|
Определение самооценки по С.А.Будасси
Самооценка — важнейший компонент самосознания — это оценка своего «Я», своих возможностей и способностей.
При адекватной или оптимальной самооценке индивид правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие.
На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я», Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда — как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с неадекватной завышенной самооценкой не желает признавать, что это все — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.
Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Инструкция испытуемому: Перед Вами список слов, характеризующих отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гостеприимство, гордость, грубость, доброта, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнитель-ность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозри-тельность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Внимательно просмотрите этот список, выберите из него 20 слов и составьте из них два ряда (см. табл. 5). В первом ряду сначала запишите слово, выражающее качество, которое кажется Вам наименее желаемым. За ним поставьте слово, обозначающее качество, которое нравится Вам в большей степени и т.д. И, наконец, последним будет слово, обозначающее качество, которое нравится Вам в наибольшей степени. Затем из этих же 20 слов составьте второй ряд, начиная со слова, выражающего качество, которое, как Вы считаете, присуще Вам в наименьшей степени. Затем поставьте слово, обозначающее качество, которое присуще Вам несколько больше и т. д. На последнем месте поставьте слово, обозначающее качество, которым Вы обладаете в наибольшей степени.
Обработка данных: Порядковые номера этих свойств в обоих рядах принимаются за их ранги. Находим d— разность номеров (рангов) для каждого свойства (если, например, свойство «трусость» имеет порядковый № 2 в первом ряду и №7 — во втором ряду, то d для него будет равняться –5 (2–7 ). Для удобства разность рангов для каждого свойства вычисляем в соответствующем столбике таблицы 4. Затем возводим каждую d в квадрат, находим сумму d2 (Sd2), подставляем ее в формулу:
=
Таблица 5
Регистрационный бланк
Первый ряд.
| Второй ряд
| d
| d2
| 1.
| 1.
|
|
| 2.
| 2.
|
|
| 3.
| 3.
|
|
| 4.
| 4.
|
|
| 5.
| 5.
|
|
| 6.
| 6.
|
|
| 7.
| 7.
|
|
| 8.
| 8.
|
|
| 9.
| 9.
|
|
| 10.
| 10.
|
|
| 11.
| 11.
|
|
| 12.
| 12.
|
|
| 13.
| 13.
|
|
| 14.
| 14.
|
|
| 15.
| 15.
|
|
| 16.
| 16.
|
|
| 17.
| 17.
|
|
| 18.
| 18.
|
|
| 19.
| 19.
|
|
| 20.
| 20.
|
|
| S d 2 =
|
Коэффициент от +0,5 до +1 указывает на повышенную самооценку: Вы переоцениваете себя, некритически относитесь к себе. Коэффициент от –0,5 до –1 свидетельствует о недооценке Вами своей личности и о повышенной критичности. Коэффициент от –0,5 до + 0,5 говорит об адекватной («нормальной», средней) оценке себя: Вы не переоцениваете себя и в то же время достаточно критичны.
Исследование уровня притязаний и уровня самооценки по методике Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан
Данное исследование основано на прямом оценивании (шкалировании) ребенком ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемому предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у себя этих качеств (показатель самооценки) и уровня развития этих же качеств, который бы удовлетворял данного испытуемого (показатель уровня притязаний).
Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Обработка результатовпроводится по шести шкалам (первая тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемого получают количественную характеристику (например, 54 мм =54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определяется:
а) уровень притязаний (расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б) высота самооценки — от «0» до знака «–»;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Определяется средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.
Таблица 6
Оценка и интерпретация уровня притязаний
и уровня самооценки
Параметр
| Количественная характеристика, балл
|
| норма
|
| низкий
| средний
| высокий
| очень высокий
| Уровень притязаний
| менее 60
| 60—74
| 75—89
| 90—100
| Уровень самооценки
| менее 45
| 45—59
| 60—74
| 75—100
| Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов (табл. 6). Наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно указывает на нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он является индикатором неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) — свидетельство реалистической (адекватной) самооценки. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и определенных отклонений в формировании личности. Завышенная самооценка может указывать на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности при сравнении себя с другими; такая самооценка может служить показателем существенных искажений в формировании личности —«закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество ниже 45 баллов свидетельствует на заниженную самооценку (недооценку себя) и крайнее неблагополучие в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствие способностей и тому подобное позволяют не прилагать никаких усилий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|