Сделай Сам Свою Работу на 5

Слова без ударения на слоге.





А. И. БОГОМОЛОВА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «БИБЛИОПОЛИС»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1994

 

Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.— ТОО «Издательство “Библиополис”». СПб., 1994. 208 с.

Печатается по изданию: А. И. Богомолова. Нарушение произно­шения у детей. Пособие для логопедов. Изд. 2-е, переработанное. М., «Просвещение», 1979.

(С) А. И. Богомолова, 1979: текст

(С) И. Н. Фаррахов, 1994: художественное оформление

ISBN 5-7435-0083-5

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Ш, Ж


Нормальная установка при произнесении звука. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слиш­ком напряжены. Губы округлены и выдвинуты впе­ред. Зубы сомкнуты либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха. Звук жпроизносится с включением голоса.

Звуки ш и жтвёрдые; ш глухой, жзвонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ.Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы tie закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.



Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука у). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в рабо­ту, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для вы­ходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха.Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух.


Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать вни­мания. Многократным упражнением добиться у ре­бёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка.Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кон­чик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ши­рину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повто­рить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использования палоч­ки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.



Упражнение.Произнесение длительного звука ш. Поднять язык к передней части нёба с помощью пло­ской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук ш—.

Примечание. Вместо звука ш слышится звук, по­хожий на звук ф. Это означает, что углы губ вовле­каются в работу.

Проделать упражнение с постепенным вынимани­ем палочки (ложечки) из-под языка.

В завершение проделать упражнение без исполь­зования палочки


 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

образец: ша, шо, шу, ши, ше

ша—шо—шу ши—ше—ша

шо—шу—ша ше—ши—шо

шу—шо—ша ши—шу—ше

ше—шу—шо шу—ши—ша

Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. Слова с ударными слогами.

образец: ре-шатъ, Ми-шут-ка.

ша

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

ши

Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камы­ши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше

Шум, шут, шуба, шутка, ми шутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

 

Слова с безударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: ш – а-гать, ка-ш – а, ш – а-лун.

ша

Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша.



шу

Шуруп, шутить, чешуя.

ши

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

Слова со стечением согласных в слоге.

образец: шляпа, штука.

шве, швы, шка, шко, шку

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка.

Шла, шле, шли, шлю, шля

Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шме, шни, шну, шпа, шпи

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль.

Шта, што, шту, шты

Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

 

 

Упражнение.Назвать предметы, изображенные на картинках.


 





 


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

образец: Маша, Миша, малыши. Даша моет шею.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ланды­ши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Шко­ла большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит маши­на. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу.

Ум хорошо, а два лучше.(Пословица)

В гостях хорошо, а дома лучше. (Поговорка)

Дальше в лес — больше дров.(Поговорка)

Гриша пошел к .

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

 

 

 

Миша играет в

 

У Паши .

У Наташи шёлковый

У машины

 

Мышонок упал в

.

 

Упражнение.Составить предложения по картинкам.




 


Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Потешки


Петушок, петушок, Отдай Маше гребешок!


Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.


Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришёл на нашу крышу.

Шалун Миша

Миша — шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Ба­бушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

 

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей — и домой. Хороши ландыши!

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: а — ш —, о — ш —, у— ш —, ы — ш —, я — ш —, ё—ш—, ю—ш—, и—ш—, е—ш—.


аш—ош—уш—ыш яш—ёш—юш—иш—еш аш—яш—уш—юш яш—аш—юш—уш


ыш—уш—ош—аш еш—иш—юш—ёш—яш ыш—иш—еш—аш иш—ыш—аш—еш


Упражнение.Произносить (читать) слова. 1. С ударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: на – ш – , ко – ш – ка, ка-мы – ш – .

аш

Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.

ош

Кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

уш

Душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подуш­ка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка.

 

 

ыш

Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, по­крышка, камыш, малыш.

ЯШ

Яшка, бляшка, гуляш.

Ш, ёшь

Даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёш­ка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка.

еш, ешь, иш, ишь

Пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.

2. С безударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: у – ш – -ли, пе-ту – ш – -ки.

аш

Башмак, башлык, кашне, каштан.

Уш, ыш

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, ландыш, детёныш, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко.

юш, ишь, иш

Брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

 

Упражнение.Назвать предметы, изображенные на картинках.


 





 


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

ОБРАЗЕЦ:В поле рома – ш – ки. У Анто – ш – ки каранда – ш –.

Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот кар­тошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребя­тишки играют в «кошки-мышки». Бегают ребятишки-малыш­ки — Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норуш­ке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке.

В одно ушко вошло, в другое вышло.(Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.(Поговорка)

Загадки

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

 

 


 

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Кошка ловит


В лукошке


, в мешке



Малышка ела кашку


Упражнение.Составить предложения по картинкам.





 


Кошка и мышка

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку.


 

 

Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежа­ла мышка. Но кошка её догнала.

На опушке

Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Не­далеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на брёвнышко. От­дохнула и пошла дальше.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Яша и Алёнушка

Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши баш­ня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малыш­ка. Матрёшка на подушке. Берёт Алёнушка Малышку. Кормит её ложкой из чашки, поит из кружки. Потом надевает на Малышку рубашку, башмаки.

А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватрушку, не­множко даёт и кошке. Съел Яша ватрушку. Глядит в окошко. Видит Яша, что идёт мама.

Вошла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша играют.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пеш­ки. Тракторист пашет пашню. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. Шур-

 

ит в норке мышка, а её караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. У Гриши под мышкой книжка. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, я нашёл три ландыша. Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш. На ладони — башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня. На ушке небольшой домишко.

Шила в мешке не утаишь. (Поговорка)

Напишешь пером – не вырубишь топором. (Пословица)

Загадки

Вбольшой избе — избушка, а в избушке — щебетушка.

(Птица в клетке)

Чем больше из неё берешь, тем больше она становится.

(Яма) Упражнение.Составить предложения по картинкам.





 


 

 

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Загадки


С неба падают ледышки, Прямо падают в ладошки. Есть ледышки меньше

крошки. Есть ледышки — больше

шишки.

(Град)


Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы!

(Гриб)


Потешки


Петушок, петушок! Выгляни в окошко, Дам тебе горошку!


Шапка да шубка — Вот он, наш Мишутка!


Маша в лесу

Пошли бабушка и Маша в лес. На опушке кругом были ромашки и ландыши. Хотела Маша их рвать. Но бабушка повела её дальше. Вошли они в лес. Где-то куковала кукуш­ка. Бабушка собирала грибы в лукошко. Маша находила их меньше. Она не была раньше в лесу. Кругом порхают, поют пташки. Вот юркнула в норушку мышка. Вот промелькнул зайчишка. Длинные у него уши. Вот белка орешки шелушит. Хорошо в лесу. Вышла бабушка опять на опушку. Устала Ма­ша. Неохота ей рвать ландыши и ромашки. Обратный путь домой дольше.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Петушок

Петушок, петушок! Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано поёшь, Детям спать не даёшь?

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Рёвушка

Вышла Машенька на крыльцо и ревёт.

Подошёл к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Ма­шенька, ревёшь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».

«Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать».

Подошла к Машеньке кошка: «Что ты, Машенька, ревёшь? Давай мышек ловить».

«Не буду мышек ловить, буду плакать».

Подошёл к Машеньке телёнок и говорит: «Давай, Машень­ка, реветь со мной».

«Давай», — сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Бурёнушка-рёвушка и гневно сказа­ла: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?»

Испугалась Машенька и больше не ревёт.

(По И. Мазнину)

Домик-ракушка

Шёл я по бережку, камешки искал. Увидел ракушку. В ней рак-отшельник шевелит клешнями. Ракушку он превратил в домик. Раньше там была улитка.

Поднял я ракушку. Рак втянул клешни. Решил я выгнать его. Положил ракушку подальше от воды. Придавил ногой. Рак шевелит клешнями: я мешаю ему двигаться. «Найдёшь другую ракушку», — думаю.

Решил рак уйти, отдать мне ракушку. Пошагал в море. Ножки в панцире, а брюшко мягкое. Потому и прятал его в раковине.

Нахлынула вода. Мелькнул рак брюшком. Больше я его не видел. Шёл домой и думал: где рак нашёл другую ра­кушку?

(По Г. Снегирёву)

 

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ж В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: ж а, жо, жу, жи, же

жа—жо—жу—жи—же жи—жа—жо—жу—же

жо—жа—жу—жи—же же—жа—жо—жи—жу

жу—жа—жо—жи—же

Упражнение.Произносить (читать) слова. 1. Слова с ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ:ж — ар, ле-ж – ать, дру-ж — ок.

жа

Жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежа­та, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарник.

Жо, же

Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бере­жок, крыжовник, жёлоб, жёлудь, жёлтый.

жу

Жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, ту­журка.

же

Женя, уже, уважение, этажерка.

жи

Жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, пока­жи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить.

 

 

Слова без ударения на слоге.

образец: то-же, жур-нал.

жа

Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.

Жу, жи

Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дю­жина, прохожий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.