Сделай Сам Свою Работу на 5

А. Бине и появление тестов интеллекта





Бине и его сотрудники много лет посвятили активным и оригинальным исследованиям способов измерения интеллекта. Были испробованы многие подходы, включая даже измерение формы черепа, лица, рук и анализ почерка. Результаты, однако, все более убеждали, что непосредственное, хотя бы и грубое, измерение сложных интеллектуальных функций наиболее перспективно. И наконец, одна неожиданная ситуация привела Бине к желанной цели. В 1904 г. министр общественного образования назначил Бине в уже упоминавшуюся Комиссию по изучению методов обучения умственно отсталых детей. Именно в связи с целями, стоящими перед этой комиссией, Бине в сотрудничестве с Симоном создал первую шкалу Бине—Симона (Binet, & Simon, 1905).

Эта шкала, известная нам как шкала 1905 г., состояла из 30 заданий, или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уровень трудности определялся эмпирически, путем проведения этих тестов на 50 нормальных детях в возрасте от 3 до 11 лет, а также на нескольких умственно отсталых детях и взрослых. Тесты предназначались для измерения широкого круга функций, с особым акцентом на способностях к суждению, пониманию и рассуждению, которые Бине считал основными компонентами интеллекта. Хотя сенсорные и перцептивные тесты также входили в эту шкалу, в ней, по сравнению с большинством серий тестов того времени, существенно возросла доля вербального материала. Шкалу 1905 г. ее создатели представили как предварительный, пробный образец измерительного инструмента, и пока им не удалось найти строгий объективный метод получения совокупного, общего показателя из множества результатов по отдельным тестам.



Во втором варианте шкалы, редакция 1908 г., общее число тестов было увеличено, некоторые неудачные тесты более ранней шкалы изъяты, и все тесты были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте от 3 до 13 лет. Так, к уровню 3 лет были отнесены все тесты, с которыми справлялось от 80 до 90 % нормальных трехлетних детей; к уровню 4 лет — все тесты, с которыми справлялось столько же нормальных четырехлетних детей, и т. д. до 13 лет. Показатель ребенка по всем тестам можно было в этом случае выразить в виде умственного уровня, соответствующего возрасту нормальных детей, результатов которых он достигал. В разных переводах и переработках шкал Бине термин «ум-



Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

ственный уровень» обычно заменялся термином «умственный возраст», поскольку умственный возраст — понятие простое и доступное, и его введение несомненно способствовало популяризации интеллектуального тестирования.1 Сам А. Бине, однако, избегал термина «умственный возраст» из-за вытекающих из него, но, увы, необоснованных следствий о нормах возрастного развития и предпочитал более нейтральный термин «умственный уровень» (Т. Н. Wolf, 1973).

Третий вариант шкалы Бине—Симона появился в 1911 г., отмеченном преждевременной смертью Альфреда Бине. Шкала эта по сравнению с предыдущей претерпела незначительные изменения, которые свелись к перестановке отдельных тестов, добавлению новых тестов для некоторых возрастных уровней и расширению верхней границы шкалы до уровня взрослого человека.

Еще до пересмотра 1908 г. тесты Бине—Симона привлекли широкое внимание психологов всего мира. Их переводы и адаптации появились во многих странах, включая США, где было опубликовано несколько вариантов этой шкалы. Первый вариант был подготовлен Г. Г. Годдардом (Н. Н. Goddard), работавшим в то время психологом-исследователем в Вайнлендской исправительной школе (для умственно отсталых детей). Шкала Бине—Симона в редакции Годдарда оказала решающее влияние на принятие тестирования интеллекта медицинскими работниками (Zenderland, 1987). Она появилась в благоприятный момент, удовлетворив настоятельную потребность специалистов в стандартизованной мерке для постановки диагноза и классификации лиц с задержкой умственного развития. Однако в качестве инструмента тестирования эта шкала вскоре была вытеснена более широкой и совершенной в психометрическом отношении шкалой умственного развития Стэнфорд—Бине, разработанный под руководством Л. М. Тёрмена в Стэнфордском университете (Terman, 1916). Именно в этом варианте шкалы был впервые использован коэффициент интеллекта (IQ), или отношение умственного возраста к хронологическому. Последующие редакции этой шкалы получили широкое применение и будут более основательно рассмотрены в главе 8. Особый интерес представляет также первая редакция шкалы Бине—Симона, произведенная Ф. Кюльманом, в которой нижняя возрастная граница была снижена до 3 мес. (Kuhlmann, 1912). Шкала Кюльмана—Бине представляет собой одну из самых ранних попыток разработать тесты интеллекта для младенцев и дошкольников.



Групповое тестирование

Тесты Бине, как и все их редакции, являются индивидуальными шкалами в том смысле, что они могут проводиться только с одним человеком за раз. Большинство тестов в этих шкалах требуют от испытуемого устного ответа или манипулирования

1 Ф. Л. Гудинаф (F. L. Goodenough, 1949, р. 50-51) отмечает, что в 1887 г., за 21 год до появления шкалы Бине—Симона 1908 г., С. Э. Шайе (S. E. Chaille) опубликовал в Нью-Орлеанском медицинском журнале (New Orleans Medical and Surgical Journal) серии тестов для младенцев, распределив их в соответствии с возрастом, в котором малыши обычно справляются с этими тестами. Частично вследствие малой доступности журнала, частично же из-за того, что ученый мир еще не был к этому готов, идея возрастной шкалы в то время осталась незамеченной. На создание подобной шкалы самим А. Бине повлияли работы некоторых его современников, особенно Блин (Blin) и Даме (Da-maye), 'составивших серию устных вопросов, из ответов на которые они выводили единый суммарный показатель для каждого ребенка (Т. Н. Wolf, 1973).

Глава 2. Исторические предпосылки современного тестирования

стимульным материалом, причем в некоторых из них нужно учитывать индивидуальное время выполнения задания. По этим и другим причинам такие тесты не приспособлены для группового использования. Для тестов типа шкалы Бине характерно и то, что проводить их может только квалифицированный специалист. Такие тесты по существу являются клиническими инструментами, приспособленными для интенсивного изучения индивидуальных случаев.

Групповое тестирование, так же как и первая шкала Бине, было создано в ответ на настоятельную потребность практики. Когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в 1917 г., Американская психологическая ассоциация учредила комитет для рассмотрения тех средств, которыми психология могла бы помочь ведению войны. Этот комитет под руководством Роберта М. Йеркса выявил потребность в быстрой классификации полутора миллионов новобранцев по их уровню общего интеллекта. Такая информация имела значение для многих административных решений, включая признание негодными к военной службе, распределение по родам войск, прием в лагеря обучения офицеров и т. п. Для решения этой задачи военные психологи привлекли все имеющиеся тестовые материалы, в частности неопубликованный тест для группового тестирования интеллекта, подготовленный Артуром С. Отисом и специально переделанный им для потребностей армии. Основным достоинством теста Отиса, который он составил еще во время обучения в аспирантуре у Л. М. Тёрмена, было введение задач с множественным выбором ответов и других типов «объективных» заданий.

Тесты, которые в конце концов создали военные психологи, стали называться армейский альфа (Army Alpha) и армейский бета (Army Beta). Первый предназначался для общего обычного тестирования; второй представлял собой невербальную шкалу, рассчитанную на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли пройти тестирование на английском языке. Оба теста пригодны для проведения в больших группах людей.

Вскоре после окончания Первой мировой войны было получено разрешение использовать военные тесты в гражданских целях. Армейские альфа и бета тесты не только сами неоднократно перерабатывались, но и послужили образцом для многих групповых тестов интеллекта. Тестирование как самостоятельное направление сделало гигантский скачок в своем развитии. Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для лиц всех возрастов и категорий — от дошкольников до аспирантов. Еще совсем недавно невыполнимые, массовые программы тестирования затевались с завидным оптимизмом. Поскольку групповые тесты создавались как средства массового тестирования, их инструкции и процедура проведения были достаточно просты и потому предъявляли минимум требований к подготовке лиц, работающих с такими тестами. Школьные учителя начали проводить тесты интеллекта в своих классах. Студенты колледжей перед зачислением проходили стандартную проверку. Предпринималось широкое обследование особых групп взрослого населения, таких как заключенные. И скоро широкая публика превратилась в «/Q-сознающую».

Применение таких групповых тестов интеллекта значительно обогнало ход их технического усовершенствования. В стремлении собрать как можно больше «объективных» данных о людях и извлечь из этих данных практические выгоды часто забывалось, что тесты все еще были технически несовершенными инструментами. Когда же подобные тесты не оправдывали необоснованных ожиданий, это приводило к скепти-

Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

цизму и неприязни в отношении тестирования вообще. Таким образом, тестовый бум 1920-х гг., основанный на неразборчивом использовании тестов, по-видимому, столько же мешал, сколько и способствовал прогрессу психологического тестирования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.