Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта





Рот широко открыт.

1.Дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
верхних (11).

2. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
альвеол (13).

3. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала
с внутренней стороны, затем с внешней.

4. Дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала
с внутренней стороны, затем с внешней.

5. Кончик языка подводится под верхнюю губу (9) и со щел­
каньем отрывается, втягиваясь вниз-назад в рот.

6. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упи­
рается в правую щеку (5).

7. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упи­
рается в левую щеку (6).

Данные упражнения развивают не только подвижность, точ­ность движений кончика языка, умение переключаться с одного движения на другое, но и подготавливают условия для смещелия


артикуляционного фокуса с задних отделов ротового резонатора в передние. Дети начинают активнее пользоваться мускулатурой кончика языка.

Упражнения на развитие подвижности, точности движений передне-средней и задней частей спинки языка

1.Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-
средняя часть спинки языка поднимается.



2. Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-
средняя часть спинки языка приподнимается до соприкоснове­
ния с верхними резцами.

3. Выдвижение передней части спинки языка вперед (язык
как бы выпадает изо рта); кончик языка зафиксировать у нижних
резцов (18).

4. Поднимание задней части спинки языка с одновременным
широким открыванием рта; кончик языка зафиксировать у ниж­
них резцов.

При выполнении ребенком перечисленных упражнений логопед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счет от 1 до 5).

Упражнения на динамическую организацию движений передне-средней и задней частей спинки языка

1.Поднимание и опускание передне-средней части спинки
языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-сред­
няя часть спинки языка то поднимается, то опускается, как при
произнесении звука а.

2. Поднимание и опускание задней части спинки языка;
кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть спинки
языка то поднимается, то опускается.



3. Высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем
втягивание как можно глубже в рот.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей

1.Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко
открыть рот.

2. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко
позевать.


3. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко
открыть рот и позевать.

4. Дотронуться кончиком языка до верхней десны и широко
открыть рот.

5. Дотронуться кончиком языка до альвеол и широко от­
крыть рот.

6. Дотронуться кончиком языка до верхней десны, открыть
рот и широко позевать.

7. Дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть
рот и позевать.

8. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-
средняя часть спинки языка поднимается вверх с резким опуска­
нием челюсти.

9. Круговые движения кончиком языка по верхней губе с по­
степенным открыванием рта.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ

1. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают артикуляционные позы: широко округляются, как при произнесении звука а; широко растягиваются, как при и; растяги­ваются и округляются, как при ы, э; вытягиваются широкой тру­бочкой, как при у; сомкнутые губы вытягиваются хоботком.

2. Кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при
этом принимают перечисленные артикуляционные позы.

3. Кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом при­
нимают перечисленные артикуляционные позы.

Правильность выполнения каждого движения контролируется отражением в зеркале и сравнением с образцом (логопед демон­стрирует каждое движение). Чрезвычайно важно координировать выдох с артикуляционным движением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинестетическую и тактильную сти­муляцию.



Упражнения на координацию движений языка и выдоха

1.Вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик
языка.

2. Вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кон­
чик языка.


 

3. Дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть
на кончик языка.

4. Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на
кончик языка.

5. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем
произвести медленный выдох на кончик языка.

6. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
передне-среднюю часть спинки языка, а затем произвести выдох.

7. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
корень языка, а затем произвести выдох.

Упражнения на координацию движений языка и челюсти и выдоха

1.Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко
открыть рот и произвести длительный выдох.

2. Поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот
и произвести длительный выдох.

3. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе­
редне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и про­
извести выдох.

4. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
заднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести
длительный выдох.

Упражнения на координацию движений языка и губ и выдоха

Кончик языка зафиксировать у нижних резцов.

1.Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли­
тельный выдох.

2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести
длительный выдох.

3. Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный
выдох.

4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про­
извести длительный выдох.

5. Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке э,
и произвести длительный выдох.

Кончик языка зафиксировать у верхних резцов.


1. Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли­
тельный выдох.

2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке ч. и произвести
длительный выдох.

3. Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный
выдох.

4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про­
извести длительный выдох.

5. Зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере­
численные положения губ и произвести выдох.

6. Надуть обе щеки (25), вытянуть губы вперед трубочкой
(23) и постепенно выдыхать.

Каждое упражнение выполняется вначале с закрытыми носо­выми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, а в заключение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребенок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом и им самим.

Для развития дифференцированного кинестетического вос­приятия подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее кон­трастными. В дальнейшем отрабатываются артикуляционные по­зиции, необходимые для производства тех звуков, которые нуж­даются в коррекции.


Приложение

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Сказка о Веселом Язычке

Может быть использована для выработки артикуляционного уклада звуков Р, Р'.

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Догадайтесь, что это за домик'?

В домике этом Красные двери, Белые звери Сидят у дверей. Любят зверюшки Конфеты и плюшки.

Правильно. Этот домик — рот. Двери в домике то открыва­ются, то закрываются — вот так (рот закрыт, рот открыт).

Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко дверь, выглянул на улицу (язык широкий, «лопаточкой»). Посмотрел наверх — све­тит ли солнышко, потом посмотрел вниз — нет ли луж на земле (упр. «Качели»). Заглянул под крылечко (широкий язык вставить между губой и зубами). Осмотрелся, увидал качели и побежал на качели. Смело вверх — вниз (широкий язык прикасается к бугор­кам за верхними зубами, затем — к бугоркам за нижними зубами, рот открыт). Все выше взлетают качели.

На качелях я качаюсь, Вверх — вниз, вверх — вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз.

(Широким языком прикасаться к бугоркам за нижними зубами, затем поднимать язык вверх к мягкому нёбу)

Затем увидел маляра, Красить потолок пора, Стала кисточка плясать, Нам потолочек не узнать.

(Упр. «Маляр»)


Вот и банка с краской рядом, Обновить заборчик надо.

(Упр. «Чьи зубы чище»)

Язычок наш кончил дело, Отдыхать он может смело. Он с лошадкой погуляет,

(Упр. «Лошадка») Грибов насобирает,

(Упр. «Грибок»)

На гармошке он сыграет И песенку споет: «На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу».

(Упр. «Гармошка») А потом попляшет.

(Упр. «Пощелкать кончиком языка»)

Язычок наш много сделал дел, пел и танцевал. Очень сильно он устал. Чтобы сил больше набрать, решил он поесть вкусного варенья. Варенье сладкое, душистое, ароматное. Испачкалась верхняя губа, надо ее облизать (упр. «Вкусное варенье»).

Язычок поел, лег на диван, включил телевизор и увидел на зеленой поляне жеребят и индюшат. Жеребята скачут на поляне, играют, резвятся (упр. «Фырканье»), а малышата-индюшата весело болбочут: «Бл-бл-бл» (упр. «Индюк»): Переключил Язычок теле­визор на другую программу. На экране — цирк. Искусные фо­кусники показывают фокусы (упр. «Фокус»). Веселые клоуны со­ревнуются в стрельбе по воздушным шарикам. «П-т» — есть по­падание! (упр. «Автомат»). А вот и барабанщиков отряд, звонко палочки стучат: «д-д» (упр. «Барабан-!»). Дробь веселая слышна: «да-ды» (упр. «Барабан-II»)."'Посмотрел Язычок телевизор, и за­хотелось ему спать. Выключил телевизор. Дверь он запер на за­мок. Лег в кроватку и умолк.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.