Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ





ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ

ЗВУКОВ С, С', 3, 3', Ц

Уклад органов артикуляции.При произнесении звука с губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку; перед лабиализован­ными гласными губы округляются. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зу­бов. Передняя часть спинки языка широкая, приподнимается к верхним альвеолам и образует с ними щель в форме желобка. Средняя часть спинки языка опущена, в середине ее образуется продольный желобок. Задняя часть спинки языка незначительно поднята. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. При таком укладе образуется узкий проход (круг­лая щель) вдоль языка по средней его линии. Проходя через эту щель, сильная выдыхаемая струя воздуха вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше. Чем шире щель — тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый». Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Мягкое нёбо поднято, прижато к зад­ней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки разомкнуты и не производят голоса.



При произнесении мягкого с'губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого с, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и не­сколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции з и з' в дополнение к артикуляционному укладу парных им глухих звуков голосовые связки смыкаются, напор воздушной струи ослабевает.

При произнесении звука ц губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Перед­няя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или аль­веолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым эле­ментом (как при с), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается ни на слух,




ни артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты, звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

Выработке необходимых движений языка и образованию воз­душной струи способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язычок».

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удержи­вать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натяги­ваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»(1, 19).

Цель', выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под­ворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высо­вывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Бо­ковые края языка должны касаться углов рта.



3. «Качели».

Целъ\ укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гиб­кость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбо­
родку (12);

б) широкий язык поднимается к верхней губе (7), затем опус­
кается к нижней губе (8);

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой
(9), затем между нижними зубами и губой (10);

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам (11),
затем к нижним;


д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альве­
ол) за нижними резцами (13). затем за верхними (14);

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за ниж­
ними резцами, затем — до мягкого нёба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной
стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной
стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужал­ся, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Почистим зубы».

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, ниж­няя челюсть не двигалась. 6 «Пирожок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на ниж­нюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачива­ются в «пирожок».

Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подни­манию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п., дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!). 7. «Желобок», «Лодочка»(15).

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края ло­патообразного языка поднимаются, по средней продольной ли­нии языка образуется впадина. Язык в таком положении удержи-


вается под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

8. «Самосвал».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней дес­ны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

9. «Горка», «Киска сердится»(20).

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удер­живать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем вы­равнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

10. «Катушка»(18).

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упира­ется в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» впе­ред и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик язы­ка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были непо­движны.

11. Упражнение в произнесении звука и.
Цель: вырабатывать умение управлять языком.

В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

12. «Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить. чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.


13. «Подуть через трубочку».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воз­душную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении уп­ражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе Следить, чтобы щеки не надувались.

14. «Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воз­душную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края ло­патообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук 0, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

15 «Сдуть снежинку».

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон­чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натя­гивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

16. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соло­минка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Сле­дить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

17. «Заборчик»(21).

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удер­живать губы в улыбке.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

18. «Рупор»(22).

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округ­лять губы и удерживать их в таком положении.


Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

19. «Трубочка»(23).

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытя­гивать вперед округленные губы.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

20. «Заборчик»—«Рупор»—«Трубочка»(21, 22, 23).

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

21. Упражнение в произнесении звуков т-с. Перед постанов­
кой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном про­
изнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключе­
нию языка из одного положения в другое и необходимо для
правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносят­
ся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без
перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар
воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить,
чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Из перечисленных упражнений логопед выбирает только те, которые необходимы для коррекции нарушенного звука в зави­симости от вида дефекта произношения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.