Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ





Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на реализацию оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

Особое внимание на логоритмических занятиях обращается на оздоровление детей с различными формами ринолалии (особенно детей с симптомокомплексом открытой ринолалией), с дизартрией, алалией, заиканием, с функциональной дислалией. Так, например, у детей с ринолалией необходимо развивать диафрагмальное дыхание, укреплять мышцы диафрагмы, брюшного пресса, межреберные мышцы, а также укреплять мышцы глотки, гортани, мягкого нёба. Это создает благоприятные условия для проведения операций в ротовой полости, служит своеобразной профилактикой простудных заболеваний. Для детей с дизартрией логоритмические занятия следует проводить дозированно, оздоровительные задачи будут решаться в каждом случае индивидуально; какие группы мышц развивать, в каком объеме, с какой физической нагрузкой, определяют врач и логопед совместно в зависимости от механизма и симптоматики дизартрии.

Интеллектуальное, эстетическое развитие детей ведется с учетом программы воспитания и обучения детей в детском саду или специальном речевом учреждении. Материал программы по развитию речи, ознакомлению, с окружающей природой, игровой деятельности используется на логоритмических занятиях в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными возможностями.



Обогащение и совершенствование эстетического облика подростков (взрослых) совершается после совместного обсуждения проблемы логопедом и занимающимися. В данном случае формирование или дальнейшее обогащение эстетического вкуса пациента зависит не только от логопеда, его эрудиции, знаний, но и от самого занимающегося: какая музыка более близка его духовному миру, какая музыка вселяет в него уверенность и т. д. Подбор музыкальных произведений для занятий осуществляется совместными усилиями логопеда и занимающихся.

Для логопеда небезразличны те этические нормы, которыми руководствуются в жизни и в отношениях с людьми его пациенты. Поэтому беседы, обсуждения, диспуты на музыкальные темы, анализ творчества отдельных композиторов, отличающихся высокой гражданственностью, чувством любви к Родине, долга перед людьми и Отечеством, способствуют формированию и выявлению (отрицательных, положительных) этических правил с последующей, если это необходимо, коррекцией.



Занятия логоритмикой воспитывают у детей чувства взаимопомощи, ответственности, требовательности к выполнению заданий, самостоятельности и т. п. На занятиях педагог поощряет даже самые незначительные успехи детей в совместном исполнении песни, хоровода, построении, правил подвижной игры и т. д. За-

рождение и развитие чувства коллективизма, товарищества положительно влияет на личность ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Воспитательные задачи в работе с подростками и взрослыми • решаются своеобразно. Если в отношениях со школьниками воспитание осуществляется в рамках логопедического урока на основе школьной программы и подкрепляется единством требований на занятиях по логоритмике и в микросоциальной среде, то с подростками и взрослыми решение воспитательных задач предполагает учет характера, образования, интеллектуальных возможностей людей, их специальности, склонностей, интересов и т. д.

Логоритмические занятия воздействуют на поведение и личность ребенка с речевой патологией. Без знаний психологии ребенка соответствующего возраста и тех отклонений, которые возникли в связи или до появления речевого расстройства, нельзя правильно воздействовать на него. Следует учитывать также, что в любой коррекции у детей должно быть развивающее начало. Это важно потому, что речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности. Наличие речевого нарушения необязательно, но может сказаться на формировании многих психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, способности саморегуляции психической деятельности. .Коррекционные логоритмические упражнения должны, с одной стороны, перевоспитывать нарушенные функции, а с другой — развивать функциональные системы ребенка (дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала и т. д., т. е. "развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы).



Коррекционные задачи логоритмического воспитания взрослых, подростков и школьников решаются на уровне осознанного отношения к речевому расстройству, к себе как личности и к окружению. Занимающиеся понимают необходимость и полезность проводимых с ними занятий, что обусловливает их самостоятельную работу над речью и моторикой на том или ином уровне саморегуляции своей деятельности. Чем осознаннее отношение к дефекту, чем полнее стремление преодолеть его, тем выше уровень произвольной саморегуляции деятельности. Педагог (логопед, ритмист) и психотерапевт помогают занимающимся организовать самостоятельную работу, особенно подросткам и школьникам, анализируют успехи в этой работе и причины неудач, вселяют уверенность в возможность овладения речевыми и двигательными умениями и навыками и пользования ими в процессе общения с людьми.

Вопросы и задание

1. В чем сущность музыкально-ритмического воздействия на детей, подростков и взрослых?

2. Какова роль движения в развитии речевой и общедвига
тельной функций человека?

3. Каково значение фразировки в восприятии музыки и по
строении движения?

4. Каковы особенности решения задач музыкально-ритмическо
го воспитания в работе со школьниками, подростками и взрослыми?

5. Дайте характеристику музыкального ритма.

ГЛАВА ВТОРАЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.