Сделай Сам Свою Работу на 5

Технология проектного обучения





(структура)

Классификация учебных проектов (по Коллингсу)

· Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постанов­ки и т. п. Цель — участие детей в групповой деятельности.

· Экскурсионные проекты— целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

· Повествовательные проекты — целью которых являлось получить удо­вольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т. п.

· Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного теат­ра и т. п.

Основные требования к учебному проекту

· Проблема проекта должна быть социально-значимой — исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.

· Планирование проекта – определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных.

· Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта.

· Продукт является конкретным результатом проекта.



· Презентация продукта и защита самого проекта.

· Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.)

· Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.

Современные классификации учебных проектов

На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

· практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России);

· исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

· информационный проект – сбор и обработка информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

· творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

· ролевой проект — литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.



По комплексностии характеру контактовпроекты могут быть монопроектами и межпредметными.

По характеру контактовпроекты бывают – внутриклассными, внутришколъными, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

· минипроектами — укладываться в один урок или даже его часть;

· краткосрочными – на 4-6 уроков;

· недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

· долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участниковпроект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Виды презентации проектов:

· научный доклад,

· деловая игра,

· демонстрация видеофильма,

· экскурсия,

· телепередача, -

· научная конференция,

· инсценировка,

· театрализация,

· игры с залом,

· защита на ученом совете,

· диалог исторических или литературных персонажей,

· спортивная игра,

· спектакль,

· путешествие,

· реклама, •

· пресс-конференция и т. п.

Критерии оценки проектадолжны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7–10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.



Позиция учителя:энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Внешний результат технологии проектного обученияможно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат:опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В процессе реализации описанных технологий у обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индивидуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие необходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.

Технология гарантированного обучения

Технология гарантированного обучения, предложенная В. М. Монаховым, представляет собой модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся по проектированию и осуществлению учебного процесса.

Технология гарантированного обучения в деятельности учителя предусматривает два этапа: проектирование и реализация учебного процесса. Этап проектирования связан с конструированием технологической карты, которую автор называет «паспортом проекта будущего учебного процесса в данном классе».

Втехнологической карте представлены целеполагание, диагностика, вне­аудиторная самостоятельная работа (домашние задания), логическая структура проекта, коррекция. Основной объект проектирования учебного процесса – учебная тема.

Целеполагание предусматривает построение учителем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебной программы микроцелей изучаемой темы. Микроцель должна быть диагностируема, понятна ученику, так как в ней отражается система требований к его знаниям и умениям (что ученик должен знать, уметь, понимать, иметь представления и т. д.).

Диагностика предполагает установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика проводится в письменном виде (не более 10 минут). Главное — не объем содержания одноразовой проверки, а ее системность и динамика. Проверочная работа состоит из 4 заданий. Успешное выполнение двух первых заданий свидетельствует о соответствии уровня усвоения требованиям государственного стандарта. Эти задания обязаны выполнять все учащиеся. Уровень усвоения – «удовлетворительно». При выполнении третьего задания уровень усвоения – «хорошо», а четвертого – «отлично».

Проектирование содержания самостоятельных работ осуществляется исходя из содержания микроцелей. Очень важно дифференцировать трудность заданий по указанным трем уровням (удовлетворительно, хорошо, отлично). Ученику предоставляется право выбора будущей оценки или уровня сложности заданий, который в данный момент соответствует его ценностным установкам. Это меняет отношение учащихся к учению, оно становится осознанным. Устраняется учебная перегрузка учащихся, так как задания дифференцированы.

Каждый из трех этапов конструирования технологической карты (целеполагание – диагностика – дозирование домашних заданий) вносит опре­деленные уточнения в содержание предыдущих.

Следующий этап – логическая структура проекта (учебного процесса) – представляет собой систему уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Число и содержание микроцелей определяют число зон ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Каждый временной отрезок заканчивается выполнением самостоя­тельной работы.

Коррекция как блок технологической карты рассчитана на учащихся, ко­торые не получили «зачет» на этапе диагностики.

Технология гарантированного обучения, по утверждению В. М. Монахова, обеспечивает достижение целей Государственного образовательного стандарта и создает комфортные условия обучения (не допускает перегруз­ки учащихся).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.