Сделай Сам Свою Работу на 5

Надсловие на книгу Блаженного отца Нила Сорского





Святые Отцы, поучая одними заповедями Христовыми преодолевать страсти и очищать сердце от злых помыслов, определяют иметь делателям как два крепчайших оружия — следующее: страх Божий и память присутствия Божия, по сказанному: «страхом Господним всяк уклоняется от зла», и: «предзрех Господа предо мною выну, да не подвижуся.»

1 Преподобный Нил Сорский, русский подвижник 15-го века, несколько лет странствовавший по востоку, по Афонским и Константинопольским монасты­рям, возвратившись в Россию, явился здесь насадителем умного делания и скит­ского монашеского жительства со строгим нестяжательством. Для своих учени-


Беседа четвертая 257

Предлагают кроме того иметь память смерти и геены, а так­же чтение Св. Писаний.

Хорошо все это добродетельным и благоговейным мужам; на нечувственных же и окамененных и сама геенна и даже осязательное явление Самого Бога не наведет никого страха. К тому же и самый ум в новоначальных монахах скоро при­тупляется к памятованию таковых и бежит от них, как пчела от запаха дыма.

Если же память о них хороша и полезна в час борьбы, од­нако кроме этого добра открыли духовнейшие и опытнейшие отцы еще и другое большее и несравненное добро, могущее помочь даже и очень немощным.



И подобием, и образом первого добра являются мелющие в жерновах своими руками и силою; второго же добра — ме­лющие на мельнице при помощи воды и разного рода изо­бретений: как вода сама по себе приводит в движение колеса и камень, так и пресладкое имя Иисусово, соединенное с па­мятью соприсутствующего в нем Бога, во всей полноте живу­щего в Иисусе, воздвигает ум на молитву, о чем свидетель­ствует великий в богословии Исихий, говоря: «душа благодетельствуемая и услаждаемая Иисусом, с какою-то ра­достью и любовию и исповеданием воссылает хвалу Благоде­телю, благодаря и призывая Его с веселием». И еще: «как не­возможно жить нынешнею жизнью без пищи и пития, так невозможно без хранения ума достигнуть душе чего-либо ду­ховного и Богу угодного, или избавиться от мысленного гре­ха, хотя бы кто страхом мук и принуждал себя не грешить.» И еще: «помыслы, против воли нашей втеснившиеся, укрепив-



ков он написал книгу об умном делании, которая называется «Предание учени­кам своим о жительстве скитском». Эта книга рекомендуется наставниками ум­ной молитвы как необходимое пособие для новоначальных подвижников. Мы не приводим из нее выдержек, но рекомендуем прочитать ее полностью тем, кто ин­тересуется умным деланием. Написана она по церковно-славянски, но имеется подробное ее изложение на русском языке еп. Иустина: «Преподобный и бого-носный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни». Изд. Афонского Пантилеимонова монастыря. Москва. 1902 г.

9 Зак. 71


 

 

 

шиеся и стоящие в сердце, может прогонять лишь молитва Иисусова из глубины сердца.»

Опытом постигший тайну такового порядка и обучения умной молитве, великий старец, преподобный отец наш Нил, пустынник Сорский, составил настоящую книгу, пока­зывая в ней начало умного делания, и нашу победу и одоле­ние невидимых противников. Ибо первым способом (без ум­ного внимания), хотя и достигался бы некоторый успех, однако очень медленно и с трудом. Вторым же этим спосо­бом труженик скоро и легко приближается к Богу, сказал св. Григорий Синаит. Там бывает одно внешнее моление, поуче­ние и делание заповедей, здесь же и то и другое: внешнее и внутреннее хранение.

Итак, когда новоначальный монах по отречении от мира и совершения великих и смертных грехов, дает обет пред Бо­гом уклоняться не только грехов малых повседневных и про­стительных, о которых Сам Господь заповедал непрестанно молиться, но и действование самих греховных страстей и злых помыслов и, войдя умом своим внутрь сердца, начнет призывать Господа Иисуса на всю силу вражию и на всякий злой помысл; или, если по немощи своей примет вражие вну­шение, но, преступив заповеди Христовы, припадет к Госло­ду с сердечною молитвою, каясь, укоряя себя, и в таком со-стоянии будет находиться даже до своей кончины, падая и вставая, побеждаясь и побеждая и прося день и ночь защиты от противника своего, — не будет ли такому дана непостыд-ная надежда получить спасение? Ибо бывают, как учит опыт, у подвизающихся падения (не к смерти), мысленные и чув-ственные, как то: мыслию, яростью и похотью, от тричастно-го состава души; или чрез чувства телесные, т. е. зрением, слухом, словом, вкусом, осязанием и обонянием. И нет воз-можности даже и самым великим мужам избежать до конца этих повседневных грехов не к смерти, начало которых в сло-ве, мысли, неведении, забвении, неволе, воле, случае, како-вые и прощаются вседневною благодатью Христовою, как




Беседа четвертая 259

сказал св. Кассиан. Если же кто по малодушию скажет, что св. Кассиан думает так об одних только святых, очищающих­ся благодатью Христовою от таковых ежедневных грехов, а не о новоначальных и страстных, пусть будет место и такому мнению. Однако рассуждать и решать об этом должно по преимуществу на основании святых писаний, которые уяс­няют, каким образом каждый новоначальный и страстный осуждается за эти повседневные грехи и страсти, подвергаясь вечной муке, и как он может снова получить благодатью Христовою прощение, как и все святые, ежечасным покая­нием и исповеданием пред Богом.

Есть, говорит св. Дорофей, действующий по страсти, кото­рой, услышав одно слово, раздражается и отвечает пятью или десятью словами на одно, и враждует и раздражается, и, по миновании огорчения, продолжает помышлять злое на ска­завшего ему обидное слово и, злопамятуя на него, печалится, что не сказал больше того, что уже сказано, и готовит про се­бя еще более жестокие слова, чтобы сказать ему, и все время сожалеет: почему не ответил ему так-то, и скажу ему еще так-то, и всегда гневается. Это — одно устроение, когда держать злобу становится обычаем. Бог да избавит нас от такого ус­троения! Ибо оно подлежит вечному мучению. Есть же и дру­гой, который раздражается от одного слова и тоже отвечает пятью или десятью словами на одно, и скорбит, что не сказал еще три других более обидных слова, и печалится, и помнит зло. Но проходит немного дней, и он изменяется; иной пре­бывает в таком состоянии неделю и затем перестает; а другой ограничивается только одним днем; иной же досаждает, враждует, раздражается и раздражает и тотчас изменяется. Вот сколько различных устроений, и все они находятся под осуждением ада, пока продолжают действовать.

Из всех этих примеров, равно и из других, ясно можно ви­деть, почему страстный не может очиститься вседневною благодатью Христовою от грехов, почитаемых малыми и не смертными.



Беседа четвертая


Надлежит же решить теперь, при каких обстоятельствах бывают простительны новоначальным и страстным таковые грехи. Тот же св. Дорофей сказал: бывает, что иной скорбит сам в себе, когда услышит что-нибудь обидное, но не потому, что принял досаждение, а потому, что не перенес обиды. Та­кой имеет устроение подвизающихся, сопротивляющихся страсти. Другой подвизается и трудится, напоследок же по­беждается силою страсти. Иной не хочет отвечать злом, увле­кается же привычкою. Иной налегает на себя подвиг не гово­рить ничего худого, но скорбит о полученной обиде, и упрекает себя за то, что скорбит и кается в этом. Другой хотя и не скорбит о том, что получил досаждение, но и не радует­ся. Все эти — суть, сопротивляющиеся страсти: они своею волею борются со страстью, не хотят действовать по страсти, и скорбят и подвизаются. Отцы же сказали, что всякое дело, которого не хочет душа, скоропреходяще. Скажу же вам и притчу, кому подобен действующий по страсти и принимаю­щий ее: он подобен человеку, который будучи поражен от врага своего стрелою, берет эту стрелу собственными руками и вонзает в свое сердце. Сопротивляющийся же страсти по­добен осыпаемому стрелами врага своего, но облеченному в броню, и потому не получающему ран. Такой, хотя и страс­тен, однако может благодатью Христовою получить проще­ние в тех вседневных грехах, которые не по намерению, но невольно бывают; и о которых Господь заповедал святому Петру прощать «до седмьдесят крат седмерицею» на каждый день.

Подтверждая это, св. Анастасий Синаит говорит: познава­ем и размышляем о принимающих св. Тайны Тела и Крови Господней, что если и имеют некоторые малые и легко изви­нительные грехи, как то: языком, слухом или зрением будучи соблазнены, или тщеславием, или печалью, или яростью, или чем-либо подобным, каясь в этом и исповедаясь Богу, и таким образом принимают Св. Тайны, веруем, что в очище­ние грехов бывает им принятие Св. Тайн. Подобно сему ска-


Беседа четвертая



зал и св. Пимен: предпочитаю человека согрешившего и ка­ющегося — не согрешающему и не кающемуся.

А так как в начале говорилось об искуснейшем преодоле­нии страстей умною молитвою и заповедями, то надлежит уже изложить яснейшим образом самый ход умного сраже­ния со страстями. Итак, находит ли искушение врага в виде какой-либо страсти или злого помысла, призывает делатель Христа на него, и погибает диавол с прилогом его. Падает ли кто, по немощи мыслию или словом, или яростью, или поже­ланием плотским, умоляет Христа, исповедаясь и каясь Ему. Охвачен ли бывает унынием и печалью, стесняющими его ум и сердце, — обращается к памятованию смерти и геены и вез­десущего Бога, и немного над этим потрудившись, призыва­ет Христа. Потом, обретая мир от брани, снова молит Хрис­та быть милостивым к нему за грехи вольные и невольные; и чистосердечно в час брани и мира душевного прибегает ко Христу, и бывает ему Христос всем и во всех, как добрых, так и злых приключениях. И не увлекается таковой мнением, что он совершает какой-то подвиг, молясь или угождая Богу: ибо все его моление имеет своим началом и концом страх пред мучениями и покаяние в грехах; ибо иной есть смысл внеш­него моления и иной — внутреннего. Тот, исполняя пение количеством, уповает на Бога; оставляя же его,осуждает се­бя; этот же, уязвляемый своею совестью в ежечасных грехах, о которых было сказано, и терпя нашествие вражеских иску­шений — всегда взывает ко Христу, нося в уме следующее из­речение: «еси взойдешь и на всю лестницу совершенства, мо­лись об оставлении грехов». И еще: «хочу пять слов произнести умом, нежели тысячу языком». И таким образом, без всякого сомнения, выполняет указанное св. Дорофеем сопротивление страстям: и даже большее нечто, так как свя­той только до скорби устанавливает сопротивление страстям, приводя и притчу, что таковые подобны обстреливаемым врагом, но облеченным в броню и не получающим ран. При­нял же это святой от Пророка: вот, говорит, поскорбел и ото-


262 Беседа четвертая

шел печальным, и исцелю пути его. Также и Златоуст сказал: если только поскорбишь о грехах, и то ты получишь великое облегчение. Здесь же не одна только скорбь, но и молитва, и сокрушение, и покаяние, и намерение доброе на хранение заповедей, и воздыхание, и исповедание. Подобно этому и самая молитва на сон грядущим поучает, говоря: «аще име­нем Твоим кляхся, или похулих ее в помышлении моем или кого укорих, или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся», и прочие воспоминания о грехах простительных и невольных, случающихся обучающимся в умном делании. Видя эти повсечасные грехопадения, и по­лагая, что всякий, обучающийся этому священному дела­нию, должен быть чист от таковых, многие не хотят даже и очей своих возвести к умному деланию: но это не так, как уже и было показано. Разве только кто волен поступать по страс­тям своим, и тогда теже самые страсти и грехи оному бывают к жизни, другому же к смерти: один приходит от них в сми­рение и познание своей немощи и в покаяние; другой же, от дерзости своей, в ожесточение и погибель вечную. Если же кто скажет, что можно и без умного делания очиститься от таковых грехов, чрез благодать Христову, покаянием, тому, повторив все здесь написанное, дается такой ответ: о, ты та­ковой человек, положи перед мною с одной стороны запове­ди Христовы, с другой же постоянную молитву об оставле­нии грехов наших. Дай же мне и истинное намерение не преступать даже и одной заповеди, т. е. не похотствовать, не гневаться, не осуждать, не клеветать, не лгать, не празднос­ловить, любить врагов, делать добро ненавидящим, молиться за творящих напасть; также уклоняться сластолюбия, среб­ролюбия, блудных помыслов, печали, тщеславия и непослу­шания, и просто всех грехов и помыслов злых. И с таким на­мерением приступи к обучению умному деланию, и внимай прилежно, сколько раз ежедневно, вопреки своему намере­нию, ты преступишь заповеди, и сколькими грехами, страс­тями и злыми помыслами будешь уязвлен. Возьми себе в


Беседа четвертая



пример и ту вдовицу, которая день и ночь припадала к судье, и начни взывать ко Христу ежечасно, за каждую заповедь, то­бой нарушенную, и за всякую страсть и злой помысл, каки­ми ты побеждаешься. Возьми ко всему этому доброго совет­ника, святое писание. И пробыв некоторое время в таких благочестивых занятиях, приди и преподай мне, что увидишь в душе твоей. Разве и сам ты не признаешь, как невозможную вещь, достигнуть такого внимания лишь внешним молени­ем, помимо единого умного делания? Ибо оно одно обучает своего делателя таковым таинствам и возвещает душе его, что, оставляя многое псалмопение, каноны и тропари, и все усердие обращая на умную молитву, он не погубляет своего правила, но напротив — умножает его. И как закон имел си­лу и намерение приводить всех ко Христу, хотя через это он как бы и умалялся сам, так и многое пение отсылает делате­ля к умной молитве, а не простирается на всю монашескую жизнь. Да и самый опыт такового (пения) учит человека,ког-да он, моляся, чувствует некоторую преграду между собою и Богом, как бы медную стену, по пророку, не позволяющую уму его ясно взирать к Богу в молитве, ни сосредоточивать внимания в сердце, в котором вместились все силы душев­ные, и источник помыслов добрых и злых...

Ознакомив вас с предисловиями старца схимонаха Васи­лия, привожу:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.