Сделай Сам Свою Работу на 5

Органография и размножение растений.





Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение

По образованию в области сельского хозяйства

 

 

БОТАНИКА

 

Типовая учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей

Агрономия», 1-74 02 02 «Селекция и семеноводство»,

Защита растений и карантин», 1-72 02 04 «Плодоовощеводство»,

1-74 02 05 «Агрохимия и почвоведение»

 

Минск 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по дисциплине Ботаника составлена в соответствии с требованиями Образовательных стандартови типовых учебных планов по специальностям1-47 02 01 – Агрономия, 1-74 02 02 – Селекция и семеноводство, 1-72 02 03 – Плодоовощеводство, 1-72 02 04 – Защита растений и карантин, 1-72 02 05 – Агрохимия и почвоведение.

 

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины.

 

Цель ботаники состоит в изучении особенностей строения, размножения, эволюции и разнообразия растений, закономерностей их распространения для рационального использования и сохранения растительных ресурсов.

Задачей преподавания ботаники является формирование у студентов диалектического мировоззрения, понимание эволюционной роли растений на Земном шаре, знаний о строении и жизни растений как объектов сельскохозяйственного производства.



 

1.2. Место учебной дисциплины в системе подготовки

Специалистов с высшим образованием

 

Ботаника является теоретической основой для изучения физиологии растений, генетики и селекции плодовых, овощных, декоративных, лекарственных растений, комплекса прикладных растениеводческих наук, которые необходимы при подготовке специалистов высшей квалификации в области агрономии.

 

1.3. Требования к освоению учебной дисциплины

В соответствии с образовательным стандартом.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен закрепить и развить академические (АК), социально-личностные (СЛ) и профессиональные (ПК) компетенции, предусмотренные в образовательных стандартах ОСВО 1-72 02 03 –2013; ОСВО 1-72 02 04 –2013; ОСВО 1-72 02 05 –2013.

Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:



АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен быть способен:

ПК-1. Участвовать в разработке производственных и технологических процессов.

ПК-2. Использовать информационные, компьютерные технологии.

ПК-3. Совершенствовать и оптимизировать действующие технологические схемы на базе системного подхода к анализу режимов и параметров операций и процессов.

ПК-5. Применять прогрессивные энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии ведения сельскохозяйственного производства.

ПК-11. На научной основе организовывать свой труд.

ПК-12. Систематизировать и анализировать результаты производственной деятельности.

ПК-14. Определять цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения системный подход.

ПК-15. Разрабатывать самостоятельно или в составе группы специалистов новые технологические и технические схемы, режимы, операции по производству, послеуборочной обработке и хранению продукции растениеводства.



ПК-35. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

ПК-36. Анализировать и оценивать собранные данные.

ПК-39. Готовить доклады и материалы к презентациям.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– особенности строения растительной клетки;

– значение, происхождение, местонахождение и отличительные признаки клеточного строения тканей растительного организма;

– строение и значение вегетативных и репродуктивных органов растений;

– отличительные признаки отделов растений и биологические особенности их важнейших представителей;

– характеристику семейств покрытосеменных, имеющих широкое распространение и значение в Беларуси;

– особенности флоры и растительности Беларуси;

уметь:

– описывать и анализировать строение вегетативных и репродуктивных органов растений;

– определять виды растений по совокупности диагностических признаков;

– определять видовую структуру и состояние фитоценозов;

владеть:

– навыками использования оптического микроскопа;

– методами морфологического анализа растений.

 

Учебная практика по ботанике направлена на углубление, расширение и закрепление теоретических знаний по морфологии, систематике растений и геоботанике, приобретенных студентами при изучении теоретического курса, путем знакомства с многообразием флористического состава и основными типами растительных сообществ Республики Беларусь.

В результате прохождения учебной практики студент должен знать:

– правила сбора, гербаризации и монтировки гербарных образцов;

– признаки и свойства фитоценозов;

– особенности формирования и структуру луговых, лесных и полевых фитоценозов Республики Беларусь;

уметь:

– ориентироваться в многообразии растительного мира;

– определять виды растений по совокупности диагностических признаков;

– проводить геоботаническое описание лугового, лесного фитоценозов и агрофитоценоза;

– использовать знания основных закономерностей формирования и функционирования растительных сообществ в хозяйственной и природоохранной деятельности;

владеть:

– навыками сбора, сушки и гербаризации растений;

– методикой геоботанического описания растительности.

 

Общее количество часов и количество аудиторных часов

 

Специальность Всего часов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа, часов Зачетные единицы Коды формируемых компетенций
всего из них
лекции лабора-торные занятия
1-74 02 01 Агрономия АК-3, СЛК-2, ПК-3, ПК-15
1-74 02 02 Селекция и семеноводство АК-3, СЛК-2, ПК-3, ПК-12
1-72 02 03 Защита растений и карантин АК-1-4, 6-7, 9, СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 36, 39
1-72 02 04 Плодоово-щеводство АК-1-4, 6-7, 9, СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 39
1-74 02 05 Агрохимия и почвоведение АК-1-4, 6-7, 9, СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 39

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.2. Примерное распределение отведенных аудиторных часов на изучение ботаники по специальностям 1-74 02 01 Агрономия, 1-74 02 02 Селекция и семеноводство.

 

№ п/п   Наименование разделов и тем Количество часов
всего в том числе
лекции лабораторные занятия
Цитология
1.1 Особенности строения растительной клетки и методы её изучения  
1.2 Протопласт растительной клетки  
1.3 Производные протопласта  
  Текущий контроль знаний    
Гистология
2.1 Возникновение тканей в онтогенезе и их классификация. Характеристика образовательные ткани.    
2.2 Характеристика постоянных тканей  
  Текущий контроль знаний    
Органография
3.1 Общие закономерности строения органов растений.    
3.2 Морфология и анатомия корня  
3.3 Побег. Морфология и анатомия стебля.  
3.4 Морфология и анатомия листа  
3.5 Размножение растений. Понятие о жизненном цикле и чередовании поколений.    
  Текущий контроль знаний    
4. Систематика растений
  Систематика как наука. Классификация растений    
  Характеристика отделов архегониальных споровых растений  
  Характеристика архегониальных семенных растений: Голосеменные  
  Текущий контроль знаний    
Отдел Покрытосеменные
5.1 Характеристика отдела Покрытосеменные.    
5.2 Репродуктивные органы Покрытосеменных. Онтогенез семенного растения.  
  Текущий контроль знаний    
Систематика Покрытосеменных растений  
6.1 Сравнительная характеристика отделов Двудольные и Однодольные    
6.2 Характеристика семейств покрытосеменных растений    
  Текущий контроль знаний    
Фитоценология и география растений
7.1 Учение о фитоценозе и его структуре.    
7.2 Флора и растительность Беларуси. Зональность в распространении растений.    
  Текущий контроль знаний    
  Всего

2.2. Примерное распределение отведенных аудиторных часов на изучение ботаники по специальностям 1-74 02 03 Защита растений и карантин, 1-74 02 04 Плодоовощеводство, 1-74 02 05 Агрохимия и почвоведение.

 

№ п/п   Наименование разделов и тем Количество часов
всего в том числе
лекции лабораторные занятия
Цитология
1.1 Особенности строения растительной клетки и методы её изучения    
1.2 Протопласт растительной клетки  
1.3 Производные протопласта  
  Текущий контроль знаний    
Гистология
2.1 Возникновение тканей в онтогенезе и их классификация. Характеристика образовательные ткани.    
2.2 Характеристика постоянных тканей  
  Текущий контроль знаний    
Органография
3.1 Общие закономерности строения органов растений.    
3.2 Морфология и анатомия корня  
3.3 Побег. Морфология и анатомия стебля  
3.4 Морфология и анатомия листа  
3.5 Размножение растений. Понятие о жизненном цикле и чередовании поколений.    
  Текущий контроль знаний    
4. Систематика растений
  Систематика как наука. Классификация растений    
  Характеристика отделов архегониальных споровых растений  
  Характеристика архегониальных семенных растений: Голосеменные    
  Текущий контроль знаний    
Отдел Покрытосеменные
5.1 Характеристика отдела Покрытосеменные.    
5.2 Репродуктивные органы Покрытосеменных. Онтогенез семенного растения.  
  Текущий контроль знаний    
Систематика Покрытосеменных растений
6.1 Сравнительная характеристика отделов Двудольные и Однодольные    
6.2 Характеристика семейств покрытосеменных растений  
  Текущий контроль знаний    
Фитоценология и география растений
7.1 Учение о фитоценозе и его структуре.    
7.2 Флора и растительность Беларуси. Зональность в распространении растений.    
  Текущий контроль знаний    
  Всего

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Ботаника как наука о растениях и растительном покрове Земли. Отличительные признаки растительных организмов. Значение растений в природе и жизни человека. Понятие об эволюции растений и их онтогенезе. Краткая история развития ботаники. Разделы ботаники и их задачи. Связь ботаники с другими биологическими и прикладными агрономическими науками.

Предмет и задачи физиологии и биохимии растений. Связь физиологии и биохимии растений с другими биологическими и сельскохозяйственными науками, роль в становлении и развитии новых научных направлений – молекулярной биологии, энзимологии, генетической инженерии, биотехнологии. Этапы развития физиологии и биохимии растений, важнейшие научные открытия ученых в 18-21 вв. Основные направления современной физиологии и биохимии растений. Применение достижений физиологии и биохимии растений в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях. Методы и уровни исследований физиологии и биохимии растений.

Цитология

Клетка как основная структурная единица живой материи. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна и ее современные дополнения. Краткая история изучения растительной клетки. Форма и размеры клеток. Отличия растительной клетки от животной. Структурная организация растительной клетки. Понятие об элементарной мембране. Химический состав, строение и функции мембран.

Цитоплазма. Химический состав, физическое свойства, структура, свойства и значение цитоплазмы. Классификация органоидов по наличию мембран. Пластиды. Строение, пигменты и функции хлоропластов. Особенности строения, пигменты и роль хромопластов. Лейкопласты. Происхождение, онтогенез и превращение пластид. Строение и функции митохондрий, эндоплазматической сети, аппарат Гольджи, лизосомы, сферосом, микротелец и рибосом.

Ядро. Строение, химический состав и функции ядра. Понятие о хромосомах и кариотипе. Способы деления клетки. Амитоз. Локализация митотического деления в растительном организме. Особенности мейоза и его значение в жизни растений, его структура и функции.

Производные протопласта. Образование и значение вакуолей. Химический состав и значение клеточного сока.

Понятие о физиологически активных веществах клетки и их значение в жизни растений. Запасные питательные вещества клетки. Места и способы запасания углеводов, белков и жиров в растительном организме.

Клеточная оболочка. Химический состав, строение и образование клеточной оболочки. Строение и разнообразие пор. Плазмодесмы. Перфорации. Химические изменения клеточной оболочки: одревеснение, опробковение, кутинизация, минерализация, ослизнение.

 

Гистология

Понятие о тканях растений. Разнообразие тканей и принципы их классификации. Возникновение и развитие тканей в филогенезе.

Образовательные ткани (меристемы). Особенности клеточного строения и функций меристем. Классификация образовательных тканей по происхождению и месту локализации: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые меристемы. Строение конуса нарастания стебля и корня, возникновение образовательных тканей в онтогенезе.

Покровные ткани. Первичная покровная ткань эпидерма. Происхождение, особенности клеточного строения и функции эпидермы. Строение и работа устьичного аппарата. Выросты эпидермы. Первичная покровная ткань эпиблема. Образование, особенности клеточного строения и значение эпиблемы. Корневые волоски.

Вторичный покровный комплекс перидерма, ее формирование, строение и функции. Чечевички. Формирование, строение и значение корки.

Основные ткани. Значение, топография и особенности клеточного строения ассимиляционной, запасающей, воздухоносной, водозапасающей и типичной паренхим.

Механические ткани. Значение, возникновение в онтогенезе и классификация механических тканей. Особенности клеточного строения клеток уголковой и пластинчатой колленхимы, древесинных и лубяных волокон склеренхимы и склереиды. Местоположение механических тканей в органах растений.

Проводящие ткани. Значение, классификация и возникновение проводящих тканей в онтогенезе растений. Особенности клеточного строения трахеид. Клеточное строение и разнообразие сосуд. Значение, строение и работа ситовидных трубок и клеток-спутниц. Образование тилл и каллезы. Эволюция проводящих тканей. Проводящие пучки. Строение и классификация проводящих пучков. Гистологический состав и функции ксилемы и флоэмы. Понятие о стеле и ее эволюции.

Выделительные ткани. Строение и значение структур внешней секреции – железок, железистых волосков, нектарников, водяных устьиц. Образование и строение структур внутренней секреции – простых и членистых млечников, смоляных и эфиромасличных ходов и вместилищ.

Органография и размножение растений.

Понятие об органах растений и их классификация. Морфологическое расчленение тела растения как следствие жизни в наземных условиях. Возникновение органов растений в филогенезе. Общие закономерности их строения: полярность, симметрия, метамерия. Понятие об аналогичных и гомологичных органах.

Корень. Морфология и функции. Классификация корней и корневых систем. Зоны корня. Первичное анатомическое строение корня в зоне корневых волосков. Переход ко вторичному анатомическому строению корня и его значение в жизни растений. Вторичное анатомическое строение корня.

Видоизменения корней. Морфологическое и анатомическое строение корнеплодов. Корневые клубни. Ассимилирующие корни. Пневматофоры. Гаустории. Микориза. Симбиотические клубеньки на корнях бобовых.

Понятие о побеге. Значение и морфологическое строение побега. Развитие побега из почки. Ветвление и его биологическое значение. Кущение злаков. Подземные и надземные видоизменения побега.

Стебель. Функции типичного надземного стебля. Морфологическая классификация стеблей. Формирование стебля из меристемы конуса нарастания у двудольных растений. Роль прокамбия, перицикла и камбия в развитии стебля. Вторичное анатомическое строение стебля пучкового, непучкового и переходного типа у травянистых растений.

Анатомическое строение стебля древесного растения. Образование годичных колец. Гистологический состав коры и древесины у покрытосеменных и голосеменных растений.

Формирование стебля из меристемы конуса нарастания у однодольных растений. Анатомическое строение стебля злаков.

Лист. Морфологические части листа и их функции. Простые и сложные листья. Разнообразие простых листьев по форме, краю, степени расчленения листовой пластинки. Сложные листья. Гетерофиллия. Листорасположение. Жилкование.

Формирование листа из меристемы конуса нарастания побега. Анатомическое строение листьев двудольных и однодольных растений. Анатомическое строение хвои голосеменных.

Продолжительность жизни листа. Листопад и его значение. Видоизменения листьев.

Понятие о размножении и воспроизведении растений. Формы размножения. Бесполое размножение.

Вегетативное размножение с помощью вегетативных органов, их видоизменений, его биологическое и хозяйственное значение.

Споровое размножение. Образование, строение и типы спор.

Сущность и биологическое значение полового размножения. Органы полового размножения у растений. Гамета. Зигота. Основные типы полового процесса.

Чередование и взаимосвязь полового и бесполого поколений в цикле развития растений. Понятие о спорофите и гаметофите и их эволюция.

Систематика растений.

Задачи систематики, разделы и методы систематики. Таксоны и таксономические единицы. Учение о виде и его критериях. Правила наименования растений.

Общая характеристика растений. Возникновение тканей и органов. Эволюция морфологической структуры органов высших растений. Происхождение и взаимосвязь отделов растений.

Отдел Риниевидные. Происхождение и общая характеристика.

Отдел Моховидные. Происхождение, распространение и видовое многообразие моховидных. Классификация мхов. Особенности строения и размножения типичных представителей классов антоцеротовые, печеночники и листостебельные мхи. Соотношение гаметофита и спорофита в жизненном цикле. Значение мхов в природе в хозяйственной деятельности человека.

Отдел Плауновидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация плаунов. Особенности строения и размножения равноспоровых плаунов на примере плауна булавовидного и разноспоровых – на примере селагинеллы селагинелловидной. Значение плауновидных. Охраняемые виды.

Отдел Хвощевидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация хвощей. Особенности строения и размножения хвощей на примере хвоща полевого. Значение хвощевидных.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация папоротников. Особенности строения и размножения равноспоровых и разноспоровых папоротников. Значение папоротниковидных. Роль равноспоровых и разноспоровых папоротников в эволюции высших растений.

Отдел Голосеменные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация голосеменных. Особенности морфологического и анатомического строения вегетативных органов. Размножение. Микро- и мегаспорогенез, развитие гаметофитов на примере сосны обыкновенной. Оплодотворение. Развитие и строение семян.

Основные представители голосеменных в Беларуси, их значение в природе и народном хозяйстве. Охраняемые виды.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.