Сделай Сам Свою Работу на 5

Младший школьный возраст.





Тест «Автопортрет».

У методики «Рисунок человека» существует много разновидностей. В частности, Е.С.Романова и О.Ф. Потёмкина описывают методику «Автопортрет». Она широко используется в идеографической диагностике для изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности.

Испытуемому предлагают нарисовать свой портрет.

Другой вариант методики – когда испытуемому предлагают нарисовать несколько автопортретов в разный период времени. Например, «Я в детстве», «Я в подростковом возрасте», «я в юности», «Я сейчас», «я через 10 лет», «Я в старости» и.т.д. или просто говорят: «Нарисуйте пять своих портретов в разные периоды жизни». В последнем случае то обстоятельство, что в инструкции не указывается конкретный возраст, является проективным стимулом, который вызывает наиболее эмоционально заряженные образы. Кроме того, можно попросить испытуемого нарисовать рисунок «Детский автопортрет». Один из подходов к интерпретации «Детского автопортрета» и «автопортрета» заключается в одновременной интерпретации обоих рисунков через связь прошлого и настоящего.



Кроме того, можно предложить испытуемому нарисовать рисунок под названием «Я». В то время, как довольно многие испытуемые понимают задание нарисовать автопортрет буквально и рисуют себя так, как если бы их сфотографировали, то есть стараются отразить свои внешние характерные черты, часто рисуют себя не в полный рост, то задание под названием «Я» стимулирует более творческий подход. В этом случае чаще встречаются абстрактные или метафорические рисунки. Такое задание даёт возможность оценить степень отождествления рисующего со своими внешними параметрами. Так, в этом случае, когда испытуемый отождествляет себя в большей степени с телом, он старается показать в рисунке свои внешние черты. Если рисующий в большей степени отождествляет себя со своими психическими эмоциональными состояниями – рисунок получается несколько бесформенным, иногда состоящим из одних цветовых пятен. Если испытуемый больше отождествляет себя со своими мыслями, фантазиями, то рисунок может быть набором символов, знаков. Наконец, в том случае, когда испытуемый в большей степени отождествляет себя с внешним миром, портрет его «Я» может выглядеть, как например, набор различных вещей, которыми рисующий постоянно пользуется, или он рисует себя не одного, а в окружении других людей.



Естественно, полнота переживаний рисующего раскрывается в устном обсуждении рисунков, в ходе которого исследователь задаёт необходимые вопросы. Само по себе рисование автопортрета, детского автопортрета есть процесс глубокого погружения в себя и столкновения с забытыми образами. Это процесс, требующий особой психотерапевтической атмосферы, направленный на коррекцию не только настоящего эмоционального состояния, но и проблематики, связанной с представлениями человека о себе.

Каждый такой автопортрет можно рассматривать с учётом общих закономерностей интерпретации рисунка человека.

О.В.Белова, анализируя автопортреты обследуемых с учетом психоаналитического подхода, обращает внимание на интересную закономерность, а именно на феномен ассиметрии рисунка в целом, деталей рисунка, графических особенностей.

По ассиметрии первого уровня анализа рисунка понимаются, например, разная толщина и направление штриховки на левой и правой стороне рисунках, различный характер контура, например жирный непрерывный – на правой стороне и тонкий, неуверенный – на левой.

На втором уровне анализа предметом рассмотрения, с точки зрений ассиметрий, являются по-разному нарисованные части тела, например, уши 9одно заштрихованное, другое – нет), ноги (одна короткая, друга согнута), руки (одна за спиной, другая прижата к животу), глаза (один маленький, другой большой), сама фигура человека (правая часть напоминает пикническое телосложение, левая – астеническое).



На третьем уровне анализа интерпретация символизма графических особенностей рисунка и выраженного в нём образе заключается в соотнесении области ассиметрии с её символическим значением. К примеру, символическое значение такой области ассиметрии как «уши» - оценивание вербальной информации о себе, своём поведении, внешности, самое главное – формирование, представления о себе путём получения обратной связи от отца (правое ухо) и матери (левое ухо).

Также был замечено, что если есть ассиметрия, например глаз, то есть и асимметрия ушей. Например, закрытые глаза и большие уши. Если есть ассиметрия ног, то есть и ассиметрия рук. На рисунке правая рука может быть длиннее левой, а левая нога короче правой или левая рука за спиной, а левая нога лежит на правой. То есть, функции изображённых на рисунке частей тела часто взаимно компенсируют друг друга.

По словам О.В.Беловой: «Помимо поиска столкновений ассиметрий в деталях рисунка, имеет смысл искать детали, в которых тот или иной конфликт компенсирован».

Тест «Автопортрет» адаптирован американским исследователем Р.Бернсом, который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. Можно прийти домой, закричать или заплакать, но нельзя это сделать это на работе. Чаще всего люди скрывают свои эмоции, отношения, позиции по тем или иным вопросам, но всё это может отразиться на вашем рисунке.

Интерпретация 1. Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом:

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности к гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощённость и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещ1нный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затруднённость с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают ж1сткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы.

Интерпретация 2. (интегративно-оценочная).

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение – выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Лёгкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа, отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение – в виде схемы лица, тела и бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада, для которых важно получить наиболее общие представления о явлении. Частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, схематическое изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение – выполнение с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазий воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» - изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет – человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причём переживаемая эмоция может быть часто противоположна ой, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо.

7. Изображение позы или движения – человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойственен лица с выразительными движениями, увлечённостью спортом, танцами.

8. Изображение автопортрета со спины – вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору, либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить обработку материала.

Способы обработки данного теста могут быть самыми разными – от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

 

 

Младший школьный возраст.

В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребёнок овладевает реалистическим рисунком с развитым изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме. А органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к печам, от плеч – к рукам и от туловища – к ногам.

Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. При этом, одни части тела органично соединены между сбой без резкой границы, а другие как бы приклеены.

Постепенно к восьми-девяти годам соотношения пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя – схематически или наоборот.

Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребёнок ещё недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Это стадии развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.