Сделай Сам Свою Работу на 5

О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы.





Пусть будет известно, что это Божественное делание свя­щенной умной молитвы, было непрестанным делом древних Богоносных отцов наших, и на многих местах пустынных, и в общежительных монастырях, как солнце, просияло оно между монахами: в Синайской горе, в египетском ските, в Нитрийском горе, в Иерусалиме и в монастырях, которые окрест Иерусалима, и просто сказать — на всем Востоке, в Цареграде, на Афонской горе и на морских островах; а в пос­ледние времена, благодатью Христовою — и в Великой Рос­сии. Этим умным вниманием священной молитвы, многие из Богоносных наших отцов, разжегшись серафимским пла­менем любви к Богу, и по Боге к ближнему, соделались стро­жайшими хранителями заповедей Божиих, и, очистив свои уши и сердца от всех пороков ветхого человека, удостоились быть избранными сосудами Святого Духа. Исполнившись его различных Божественных даров, они явились по своей жизни светилами и огненными столпами для вселенной, и, соделав бесчисленные чудеса, делом и словом привели не­счетное множество человеческих душ ко спасению. Из них-то многие, подвигшись тайным Божественным вдохновени­ем, написали книги своих учений об этой Божественной умной молитве, по силе Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, исполненные премудрости Святого Духа, и это было по особенному Промыслу Божию, чтобы как-ни­будь в последние времена это Божественное дело не пришло




266 Беседа четвертая

в забвение. Из этих книг многие, Божиим грехов ради наших попущением, истреблены сарацынами, покорившими Гре­ческое царство; некоторые же по смотрению Божию сохра­нились до наших времен.

На помянутое Божественное умное делание и хранение сердечного рая, никогда никто из правоверующих не дерзнул произнести хулы; но всегда все относились к нему с великою честью и крайним благоговением, как к вещи, исполненной всякой духовной пользы. Но начальник злобы и супостат всякого благого дела — диавол, видя, что наиболее чрез это делание умной молитвы монашеский чин, избирая благую часть, сидит неотторжною любовию у ног Иисусовых, преус­певая в совершенство его Божественных заповедей, и чрез то делается светом и просвещением миру — начал таят за­вистью и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и по­хулить это душеспасительное дело, и, если можно, совер­шенно истребить с лица земли. И то, как сказано выше, чрез сарацын, во всем ему подобных, истреблял книги; то в чис­тую и небесную этого делания пшеницу насеивал свои ду-шетленные плевелы, чтобы посредством безрассудных нане­сти на это спасительное дело хулу тем, что самочинники, касавшиеся этого делания, ради своего возношения, вместо пшеницы пожинали терние, и вместо спасения находили по­гибель. И этим еще диавол не довольствовался, но нашел в Итальянских странах Калабрийского змия, предтечу антих­ристова, гордостью во всем подобного диаволу, еретика Вар-лаама, и поселившись в нем со всею своею силою, подвиг его хулить нашу Православную веру, как об этом подробно пи­шется в постной триоди, в синаксаре второй недели святого Великого поста. Между прочим дерзнул он различно, и язы­ком и рукой, хулить и отвергать и священную умную молит­ву, как пишет об этом в своей священной книге, в главе 31-й, иже во святых отец наш Симеон, Архиепископ Фессалонит-ский, которого и подлинные слова предлагаю здесь, говоря­щего так:




Беседа четвертая 267

«Этот окаянный Варлаам многое хулил и писал и на свя­щенную молитву, и на Божественную, что на Фаворе (Мф. 17: 5), благодать и осияние. Не поняв, и даже неспособный понять (да как и постигнуть это тому, кто умом осуетился, и в мечтании мысли с гордым соединен?), что значат слова: не­престанно молитеся (1 Сол. 5: 18), ни того, что значат слова: помоаюся духом, помолюся же и умом (1 Кор. 14: 15); также: возспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Кол. 3: 16); и что посла Бога Духа Сына Своего, то есть благодать, в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4: 6); также: хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тмы словес языком (1 Кор. 14: 19), — он отверг и умную молитву, или лучше, призывание Господне, которое есть и исповедание Петра, исповедавшего: ты ecu Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16:16), и предание са­мого Господа, говорящего во Евангелии: еже аще что проси­те от Отца во имя мое, даст вам (Ин. 15: 16); также: Именем Моим бесы ижденут (Марк. 16: 17), и прочее. Ведь имя Его есть живот вечный: сия же, говорит, писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот има-те во имя Его (Ин. 20: 31); и Духа Святого преподает призы­вание Христово: никто же может рещи Господа Иисуса, то-чию Духом Святым (1 Кор. 12: 3), да и тысячекратно об этом сказано.



Что же успел своим начинанием началозлобный змей с сыном погибели, треклятым еретиком Варлаамом, которого, как я сказал, научил он на хуление против священной умной молитвы? Возмог ли его хулением помрачить свет этого ум­ного делания, и, как он надеялся, до конца истребить? Ни­как. Но болезнь его обратилась на главу его. В то время вели­кий поборник и предстатель благочестия, пресветлый между святыми, отец наш Григорий, Архиепископ Фессалонитс-кий, Палама, который в совершенном послушании и непре­станном священном упражнении умной молитвы, как солн-це, просиял на святой Афонской горе дарованиями Святого Духа, еще прежде возведения на Архиерейский престол этой


268 Беседа четвертая

Церкви, в царствование Божественнейшего царя Андроника Палеолога в царствующем граде, во именитом великом хра­ме Премудрости Божией, на Соборе, собравшемся против вышепомянутого еретика Варлаама, исполнившись Духа Бо-жия, облекшись в непреоборимую силу свыше, отверстыя на Бога уста того заградил, и в конец посрамил, и хврастыя его ереси и все его хуления огнедухновенными словами и писа­ниями сжег, и в пепел обратил. И всею Соборною Божиею Церковью этот Варлаам еретик с Акиндином и всеми своими единомышленниками трижды предан анафеме. Но и доныне тою же Церковью ежегодно в неделю Православия, вместе с прочими еретиками, он проклинается так: Варлааму и Акин-дину и последователям и преемникам их — анафема трижды. Глядите здесь, други, дерзающие хулить умную молитву, и рассмотрите, кто был первый ее хулитель: не еретик ли Вар-лаам, трижды Церковью преданный анафеме и имеющий проклинаться во веки? Не приобщаетесь ли и вы вашим зло-хулением этому еретику и его единомысленникам? Ужели не трепещет душею вашею подпасть подобному им церковному проклятию, и быть отчужденными от Бога? Восставая на свя-шеннейшее дело и соблазняя вашим злохулением души неут-вержденных в разуме ближних ваших, ужели не ужасаетесь страшной за это в Евангелии Божией грозы? Разве не бои-тесь, по слову Апостольскому: страшно есть впасти в руце Бога живого (Евр. 10: 31), подпасть за это, если не покаетесь, и временной, и вечной казни? Какую благовидную причину изобрели вы, чтобы похулить эту пренепорочную и блажен-нейшую вещь? Совершенно недоумеваю. Призвание ли име-ни Иисусова, думается вам, неполезно? Но и спастись о ином ком нет возможности, токмо о имени Господа нашего Иису-са Христа. Ум ли человеческий, которым действуется молит-ва, порочен? Но это невозможно. Ведь Бог создал человека по образу Своему и по подобию; образ же Божий и подобие, это — душа человека, которая, по созданию Божию, чиста и непорочна: значит и ум, будучи начальнейшим душевным


Беседа четвертая 269

чувством, как и в теле зрение, также непорочен. Но не серд­це ли, на котором, как на жертвеннике, ум священнодей­ствует Богу тайную жертву молитвы, заслуживает хулы? Ни­как. Будучи создание Божие, как и все человеческое тело, оно — прекрасно. Если же призывание Иисусово — спаси­тельно; а ум и сердце человека суть дело рук Божиих; то ка­кой порок человеку — воссылать из глубины сердца умом мо­литву к сладчайшему Иисусу, и просить от Него милости? Или не потому ли вы хулите и отвергаете умную молитву, что вам думается, будто Бог не слышит тайной, в сердце совер­шаемой молитвы, но слышит только ту, которая произносит­ся устами? Но это хула на Бога: ведь Бог сердцеведец, и в точ­ности знает все самые тончайшие сердечные мысли, и даже будущие, и знает все как Бог и Всеведец. Да и Сам Он требу­ет, как чистой и непорочной жертвы, именно такой тайной молитвы, воссылаемой из глубины сердца, заповедав: Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, по­молись Отцу твоему иже в тайне: и Отец твой, видяй в тай­не, воздаст тебе яве (Мф. 6: 6); каковые слова Христовы уста, всемирное светило, вселенский учитель, святый Иоанн Зла­тоуст, в беседе двенадцатой на Евангелие от Матфея, Бого-данною Святого Духа премудростью, относит не к той мо­литве, которая произносится одними только устами и языком; но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца воссылаемой молитве, которую он учит совершать не дей­ствиями тела, и не криком голоса, но усерднейшим произво­лением, со всякою тихостью, с сокрушением мыслей и внут­ренними слезами, с душевною болезнью и затворением мысленных дверей. И приводит в свидетельство об этой мо­литве из Божественного Писания — Боговидца Моисея, и святую Анну и праведного Авеля, говоря так. «Но болезну-ешь ли душой? не можешь и не вопить, потому что молиться и просить так, как я сказал, свойственно очень болезнующе-му. И Моисей, болезнуя, так молился и болезнь его слыша­лась, почему и говорил к нему Бог: что вопиеши ко мне?(Исх.


270 Беседа четвертая

14: 15). И Анна, опять, исполнила все, что хотела, а глас ее не слышался, потому что вопияло ее сердце. Авель же не молча ли, и даже скончавшись, молился? и кровь его испускала глас, превосходнейший гласа трубы. Стени и ты так же, как и святый Моисей, не возбраняю. Раздери, как повелел Про­рок, сердце твое, а не ризы, из глубины призови Бога: из глу­бины, говорит, воззвах к тебе, Господи; снизу, из сердца при­влеки глас; сделай молитву твою таинством». И ниже: «ведь не человекам молишься, но Богу вездесущему, слышащему прежде голоса, и знающему мысли непроизнесенные: если так молишься, получишь великую мзду. Отец твой, говорит, видяй в тайне, воздаст тебе яве». И ниже: «Так как Он неви­дим, то хочет, чтобы и молитва твоя была такою же».

Видите ли, друзья, что по свидетельству непреоборимого столпа Православия, есть другая, кроме произносимой уста­ми, тайная, невидимая, безгласная из глубины сердца возно­симая к Богу молитва, которую, как чистую жертву, приемлет Господь в воню благоухания духовного, радуется о ней и ве­селится, видя, что ум, который по преимуществу должно пос­вящать Богу, соединяется Ему молитвою. Зачем же на эту мо-литву, свидетельствуемую Христовыми устами, святым, говорю, Иоанном Златоустом, вооружаете хулою свой язык, хуля, злословя, ненавидя, ругаясь, отвергая и отвращаясь, как от какой вещи скверной, и, кратко сказать, не терпя и слышать? Ужас и трепет объемлет меня по причине такого бессловесного вашего начинания.

Но и еще, изыскивая причины вашей хулы, спрашивают вас: не потому ли хулите эту спасительнейшую молитву, что кто-нибудь из делателей этой молитвы исступил ума, или принял какую-нибудь прелесть вместо истины, или претер­пел какой-нибудь душевный вред? И потому возмнилось вам, будто умная молитва служит причиною такого вреда? Но нет, нет! На самом деле это вовсе не так. Священная умная молит­ва, по силе писаний Богоносных отцов, действуемая Божией благодатью, очищает человека от всех страстей, возбуждает к


Беседа четвертая 271

усерднейшему хранению заповедей Божиих, и от всех стрел вражьих и прелестей хранит невредимым. Если же кто дерз­нет действовать эту молитву самочинно, не по силе учения святых отцов, без вопрошения и совета опытных, и будучи адменен, страстен и немощен, живет без послушания и по­виновения, и к тому же гоняется единственно за пустынно-житием, которого, за свое самочиние, он и следа видеть не до­стоин: таковый, воистину, и я утверждаю, удобно впадает во все сети и прелести диавольские. Что же? Молитва ли эта причиною такой прелести? Никак. Если же вы за это порочи­те мысленную молитву; то пусть будет для вас порочен и нож, если бы случилось малому ребенку, играя, по причине неразу­мия, заколоть себя им. Также, по вашему, нужно запретить и воинам употребление воинского меча, который они прини­мают против врагов, если бы случилось какому-нибудь безум­ному воину заколоть себя своим мечем. Но как нож и меч не служат причиною ни одного порока; но только обличают без­умие заклавших себя ими: так и меч духовный, священная, говорю, умная молитва неповинна ни одному пороку; но са­мочиние и гордость самочинников служат причиною бесовс­ких прелестей и всякого душевного вреда.

Но к чему еще, как будто недоумевая доселе, спрашиваю у вас причины вашего злохуления на эту священную молитву? Знаю наверно, о други! знаю самую существенную причину вашего языкоболия: 1 -е, не по заповеди Божией, то есть, не с испытанием, ваше чтение Священных Писаний; 2-е, недове­рие учению святых отцов наших, учащих о сей Божественной умной молитве Богоданною себе премудростью Духа, по си­ле священных Писаний; 3-е, наконец, ваше крайнее неве­жество: вы или может быть, не видели и не слышали о ней писаний Богоносных отцов наших; или, если не это, то силы Богомудрых их слов вы отнюдь не разумеете, — вот самая су­щественная причина такого вашего зломудрия.

Если бы вы со страхом Божиим и крепким вниманием и несомненною верою с трудолюбным испытанием и смирен-


272 Беседа четвертая

номудрием прочитали отеческие книги, приличествующие наиболее к чтению одним монашествующим, содержащие в себе весь разум жительства Евангельского, — отеческие, го­ворю, книги, которые также необходимы монахам для ду­шевной пользы и исправления и для стяжания истинного, здравого, непрелестного и смиреномудрого разума, как для составления телесной жизни необходимо дыхание; если бы вы так читали эти книги: то никогда не попустил бы вам Бог впасть в такой ров злохуления. Более: чрез это делание Он разжег бы вас Своею Божественною благодатью в неизречен­ную Свою любовь, так что и с Апостолом вопияли бы кто ны разлучит от любве Христовы (Рим. 8, 35), в которую мы спо­добились достигнуть мысленным деланием этой молитвы? И вы не только не хулили бы ее, но и душу свою усердствовали бы положить за нее, ощутив от этого умного внимания са­мым делом и опытом неизреченную душам своим пользу. А как вы книг преподобных отцов наших с несомненною ве­рою не прочитываете, или и читая, не доверяете, как это по­казывают плоды вашего хуления, или совсем пренебрегаете читать: то и впали вы в такое Богопротивное мудрование, что, как бы никогда не слышавшие христианских писаний, вы хулите и отвергаете эту священную молитву, свидетель­ствуемую, по Богомудрому объяснению святых отцов, всем Священным Писанием.

А чтобы избавиться вам, и всем, сомневающимся о ней, от такого душевного вреда, не нахожу другого приличнейшего врачевства, кроме того, что постараюсь, сколько Господь мне Своею благодатью поспешит и поможет, указать, что Бого-носные отцы наши, просвещенные Божественною благода-тию, утверждают здание душеполезного своего учения об этой всесвященной, умом в сердце тайнодействуемой молит­ве, на недвижимом камени Священного Писания. Вы же, увидев сами явно и ясно, при содействии тайно коснувшей­ся душам вашим благодати Божией, истину учения святых отцов, и исцелившись от этого душевного вашего недуга,


Беседа четвертая 273

принесите Богу о вашем поползновении искреннейшее по­каяние, — и сподобитесь Его Божественной милости и со­вершенного прощения вашего согрешения.

ГЛАВА 2-я

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.