Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников с общим недоразвитием речи





 

 

Неустойчивые личности описываются под разными названиями: реактивно-лабильные, повышенно - внушаемые, с неустойчивым настроением, безвольные. Одни исследователи (Э. Блейер) объясняют основные проявления психической неустойчивости лабильностью эмоциональной сферы [5], другие придают особое значение недоразвитию волевых представлений; третьи (Сухарева Г.Е.) отмечают неустойчивость в обеих сферах психической деятельности [43]. По мнению ряда исследователей основу психической неустойчивости составляют явления психического инфантилизма.

Г.Е. Сухарева рассматривает неустойчивых личностей в рамках вариантов задержанного развития, которое характеризуется, главным образом, недостаточной зрелостью эмоционально-волевой сферы. При этом подчёркивается дисгармония психических проявлений с недоразвитием высших форм волевой деятельности, которое мешает приспособлению к требованиям окружающей среды.

В качестве критериев эмоциональной незрелости, неустойчивости личности К.С. Лебединская с соавторами отмечает отсутствие сложной мотивации поступков, недостаточную способность тормозить свои влечения, удержаться от выполнения внезапно возникающих желаний [6].



Г.Е. Сухарева, анализируя динамику развития неустойчивых личностей, подчёркивает, что их социальная адаптация в большей степени зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова термином «психическая неустойчивость» в применении к нарушениям поведения обозначают отсутствие сформированности собственной линии поведения из-за повышенной внушаемости, склонности руководствоваться в поступках эмоцией удовольствия, неспособность к волевому усилию, систематической трудовой деятельности, стойким привязанностям. Нарушения эмоциональной сферы по типу психической неустойчивости, по мнению авторов, часто является главной причиной дезадаптации поведения. Проведенные ими клинические исследования показали связь нарушений поведения с эмоциональным дефектом, проявляющимся в неадекватном фоне настроения, выраженной эмоциональной поверхностности, вспыльчивости, конфликтности, аффективных вспышках, импульсивной агрессивности [42].



Явления аффективной возбудимости со склонностью к взрывчатости и агрессии, как отмечает К.С. Лебединская, также нередко являются причиной социальной дезадаптации.

В исследованиях В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской эмоциональные нарушения рассматриваются с позиции уровневого подхода [45]. Эмоционально-аффективная сфера рассматривается авторами как многоуровневая система организации поведения. В ней выделяются, в зависимости от глубины обеспечиваемого аффективного контакта с окружающей средой, четыре уровня организации поведения. Каждый уровень имеет свою смысловую задачу. В зависимости от адаптивной задачи определяются механизмы организации поведения: характер ориентировки, тип поведенческих реакций, вклад в тоническую регуляцию психических процессов.

Таким образом, на основе анализа литературы, основные критерии эмоцинально-волевой сферы детей с ОНР таковы: эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, тревожная настроенность, неуверенность, лабильность настроения. А также немотивированные страхи, депрессивные реакции, вспыльчивость, психоэмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л. П. Стрелковой:

— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;



— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере [41,41].

Как было уже сказано, различные формы переживания, чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти) образуют в совокупности эмоционально-волевую сферу человека. Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность.

Анализ диагностических данных, дефектов эмоционально-волевой сферы позволяет утверждать, что более 80% детей с общим недоразвитием речи, проходящих реабилитацию, нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы личности [33,11]. Обобщив данные исследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР, приходим к выводу, что чаще всего мы имеем дело со следующими специфическими нарушениями эмоционально-волевой сферы личности: неуверенность в себе, снижение целеустремленности, нарушение социального взаимодействия, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватность самооценки.

Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими.

Таким образом, с учетом тех эмоциональных проявлений у детей, с которыми мы работаем в силу специфики нашей деятельности, нами было выбрано приоритетное направление коррекционной работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 уровня».

По результатам диагностики определяется психологический статус ребенка и составляются рекомендации дальнейшей работы с ребенком для воспитателя, социального педагога, медиков, затем совместно логопедами, психологами, воспитателями разрабатывается программа реабилитации ребенка. Программа составляется с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка.

Коррекция эмоционально-волевой сферы ведется в соответствии с программой реабилитации.

С целью коррекции эмоционально-волевой сферы личности мы используем различные методы и техники.

В связи с тем, что мы должны работать с детьми старшего дошкольного возраста с патологией речи, следует проводить различные формы коррекции эмоционально-волевой сферы обязательно в виде игры, непринуждённо.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

Одним из направлений коррекционной работы является метод куклотерапии, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мультфильма или с любимой игрушкой. Ребенок переносит свои проблемы на куклу и с помощью игровой ситуации решает их. Данный метод наиболее эффективен в коррекции страха медицинских процедур у детей с ограниченными возможностями. Это вызвано тем, что дети с ограниченными возможностями чаще, чем обычные дети, получают медицинские процедуры, а также с их эмоциональной неустойчивостью.

Для снятия страхов медицинских процедур используются элементы игровой и куклотерапии.

Совместно с детьми необходимо изготовить кукол и одежду для врача. В терапии используется настоящие медицинские инструменты, безопасные для ребенка.

Дети делают куклам массаж, уколы, лечебную гимнастику. Это помогает детям преодолеть страх, понять необходимость медицинских процедур, почувствовать уверенность в своих силах и действиях.

Для коррекции эмоционально-волевой сферы также используется курс психогимнастических занятий.

Основная их цель - научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения. С этой целью используется арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия.

Для улучшения психологической устойчивости к стрессам и снятия локального напряжения в мышцах используется специально подобранные упражнения телесно-ориентированной терапии из системы Шелдона Левиса и релаксации по Джейкобсону и Шульцу.

Для решения проблем, связанных с некротическим нарушением личности (таких, как энурезы, страхи, невротические тики, заикание, анорексия, энкопрез), используется метод символ-драмы. Этот метод можно использовать с детьми 3-4- летнего возраста, но наиболее приемлемым в плане коррекции эмоциональных деформаций считается возраст от 6-7 лет.

Для коррекции психосоматических расстройств, снижения уровня социальной тревожности, социальной скованности, решения проблем, связанных с трудностью в общении с успехом применяется метод гештальттерапии.

Еще одним достаточно эффективным и новым методом, который используется в коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с ОНР, является метод сенсорной интеграции. Этот метод лежит в основе работы сенсорной комнаты. Методом сенсорной интеграции необходим детям с нервными нарушениями и психопатологиями личностного развития. Метод имеет широкий спектр действия, воздействуя через зрительный, обонятельный, осязательный и слуховой анализаторы. Через зрительный анализатор этот метод воздействует с помощью цвета и светостимуляции. Под воздействием специально подобранной цветовой гаммы, аромотерапии и звуковых раздражителей включаются механизмы

сенсорной системы и оказывают активизирующее или успокаивающее действие (в зависимости от поставленной цели) на нервную систему ребенка.

Сенсорное воздействие, оказываемое методом сенсорной интеграции, рассматривается как благотворный эмоциональный стресс.

Опыт работы по коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР показывает, что только глубокое знание психолого-педагогических особенностей детей, грамотный подбор психодиагностических методик и коррекционных техник, учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей детей позволяет специалисту создать условия для наиболее успешного развития и коррекции процессов эмоционально-волевой сферы личности.

Выводы по 1 главе.

Общее недоразвитие речи - это сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне.

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.

Напряженная, социальная, экологическая, демографическая, экономическая обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в процессе адаптации и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями, к числу которых относятся и дети с нарушением и недоразвитием речи.

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с ОНР являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти факторы оказывают отрицательное влияние на эффективность его обучения для детей старшего дошкольного возраста, которым вскоре предстоит обучаться в школе, адаптироваться в социуме.

Своевременная и целенаправленная коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОНР способствует социальной адаптации будущих учеников школы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.