Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные тенденции в оценивании младенцев и детей раннего возраста





В историческом плане валидность тестов интеллекта была связана главным образом с критериями возрастной дифференциации и корреляциями их показателей с результатами учебной деятельности. Что касается младенцев, адекватное продвижение вперед измерялось почти исключительно с помощью сравнения их результатов с нормами для того же возраста по широкому кругу задач, включаемых в шкалы возрастного развития, наподобие шкал Бейли. Однако усилия современного общества, направленные на раннее выявление и коррекцию дефицитарного развития детей, требуют, чтобы инструменты, предлагаемые для оценки познавательной деятельности младенцев, обладали прогнозирующей силой. Поэтому несмотря на трудности, порождаемые намерением проследить связанные с развитием изменения в интеллектуальной компетенции на разных возрастных уровнях, были возобновлены попытки создать инструменты и методики, которые бы обладали достаточной для практических целей прогностической ценностью.

Один из наиболее интересных результатов этих новых подходов заключается в создании средств измерения навыков обработки информации, таких как Тест интеллекта младенцев Фэгана (Fagaw Test of Infant Intelligence — Fagan, 1992; Fagan & Det-terman, 1992). Этот подход основан на твердо установленных данных о предпочтении младенцами новых раздражителей, которое, в свою очередь, делает возможным изучение их способности абстрагировать и сохранять информацию в памяти. Тест Фэга-на, предназначенный для дифференциации нормальных детей и детей с когнитивным недоразвитием, оценивает избирательное зрительное внимание к новым раздражителям у младенцев в возрасте от 3 до 12 мес. В качестве раздражителей используют изображения человеческих лиц, а «показатель» основан на суммарном времени, уделенном новым (противопоставляемым знакомым) изображениям. На рис. 9-2 показана переносная настольная версия этого инструмента, который, как оказалось, предсказывает более позднее выполнение интеллектуальных тестов не хуже или даже лучше, чем традиционные меры интеллекта младенцев. Корреляции между показателями теста Фэгана и IQ в трехлетнем возрасте колеблются где-то от 0,45 до почти 0,60. Тест Фэгана находится еще в стадии разработки, но уже критиковался по ряду пунктов (см., например, Benasich, & Bejar, 1992; Goodman, 1990). Бесспорно, необходимо накопить больше данных о его клинической полезности в предсказании недоразвития отдельных когнитивных функций, включая и умственную отсталость. Тем не менее сам подход к созданию этого теста имеет твердую эмпирическую основу и полностью согласуется с данными о природе младенческого интеллекта, обсуждаемыми в главе 12-





Отмечается также растущее понимание того, что, если мы хотим повысит эффеК' тивность программ вмешательства, оценка маленьких детей должна быть настолько

Глава 9. Тесты для специфических популяций

Рис. 9-2. Портативная настольная версия Теста интеллекта младенцев Фэгана

(Из Fagan & Detterman, 1992, p. 189. Copyright © 1992 by Ablex Publishing.

Воспроизведено с разрешения)

же всесторонней, насколько точной и валидной. Опора на единственный глобальный показатель, называется ли он 1Q или индексом возрастного развития (developmental index), явно не отвечает большинству практических целей. Такие показатели могут служить для распределения детей по разным категориям, но они не информируют пользователей о сильных и слабых сторонах ребенка. Индивидуализированная оценка младенцев и детей, так же как и лиц более старшего возраста, требует использования комплексных методов и разнообразных источников информации, чтобы охватить все релевантные области, такие как язык, моторику и социальные навыки. В ответ на эти требования в данное время разрабатываются новые системные методы оценки, в создании которых принимают участие разные специалисты, вносящие в психологическое оценивание приемы из других дисциплин.



Система оценки возрастного развития младенцев и детей раннего возраста (Infant-Toddler Developmental Assessment [IDA]), основанная на результатах работы междисциплинарной группы специалистов по раннему детству (Provence, Erikson, Vater, & Palmeri, 1995a, 1995b, 1995c), служит примером данной тенденции. IDA — это по существу система методических материалов, направляющая групповую работу (teampro-cess) по выявлению детей (в возрасте от рождения до 3 лет) с риском задержек развития. Входящие в IDA материалы помогают собрать, запротоколировать, проинтерпретировать и синтезировать данные по всем линиям плана развития. Используемые процедуры вКлючают привлечение родителей на каждом этапе обследования, терапевтический

Часть 3. Тестирование способностей

осмотр (health review) и оценку развития, основанную на наблюдении и беседах с родителями и другими лицами, участвующими в уходе за ребенком. Составная часть IDA, имеющая наибольшее сходство с традиционными средствами оценки развития младенцев, называется Профилем развития от рождения до трех лет Провинс (Provence Birth to Three Developmental Profile). Хотя этот профиль предполагает использование типичных процедур проведения тестов и подсчета баллов при оценивании восьми областей развития и соотношений между ними, его показатели являются возра-стно-ориентированными (age-referenced), т. е. основанными на документально подтвержденных вехах возрастного развития, а не на стандартизованных оценках, про-центилях или других внутригрупповых сравнениях. В этом отношении педиатр Сэлли Провинс — создатель этого профиля — следовала традиции, установленной Гезеллом в его Таблицах возрастного развития. Эффективность IDA, как и любого другого инструмента, несомненно связана с профессиональной подготовкой и опытом применяющих эту систему специалистов; ее еще предстоит оценить в последующей исследовательской и клинической работе с IDA. Тем не менее IDA и другие подобные ей системы были задуманы как ответ на критику, направленную против сложившейся практики излишне доверять тестам интеллекта (см., например, Goodman, 1990), и, при должном воплощении замысла, могут стать крайне ценными, в практическом смысле, инструментами. Следует заметить, что использование IDA не препятствует проведению традиционных измерений познавательной деятельности или применению других традиционных методов, таких как оценка относительного положения ребенка в группе сверстников, когда в этом есть необходимость.

Помимо постепенного перехода к более комплексной и интегрированной оценке, существуют две другие тенденции, оказывающие значительное влияние на тестирование маленьких детей, как, впрочем, и на тестирование большинства других специфических популяций, обсуждаемых в этой главе. Первая — влияние экологической перспективы на процесс оценивания, которая требует принимать в расчет различные аспекты окружающей ребенка среды.1 Вторая — придание все большего значения связи между оценкой и вмешательством, важность которой уже давно признавалась в клинической работе, где диагноз неразрывно связан с лечением. Потребность в создании предписывающих инструкций для учителей на основе индивидуального профиля способностей и «неспособностей» (disabilities) ребенка рассматривается в настоящее время как одна из важнейших в контексте раннего вмешательства и обучения (Bag-nato &Neisworth, 1991; Witt, Elliott, Gresham, & Kramer, 1988).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.