находчив при первом знакомстве, контактах. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней. Содействует благополучию других. Активно сотрудничает с лидером, общителен и уживчив. Естествен в обращении. Может быть лидером демократического типа, тактически гибким.
Конфликтная зона: мягкость (41—45). Излишняя мягкость, снисходительность сочетается с некоторыми оттенками конформизма (ориентация на мнение окружающих, поиск социального одобрения).
10. Отзывчивость. Адаптивное поведение: отзывчивость (146—150), бескорыстие (96—100). Легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Чувствителен к поведению других. Умеет сопереживать. Не стремится к личной выгоде. Присущи самоотдача, бескорыстие. Опека над слабыми и беззащитными. Совестливый, великодушный. Может быть лидером демократического типа с альтруистической направленностью.
Конфликтная зона: жертвенность (46—50). Снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.
Пользователи данной методики могут не только проводить сравнительный анализ развития организаторских и коммуникативных качеств личности испытуемых, активистов и неформальных лидеров, но и выявлять (при проведении группового опроса) резерв актива. Анализ противоречий организаторских качеств позволяет своевременно корректировать поведение испытуемых (клиентов), целенаправленно руководить их самовоспитанием, подключать к тем видам деятельности, которые помогут одним преодолеть излишнюю податливость или упрямство, другим — развивать отзывчивость, психологический такт и т.д.
Выявление качеств личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р. Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, интерпретировать результаты комплексных психодиагностических исследований, делая соответствующие выводы и заключения о психологических свойствах и состояниях испытуемых.
Протокол (для экспериментатора)
Ф.И.О. _____________________
Возраст ____________________
Пол________________________
Род занятий _________________
Дата _______________________
Ключ к опроснику
Шкалы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зона
|
Свойства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| конфликтов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Адаптивная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Достоверность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Су перзона
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| перспективная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| потенциальная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| номинальная
|
|
|
|
|
|
| Качества
личности
| Направ-ленность
| Делови-
тость
| Доминиро-
вание
| Уверен
ность
| Требова
тельность
| Упрямство, не-гативиз
| Уступчивость
| Зависимость
| Психологический такт
| Отзывчивость
| Зона
|
Занятие 11. Социально-психологическая диагностика социальных отношений
Цель: выявление преобладающего типа отношений к людям, влияния факторов доминирование/подчинение и дружелюбие/агрессивность на построение межличностных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|