Органография и размножение растений.
Министерство образования Республики Беларусь
Учебно-методическое объединение
По образованию в области сельского хозяйства
БОТАНИКА
Типовая учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальностей
Агрономия», 1-74 02 02 «Селекция и семеноводство»,
Защита растений и карантин», 1-72 02 04 «Плодоовощеводство»,
1-74 02 05 «Агрохимия и почвоведение»
Минск 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по дисциплине Ботаника составлена в соответствии с требованиями Образовательных стандартови типовых учебных планов по специальностям1-47 02 01 – Агрономия, 1-74 02 02 – Селекция и семеноводство, 1-72 02 03 – Плодоовощеводство, 1-72 02 04 – Защита растений и карантин, 1-72 02 05 – Агрохимия и почвоведение.
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель ботаники состоит в изучении особенностей строения, размножения, эволюции и разнообразия растений, закономерностей их распространения для рационального использования и сохранения растительных ресурсов.
Задачей преподавания ботаники является формирование у студентов диалектического мировоззрения, понимание эволюционной роли растений на Земном шаре, знаний о строении и жизни растений как объектов сельскохозяйственного производства.
1.2. Место учебной дисциплины в системе подготовки
Специалистов с высшим образованием
Ботаника является теоретической основой для изучения физиологии растений, генетики и селекции плодовых, овощных, декоративных, лекарственных растений, комплекса прикладных растениеводческих наук, которые необходимы при подготовке специалистов высшей квалификации в области агрономии.
1.3. Требования к освоению учебной дисциплины
В соответствии с образовательным стандартом.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен закрепить и развить академические (АК), социально-личностные (СЛ) и профессиональные (ПК) компетенции, предусмотренные в образовательных стандартах ОСВО 1-72 02 03 –2013; ОСВО 1-72 02 04 –2013; ОСВО 1-72 02 05 –2013.
Требования к академическим компетенциям специалиста
Специалист должен:
АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
АК-4. Уметь работать самостоятельно.
АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.
АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
Специалист должен:
СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
СЛК-6. Уметь работать в команде.
Требования к профессиональным компетенциям специалиста
Специалист должен быть способен:
ПК-1. Участвовать в разработке производственных и технологических процессов.
ПК-2. Использовать информационные, компьютерные технологии.
ПК-3. Совершенствовать и оптимизировать действующие технологические схемы на базе системного подхода к анализу режимов и параметров операций и процессов.
ПК-5. Применять прогрессивные энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии ведения сельскохозяйственного производства.
ПК-11. На научной основе организовывать свой труд.
ПК-12. Систематизировать и анализировать результаты производственной деятельности.
ПК-14. Определять цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения системный подход.
ПК-15. Разрабатывать самостоятельно или в составе группы специалистов новые технологические и технические схемы, режимы, операции по производству, послеуборочной обработке и хранению продукции растениеводства.
ПК-35. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.
ПК-36. Анализировать и оценивать собранные данные.
ПК-39. Готовить доклады и материалы к презентациям.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
– особенности строения растительной клетки;
– значение, происхождение, местонахождение и отличительные признаки клеточного строения тканей растительного организма;
– строение и значение вегетативных и репродуктивных органов растений;
– отличительные признаки отделов растений и биологические особенности их важнейших представителей;
– характеристику семейств покрытосеменных, имеющих широкое распространение и значение в Беларуси;
– особенности флоры и растительности Беларуси;
уметь:
– описывать и анализировать строение вегетативных и репродуктивных органов растений;
– определять виды растений по совокупности диагностических признаков;
– определять видовую структуру и состояние фитоценозов;
владеть:
– навыками использования оптического микроскопа;
– методами морфологического анализа растений.
Учебная практика по ботанике направлена на углубление, расширение и закрепление теоретических знаний по морфологии, систематике растений и геоботанике, приобретенных студентами при изучении теоретического курса, путем знакомства с многообразием флористического состава и основными типами растительных сообществ Республики Беларусь.
В результате прохождения учебной практики студент должен знать:
– правила сбора, гербаризации и монтировки гербарных образцов;
– признаки и свойства фитоценозов;
– особенности формирования и структуру луговых, лесных и полевых фитоценозов Республики Беларусь;
уметь:
– ориентироваться в многообразии растительного мира;
– определять виды растений по совокупности диагностических признаков;
– проводить геоботаническое описание лугового, лесного фитоценозов и агрофитоценоза;
– использовать знания основных закономерностей формирования и функционирования растительных сообществ в хозяйственной и природоохранной деятельности;
владеть:
– навыками сбора, сушки и гербаризации растений;
– методикой геоботанического описания растительности.
Общее количество часов и количество аудиторных часов
Специальность
| Всего часов
| Количество
аудиторных часов
| Самостоятельная работа, часов
| Зачетные единицы
| Коды
формируемых
компетенций
| всего
| из них
| лекции
| лабора-торные занятия
| 1-74 02 01 Агрономия
|
|
|
|
|
|
| АК-3, СЛК-2,
ПК-3, ПК-15
| 1-74 02 02 Селекция
и семеноводство
|
|
|
|
|
|
| АК-3, СЛК-2,
ПК-3, ПК-12
| 1-72 02 03 Защита
растений и карантин
|
|
|
|
|
|
| АК-1-4, 6-7, 9,
СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 36, 39
| 1-72 02 04 Плодоово-щеводство
|
|
|
|
|
|
| АК-1-4, 6-7, 9,
СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 39
| 1-74 02 05 Агрохимия и почвоведение
|
|
|
|
|
|
| АК-1-4, 6-7, 9,
СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 39
|
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.2. Примерное распределение отведенных аудиторных часов на изучение ботаники по специальностям 1-74 02 01 Агрономия, 1-74 02 02 Селекция и семеноводство.
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| всего
| в том числе
| лекции
| лабораторные
занятия
|
| Цитология
|
|
|
| 1.1
| Особенности строения растительной клетки и методы её изучения
|
|
|
| 1.2
| Протопласт растительной клетки
|
|
|
| 1.3
| Производные протопласта
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Гистология
|
|
|
| 2.1
| Возникновение тканей в онтогенезе и их классификация. Характеристика образовательные ткани.
|
|
|
| 2.2
| Характеристика постоянных тканей
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Органография
|
|
|
| 3.1
| Общие закономерности строения органов растений.
|
|
|
| 3.2
| Морфология и анатомия корня
|
|
|
| 3.3
| Побег. Морфология и анатомия стебля.
|
|
|
| 3.4
| Морфология и анатомия листа
|
|
|
| 3.5
| Размножение растений. Понятие о жизненном цикле и чередовании поколений.
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
| 4.
| Систематика растений
|
|
|
|
| Систематика как наука. Классификация растений
|
|
|
|
| Характеристика отделов архегониальных споровых растений
|
|
|
|
| Характеристика архегониальных семенных растений: Голосеменные
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Отдел Покрытосеменные
|
|
|
| 5.1
| Характеристика отдела Покрытосеменные.
|
|
|
| 5.2
| Репродуктивные органы Покрытосеменных. Онтогенез семенного растения.
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Систематика Покрытосеменных растений
|
| |
| 6.1
| Сравнительная характеристика отделов Двудольные и Однодольные
|
|
|
| 6.2
| Характеристика семейств покрытосеменных растений
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Фитоценология и география растений
|
|
|
| 7.1
| Учение о фитоценозе и его структуре.
| |
| | 7.2
| Флора и растительность Беларуси.
Зональность в распространении растений.
| |
| |
| Текущий контроль знаний
|
|
|
| | Всего
|
|
|
| 2.2. Примерное распределение отведенных аудиторных часов на изучение ботаники по специальностям 1-74 02 03 Защита растений и карантин, 1-74 02 04 Плодоовощеводство, 1-74 02 05 Агрохимия и почвоведение.
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| всего
| в том числе
| лекции
| лабораторные
занятия
|
| Цитология
|
|
|
| 1.1
| Особенности строения растительной клетки и методы её изучения
|
|
|
| 1.2
| Протопласт растительной клетки
|
|
|
| 1.3
| Производные протопласта
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Гистология
|
|
|
| 2.1
| Возникновение тканей в онтогенезе и их классификация. Характеристика образовательные ткани.
|
|
|
| 2.2
| Характеристика постоянных тканей
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Органография
|
|
|
| 3.1
| Общие закономерности строения органов растений.
|
|
|
| 3.2
| Морфология и анатомия корня
|
|
|
| 3.3
| Побег. Морфология и анатомия стебля
|
|
|
| 3.4
| Морфология и анатомия листа
|
|
|
| 3.5
| Размножение растений. Понятие о жизненном цикле и чередовании поколений.
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
| 4.
| Систематика растений
|
|
|
|
| Систематика как наука. Классификация растений
|
|
|
|
| Характеристика отделов архегониальных споровых растений
|
|
|
|
| Характеристика архегониальных семенных растений: Голосеменные
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Отдел Покрытосеменные
|
|
|
| 5.1
| Характеристика отдела Покрытосеменные.
|
|
|
| 5.2
| Репродуктивные органы Покрытосеменных. Онтогенез семенного растения.
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Систематика Покрытосеменных растений
|
|
|
| 6.1
| Сравнительная характеристика отделов Двудольные и Однодольные
|
|
|
| 6.2
| Характеристика семейств покрытосеменных растений
|
|
|
|
| Текущий контроль знаний
|
|
|
|
| Фитоценология и география растений
|
|
|
| 7.1
| Учение о фитоценозе и его структуре.
| |
| | 7.2
| Флора и растительность Беларуси.
Зональность в распространении растений.
| |
| |
| Текущий контроль знаний
|
|
|
| | Всего
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение
Ботаника как наука о растениях и растительном покрове Земли. Отличительные признаки растительных организмов. Значение растений в природе и жизни человека. Понятие об эволюции растений и их онтогенезе. Краткая история развития ботаники. Разделы ботаники и их задачи. Связь ботаники с другими биологическими и прикладными агрономическими науками.
Предмет и задачи физиологии и биохимии растений. Связь физиологии и биохимии растений с другими биологическими и сельскохозяйственными науками, роль в становлении и развитии новых научных направлений – молекулярной биологии, энзимологии, генетической инженерии, биотехнологии. Этапы развития физиологии и биохимии растений, важнейшие научные открытия ученых в 18-21 вв. Основные направления современной физиологии и биохимии растений. Применение достижений физиологии и биохимии растений в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях. Методы и уровни исследований физиологии и биохимии растений.
Цитология
Клетка как основная структурная единица живой материи. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна и ее современные дополнения. Краткая история изучения растительной клетки. Форма и размеры клеток. Отличия растительной клетки от животной. Структурная организация растительной клетки. Понятие об элементарной мембране. Химический состав, строение и функции мембран.
Цитоплазма. Химический состав, физическое свойства, структура, свойства и значение цитоплазмы. Классификация органоидов по наличию мембран. Пластиды. Строение, пигменты и функции хлоропластов. Особенности строения, пигменты и роль хромопластов. Лейкопласты. Происхождение, онтогенез и превращение пластид. Строение и функции митохондрий, эндоплазматической сети, аппарат Гольджи, лизосомы, сферосом, микротелец и рибосом.
Ядро. Строение, химический состав и функции ядра. Понятие о хромосомах и кариотипе. Способы деления клетки. Амитоз. Локализация митотического деления в растительном организме. Особенности мейоза и его значение в жизни растений, его структура и функции.
Производные протопласта. Образование и значение вакуолей. Химический состав и значение клеточного сока.
Понятие о физиологически активных веществах клетки и их значение в жизни растений. Запасные питательные вещества клетки. Места и способы запасания углеводов, белков и жиров в растительном организме.
Клеточная оболочка. Химический состав, строение и образование клеточной оболочки. Строение и разнообразие пор. Плазмодесмы. Перфорации. Химические изменения клеточной оболочки: одревеснение, опробковение, кутинизация, минерализация, ослизнение.
Гистология
Понятие о тканях растений. Разнообразие тканей и принципы их классификации. Возникновение и развитие тканей в филогенезе.
Образовательные ткани (меристемы). Особенности клеточного строения и функций меристем. Классификация образовательных тканей по происхождению и месту локализации: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые меристемы. Строение конуса нарастания стебля и корня, возникновение образовательных тканей в онтогенезе.
Покровные ткани. Первичная покровная ткань эпидерма. Происхождение, особенности клеточного строения и функции эпидермы. Строение и работа устьичного аппарата. Выросты эпидермы. Первичная покровная ткань эпиблема. Образование, особенности клеточного строения и значение эпиблемы. Корневые волоски.
Вторичный покровный комплекс перидерма, ее формирование, строение и функции. Чечевички. Формирование, строение и значение корки.
Основные ткани. Значение, топография и особенности клеточного строения ассимиляционной, запасающей, воздухоносной, водозапасающей и типичной паренхим.
Механические ткани. Значение, возникновение в онтогенезе и классификация механических тканей. Особенности клеточного строения клеток уголковой и пластинчатой колленхимы, древесинных и лубяных волокон склеренхимы и склереиды. Местоположение механических тканей в органах растений.
Проводящие ткани. Значение, классификация и возникновение проводящих тканей в онтогенезе растений. Особенности клеточного строения трахеид. Клеточное строение и разнообразие сосуд. Значение, строение и работа ситовидных трубок и клеток-спутниц. Образование тилл и каллезы. Эволюция проводящих тканей. Проводящие пучки. Строение и классификация проводящих пучков. Гистологический состав и функции ксилемы и флоэмы. Понятие о стеле и ее эволюции.
Выделительные ткани. Строение и значение структур внешней секреции – железок, железистых волосков, нектарников, водяных устьиц. Образование и строение структур внутренней секреции – простых и членистых млечников, смоляных и эфиромасличных ходов и вместилищ.
Органография и размножение растений.
Понятие об органах растений и их классификация. Морфологическое расчленение тела растения как следствие жизни в наземных условиях. Возникновение органов растений в филогенезе. Общие закономерности их строения: полярность, симметрия, метамерия. Понятие об аналогичных и гомологичных органах.
Корень. Морфология и функции. Классификация корней и корневых систем. Зоны корня. Первичное анатомическое строение корня в зоне корневых волосков. Переход ко вторичному анатомическому строению корня и его значение в жизни растений. Вторичное анатомическое строение корня.
Видоизменения корней. Морфологическое и анатомическое строение корнеплодов. Корневые клубни. Ассимилирующие корни. Пневматофоры. Гаустории. Микориза. Симбиотические клубеньки на корнях бобовых.
Понятие о побеге. Значение и морфологическое строение побега. Развитие побега из почки. Ветвление и его биологическое значение. Кущение злаков. Подземные и надземные видоизменения побега.
Стебель. Функции типичного надземного стебля. Морфологическая классификация стеблей. Формирование стебля из меристемы конуса нарастания у двудольных растений. Роль прокамбия, перицикла и камбия в развитии стебля. Вторичное анатомическое строение стебля пучкового, непучкового и переходного типа у травянистых растений.
Анатомическое строение стебля древесного растения. Образование годичных колец. Гистологический состав коры и древесины у покрытосеменных и голосеменных растений.
Формирование стебля из меристемы конуса нарастания у однодольных растений. Анатомическое строение стебля злаков.
Лист. Морфологические части листа и их функции. Простые и сложные листья. Разнообразие простых листьев по форме, краю, степени расчленения листовой пластинки. Сложные листья. Гетерофиллия. Листорасположение. Жилкование.
Формирование листа из меристемы конуса нарастания побега. Анатомическое строение листьев двудольных и однодольных растений. Анатомическое строение хвои голосеменных.
Продолжительность жизни листа. Листопад и его значение. Видоизменения листьев.
Понятие о размножении и воспроизведении растений. Формы размножения. Бесполое размножение.
Вегетативное размножение с помощью вегетативных органов, их видоизменений, его биологическое и хозяйственное значение.
Споровое размножение. Образование, строение и типы спор.
Сущность и биологическое значение полового размножения. Органы полового размножения у растений. Гамета. Зигота. Основные типы полового процесса.
Чередование и взаимосвязь полового и бесполого поколений в цикле развития растений. Понятие о спорофите и гаметофите и их эволюция.
Систематика растений.
Задачи систематики, разделы и методы систематики. Таксоны и таксономические единицы. Учение о виде и его критериях. Правила наименования растений.
Общая характеристика растений. Возникновение тканей и органов. Эволюция морфологической структуры органов высших растений. Происхождение и взаимосвязь отделов растений.
Отдел Риниевидные. Происхождение и общая характеристика.
Отдел Моховидные. Происхождение, распространение и видовое многообразие моховидных. Классификация мхов. Особенности строения и размножения типичных представителей классов антоцеротовые, печеночники и листостебельные мхи. Соотношение гаметофита и спорофита в жизненном цикле. Значение мхов в природе в хозяйственной деятельности человека.
Отдел Плауновидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация плаунов. Особенности строения и размножения равноспоровых плаунов на примере плауна булавовидного и разноспоровых – на примере селагинеллы селагинелловидной. Значение плауновидных. Охраняемые виды.
Отдел Хвощевидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация хвощей. Особенности строения и размножения хвощей на примере хвоща полевого. Значение хвощевидных.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация папоротников. Особенности строения и размножения равноспоровых и разноспоровых папоротников. Значение папоротниковидных. Роль равноспоровых и разноспоровых папоротников в эволюции высших растений.
Отдел Голосеменные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация голосеменных. Особенности морфологического и анатомического строения вегетативных органов. Размножение. Микро- и мегаспорогенез, развитие гаметофитов на примере сосны обыкновенной. Оплодотворение. Развитие и строение семян.
Основные представители голосеменных в Беларуси, их значение в природе и народном хозяйстве. Охраняемые виды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|