Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджетный процесс и его организация в РФ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ долг РФ





Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

Законодательным обеспечением бюджетного процесса являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований.

Принципы организации бюджетного процесса: единство; самостоятельность бюджетного процесса каждого уровня бюджетной системы; применение балансового метода при составлении бюджетов.

Этапы бюджетного процесса:

· составление проектов бюджетов;

· рассмотрение и утверждение бюджетов;

· исполнение бюджетов;

· составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности.



Составление проектов бюджетов – исключительное право Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Они устанавливают порядок и сроки составления проектов соответствующих бюджетов.

Составление проекта бюджета основывается:

· на Бюджетном послании Президента Российской Федерации,

· на прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории,

· на основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

После составления проект бюджета вносят на рассмотрение:

· не позднее 26 августа текущего года - проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

· не позднее 15 октября текущего года - проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);



· не позднее 15 ноября текущего года – проект решения о местном бюджете.

Рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете им представляются:

· основные направления бюджетной и налоговой политики;

· предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

· прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

· прогноз основных характеристик консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период, либо проект среднесрочного финансового плана;

· пояснительная записка к проекту бюджета;

· оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

· проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

· иные документы и материалы.

Если принимают бюджет на очередной финансовый год и плановый период, то проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утверждённого бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.



Изменение параметров планового периода соответствующего бюджета, порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяют:

· Бюджетный кодекс Российской Федерации – для федерального бюджета и для бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· закон субъекта Российской Федерации - для бюджета субъекта Российской Федерации и для бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

· муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования – для местного бюджета.

Если закон о бюджете (решение) не вступил в силу с начала текущего финансового года, то может быть введено временное управление бюджетом, при котором:

· финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере не более одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчётном финансовом году;

· иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены на отчетный финансовый год;

· порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

· через три месяца после начала финансового года финансовый орган не имеет права:

- доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, установленные Бюджетным кодексом;

- предоставлять бюджетные кредиты;

- осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объёма заимствований предыдущего финансового года в расчёте на квартал;

- формировать резервные фонды.

Все ограничения, связанные с введением временного управления бюджетом, не распространяются на расходы на выполнения публичных нормативных обязательств, обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, выполнение международных договоров.

С вступлением в силу закона (решения) о бюджете после начала текущего финансового года этот закон корректируется с учётом результатов исполнения бюджета за период временного управления.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обеспечивается Правительством Российской Федерации.

Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного фонда обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.

Соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) организует исполнение бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана в соответствии с принципами единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. При определённых условиях полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Различают исполнение бюджетов по доходам, исполнение бюджета по расходам, исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета. Первое предусматривает:

· зачисление доходов на единый счёт бюджета;

· возврат (зачёт, перечисление) излишне уплаченных или излишне взысканных в бюджет сумм доходов;

· уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Исполнение бюджета по расходам заключается:

· в принятии бюджетных обязательств;

· в подтверждении денежных обязательств;

· в санкционировании денежных обязательств;

· в подтверждении исполнения денежных обязательств.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций по распределению поступлений отчётного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачислению в соответствующие бюджеты. Эти операции завершают в первые пять рабочих дней текущего финансового года, а отражают в отчётности об исполнении бюджетов отчётного финансового года.

Отчёт об исполнении бюджета входит в состав бюджетной отчётности, которая кроме него включает:

· баланс исполнения бюджета;

· отчёт о финансовых результатах деятельности;

· отчёт о движении денежных средств;

· пояснительную записку.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

Годовой отчёт об исполнении бюджета составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований; составляется на основании сводной бюджетной отчётности соответствующих главных администраторов бюджетных средств; представляется соответствующими финансовыми органами в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

Отчёт об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. После этого он направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля.

Годовые отчёты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Процедуре утверждения годового отчёта об исполнении бюджета предшествует:

· внешняя проверка годового отчёта со стороны органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного соответствующим законодательным (представительным) органом;

· рассмотрение годового отчёта соответствующим законодательным (представительным) органом.

Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

а) временного перераспределения;

б) регулирующую;

в) контрольную.

Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные средства на принципах возвратности, срочности и платности, перераспределяя их между юридическими, физическими лицами и бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и бюджетами, иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в воздействии на спрос на заемные средства, что приводит к увеличению или снижению стоимости кредита, в свою очередь за счет кредитов возможно стимулирование развития производства и занятости.

Контрольная функция государственного кредита состоит в учете и контроле целевого движения заемного капитала.

Реализуя функцию заемщика, государство привлекает заемные средства на определенных условиях.

Государственный или муниципальный долг – это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской РФ или муниципальным образованием.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг РФ делится на внутренний и внешний.

В соответствии с Бюджетным кодексом внутренний долг представляет собой обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

– объем основного долга по полученным кредитам в валюте РФ;

– объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Россией;

– объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;

– объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

В объем государственного внешнего долга включаются:

– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

– объем основного долга по полученным кредитам в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;

– объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде следующих обязательств:

а) по кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

б) по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

в) по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

г) по государственным гарантиям РФ;

д) по иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до тридцати лет включительно).

В объем государственного долга субъекта РФ включаются:

– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ;

– объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

– объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ;

– объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ;

– объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до тридцати лет включительно). При этом обязательства могут быть выражены как в валюте РФ, так и в иностранной валюте.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

а) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

б) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;

в) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

г) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

В объем муниципального долга включаются:

– номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

– объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

– объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

– объем обязательств по муниципальным гарантиям;

– объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до десяти лет включительно).

Государственные займы классифицируют по ряду признаков:

а) по субъектам заемных отношений:

– займы, размещаемые центральными органами управления;

– займы, размещаемые территориальными органами управления;

б) по месту размещения:

– внутренние (размещаются в валюте РФ);

– внешние (размещаются в валюте другого государства);

в) по обращению на рынке:

– рыночные (свободно продаются и покупаются, имеют обращение на рынке);

– нерыночные (не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг, обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых они и отвечают);

г) в зависимости от срока привлечения средств:

– краткосрочные (со сроком погашения до одного года);

– среднесрочные (от одного года до пяти лет);

– долгосрочные (свыше пяти лет).

Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях используются векселя. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций);

д) по обеспеченности долговых обязательств:

– закладные (это облигации, которые обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом);

– беззакладные (это облигации, обеспечением по которым служит все имущество государства или конкретного муниципалитета);

е) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на три группы:

– выигрышные, выплата дохода, по которым осуществляется на основе тиражей выигрышей;

– процентные, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов;

– с нулевым купоном. Это облигации, продаваемые со скидкой с номинала и выкупаемые по номиналу;

ж) по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым и плавающим доходом;

з) в зависимости от обязанности заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, выделяют обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Выполняя функцию кредитора, государство через Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет кредитование коммерческих банков, которые в свою очередь выдают кредиты физическим и юридическим лицам.

Реализуя функцию гаранта, государство выступает в сделках в качестве третьего лица, гарантирующего выполнение обязательства перед кредитором в случае неисполнения его заемщиком. В отдельных случаях Правительство РФ может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заемщика.

Управление государственным кредитом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта, которое включает совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

Органы государственной власти определяют общий объем бюджетного дефицита и объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

– минимизация стоимости долга для заемщика;

– недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

– эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выданных кредитов;

– обеспечение своевременного возврата кредитов;

– максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по принятию, регулированию и погашению финансовых заимствований.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется органом местного самоуправления (местной администрацией).

РФ не несет ответственности по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если только указанные обязательства не были ею гарантированы. В рамках федерального закона о федеральном бюджете устанавливаются важнейшие параметры государственного долга:

– предельные размеры внутреннего и внешнего государственного долга;

– предельный объем годовых внешних заимствований;

– расходы на обслуживание государственного долга в текущем году.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих механизмов:

а) реструктуризация государственного долга;

б) конверсия государственного долга;

в) консолидация государственного долга;

г) унификация государственного долга;

д) отсрочка погашения займов;

е) аннулирование государственного долга;

ж) новация.

Реструктуризация государственного долга – это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения (например, частичное списание суммы основного долга). Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Конверсия государственного долга – это изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Для кредиторов иногда возможно и повышение доходности государственных ценных бумаг.

Консолидация государственного долга – это изменение условий займа, связанное с их сроками. При этом возможно как увеличение, так и уменьшение срока действия государственных ценных бумаг.

Унификация государственного долга – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В этом случае достигается уменьшение количества видов одновременно обращающихся ценных бумаг, что сокращает расходы государства по системе государственного кредита. В исключительных случаях Правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займов происходит, когда правительство выпускает слишком много займов и условия их эмиссии не являются достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Поэтому Правительство объявляет об отсрочке погашения займов. В отличие от консолидации при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращаются выплаты дохода. При консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Аннулирование государственного долга – это отказ государства от обязательств по выпущенным займам, которое может проводиться по причинам финансовой несостоятельности государства, прихода к власти новых политических сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Новация – это условие, при котором обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.