Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики в современных условиях





СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА»

 
 


Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

 

 

СТАТИСТИКА

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

по направлению «Менеджмент», «Экономика»

 

Москва - 2010

Учебно-методические материалы составлены на основании учебной программы дисциплины «Статистика», а также Государственного стандарта высшего профессионального образования 2000 года, учебного плана по направлению «Экономика» 2009 года, утверждены Ученым советом ИРЭСПиП.

 

 

Составитель: д.т.н. Бородин А.В.

 

 

ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры, протокол № 6 от 20 марта 2010 г.

 

Заведующий кафедрой _____________ Кундышева Е.С.

Рекомендовано к печати

Проректор по УМР _____________ Рош А.В.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА.. 6

ЛИТЕРАТУРА.. 8

ПРОГРАММА КУРСА.. 9

Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики в современных условиях 9

Методические указания. 9

Контрольные вопросы.. 10

Тема 2.Статистические наблюдения. 11

Методические указания. 11

Контрольные вопросы.. 12



Тема 3.Группировка статистических данных.. 13

Методические указания. 13

Контрольные вопросы.. 15

Тема 4.Средние значения и изучение динамики.. 16

Методические указания. 17

Контрольные вопросы.. 18

Тема 5. Индексы и их использование в экономико-статистических исследованиях 19

Методические указания. 20

Контрольные вопросы.. 21

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ 22

Приложение 1. 25

Приложение 2. 42

Приложение 3. 54

Приложение 4. 55


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Развитие рыночных отношений в стране поставило перед статистикой новую задачу — реформирование общеметодологических и организационных основ статистической теории и практики.

Одним из непременных условий правильного восприятия и, тем более, практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономи­ческих явлений, природы массовых статистических показателей и их применения в экономических исследованиях.



Цель курса «Статистика»обучение студентов статистическим методам, применяемым на основных стадиях экономико-статистического исследования: сбора (в соответствии с целевой функцией исследования) первичной информации, ее обработки в ходе статистической сводки, вычисления обобщающих показателей для анализа и прогнозирования с применением экономико-математических, табличных и графических методов.

Задачи курса:

· получение знаний об основных категориях и методах статистической науки, природе статистических совокупностей, познавательных свойствах статистических показателей, условиях их применения с использованием средств вычислительной техники;

· овладение методологией и методикой обработки информации, получаемой в процессе статистического наблюдения (систематизация, обобщение, классификация по различным признакам статистических показателей);

· изучение вариации, динамики и связей показателей экономической деятельности и их использование для решения практических задач социально-экономического характера.

Изучение дисциплины базируется на знании студентом высшей математики, теории вероятностей, математической статистики, а также владении основами современных компьютерных технологий.

В результате изучения курса студент должен:

· знатьстатистическую методологию и уметь на практике систематизировать, обобщать и классифицировать информацию, собранную в ходе статистического исследования;



· владеть методами обработки статистической информации и способами представления информации в графической и табличной формах;

· уметь правильно интерпретировать результаты исследования и вырабатывать практические рекомендации по их применению.


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Основной формой работы студента-заочника является самостоятельное изучение учебного материала и выполнение контрольных заданий (работ). По дисциплине «Статистика» предусматриваются только лекционные занятия.

Лекции носят преимущественно обзорный характер. Их цель — обратить внимание на общую схему построения соответствующего раздела курса, подчеркнуть важнейшие места, указать главные практические приложения теоретического материала, привести факты из истории развития науки. На лекционных занятиях могут быть более подробно рассмотрены отдельные вопросы программы, имеющие или первостепенное значение при изучении данной дисциплины, или отсутствующие, или недостаточно полно изложенные в рекомендуемых пособиях.

Приступая к изучению курса, студент прежде всего должен познакомиться с программой и методическими указаниями и после этого приступить к чтению рекомендованной литературы. После проработки каждой темы студент должен законспектировать ее основные положения и ответить на контрольные вопросы или провести самотестирование, воспользовавшись программой ExaMINATOR. Самотестирование можно провести в компьютерном зале института или приобрести программу ExaMINATOR для использования на персональном компьютере вне института

Изучение рекомендованной литературы и знания, приобретенные на лекционных занятиях, необходимо дополнить овладением уверенными навыками построения эконометрических моделей с использованием компьютера.

В процессе изучения курса студент должен выполнить и представить в институт до начала зачетной сессии контрольное задание (работу).

После принятия преподавателем контрольного задания студент допускается к зачету/экзамену по дисциплине «Статистика».

Ниже приведен список основной и дополнительной литературы. Основная литература рекомендуется непосредственно для изучения соответствующих тем данной дисциплины. В методических указаниях по каждой теме даны ссылки на литературу. Дополнительная литература служит для углубленного изучения отдельных тем и для самостоятельного выполнения индивидуального контрольного задания.

Контроль знаний (зачеты и экзамен) по «Статистика» проводится тестированием на компьютере.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. и др. Общая теория статистики: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008.

2. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. ― 5 изд. переработ. и доп. ― М.: Финансы и статистика, 2007.

Дополнительная

3. Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие. ― 2 изд. перераб. и доп. ― М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Общая теория статистики: Учебник. / Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2009.

5. Макарова Н. В., В. Я. Трофимец. Статистика в Excel: Учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2007.


ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики в современных условиях

Общее представление о статистике и краткие сведения из ее истории. Направления статистических исследований: описательное и математическое. Предмет статистической науки и ее методология. Статистические показатели «Как основной инструмент статистических исследований». Виды статистических показателей: учетно-оценочные и аналитические. Статистическая методология. Этапы статистического исследования. Структура статистической науки: общая теория статистики; экономическая и социальная статистики; отраслевые статистики. Современная организация статистики в Российской Федерации и ее задачи.

Литература: [1], [2].

Методические указания

При изучении данной темы студент должен знать определение термина «статистика», и в каких трех значениях этот термин употребляется на практике. Необходимо знать историю становления статистики как самостоятельной научной дисциплины и различать два направления в ее развитии: описательное и математическое. От студента требуется знание предмета статистической науки и основное инструмента, который используется в статистических исследованиях, так называемого статистического показателя.

Необходимо умение классифицировать статистические показатели на учетно-оценочные и аналитические. Изучение этого раздела курса предполагает освоение студентом основ статистической методологии, как совокупности общих правил и специальных приемов и методов статистического исследования.

Поскольку обработка статистического материала базируется на таких науках как теория вероятностей, математическая статистика и высшая математика, от студента требуется знание основ этих дисциплин.

Знание структуры статистической науки позволит выделить особенности, характерные для экономической и социальной статистики, а так же для отраслевых статистик.

Для специалистов, занимающихся вопросами обработкой статистической информации и готовящих отчетные статистические материалы обязательно знание организации статистики в Российской Федерации и государственные органы, занимающиеся этими вопросами.

Контрольные вопросы

1. Что называется статистикой?

2. В каких трех значениях используется термин статистика?

3. Чем характеризуется описательное направление в статистике? Основные представители этого направления.

4. Чем характеризуется математическое направление в статистике? Основные представители этого направления.

5. Что является предметом статистической науки?

6. Основной инструмент статистики.

7. В чем состоит отличие учетно-оценочных и аналитических показателей?

8. Основное содержание статистической методологии.

9. Три этапа статистического исследования.

10. В чем состоит суть специфического метода статистики?

11. На каких дисциплинах базируется обработка статистического материала?

12. Опишите структуру статистической науки.

13. Основные органы статистики в Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.