Сделай Сам Свою Работу на 5

Родительские установки и стили воспитания





Родительские установки, или позиции,— один из наибо­лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система,

-20-

или совокупность, родительского эмоционального отно­шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо­собов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимич­но понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить; термин «стиль» для обозначения установок и соответст­вующего поведения, которые не связаны именно с дан­ным ребенком, а характеризуют отношение к детям вооб­ще.

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (пози­ций), стилей воспитания, а также их следствий — форми­рования индивидуальных характерологических особен­ностей ребенка в рамках нормального или отклоняющего­ся поведения (A. Roe, M. Siegelman, 1963; Е. S. Schaefer, 1965). Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариан­том нарушенного родительского поведения является ма­теринская депривация (И. Ландгмеер, 3. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; J. Bowlby, 1953; M. D. Ainsworth, 1964; M. Riitten, 1975).



Отсутствие материнской заботы возникает как естест­венный результат при раздельном проживании с ребен­ком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического раз­вития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со свер­стниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчи­вы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных иска­жений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувст­венности — неспособность к эмоциональной привязан­ности и любви, отсутствие чувства общности с другими



-21-

людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений (J. Bowlby, 1979). Другой вариант искажен­ного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низ­ким самоуважением, повышенной тревожностью, зави­симостью, навязчивым страхом потери объекта привя­занности (D. Winncott, 1965).

Но не только грубые нарушения родительского пове­дения сказываются на ходе психического развития ребен­ка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начи­ная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализируя видео­записи четырехчасового общения матери с младенцем, С. Броди (S. Brody, 1956) выделила четыре типа мате­ринского отношения.

1. Матери первого типа легко и органично приспосаб­ливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного мате­ринского стиля была реакция матери на приучение ребен­ка к туалету. Матери первого типа не ставили себе за­дачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «до­зреет».

2. Матери второго типа сознательно старались при­способиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в обще­нии с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.



3. Матери третьего типа не проявляли большого инте­реса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. .В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

4. Матери четвертого типа поведения характеризуют­ся непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были проти­воречивыми.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как по-

-22-

стоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все тре­бования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может конт­ролировать действия других и достигать своих целей.

Если в материнском отношении преобладает отвер­жение, игнорирование потребностей ребенка из-за по­груженности в собственные дела и переживания, у ре­бенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспече­ния комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникно­вению чувства «выученной беспомощности», что впос­ледствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людь­ми, недостатку любознательности и инициативы.

Описанные типы родительского (прежде всего мате­ринского) отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворе­ния базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в кон­тинууме «принятие — отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адре­сованные ребенку более старшего возраста (3—6 лет), где важным социализирующим моментом начинает вы­ступать параметр воспитательного контроля.

А. Болдуин выделил два стиля практики родитель­ского воспитания — демократический и контролирую­щий (см.: Е. Е. Массову, 1959).

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готов­ностью родителей прийти на помощь, если это потребует­ся, одновременно верой в успех самостоятельной дея­тельности ребенка; ограничением собственной субъектив­ности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные огра­ничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий

-23-

между родителями и детьми по поводу дисциплинар­ных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выражен­ной способностью к лидерству, агрессивностью, стремле­нием контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались так­же хорошим физическим развитием, социальной актив­ностью, легкостью вступления в контакты со сверстни­ками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспита­ния были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрес­сивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствитель­ность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Боумрин (см.: Е. Е. Maccoby) в цикле исследова­ний попытался преодолеть описательность предшествую­щих работ, вычленив совокупность детских черт, связан­ных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружес­кие отношения со сверстниками, стремящиеся к исследо­ванию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного на­строения, трудно устанавливающие контакты со сверст­никами, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконт­ролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуциях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролиру­ющие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение роди­тельских стандартов и норм

-24-

Второй параметр — родительские требования, побуж­дающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллекту­альной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на незави­симость и самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отно­шение направлены на содействие физическому и духов­ному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родитель­ском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательнос­ти и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родите­ли последних оказались абсолютно неспособными к кон­тролю детского поведения в силу собственной эмоцио­нальной незрелости.

Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используе­мых родителями. При этом адекватный контроль предпо­лагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с

-25-

адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

Изучение детей с аномалиями развития и делинквентным поведением также подтверждает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, в том числе и аномальных. Достаточно продолжительное пагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания способствует развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу.

Так, В. И. Гарбузов с соавторами (1977) выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме - реального отказа от ребенка, помещения его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. В нашей практической работе подобное отношение мы отмечали у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился "случайно" или "не вовремя", в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание1, технические и спортивные кружки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) - "кумир семьи", "маленький", "единственный", "смысл жизни" -

-26-

культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Наиболее патогенным оказывается воздействие не правильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития - потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном "мы").

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения спо собствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорноси; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, его делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекци наблюдается при формально-присутствующем контроле при реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение - побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным конт­ролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психастенической сензитивной, астено-невротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству,

-27-

сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, "недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно мас­кируется преувеличенной заботой и вниманием, но вы­дает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцен­туациях ярче выступают реакции протеста и эмансипа­ции; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

5. Повышенная моральная ответственность: не соот­ветствующие возрасту и реальным возможностям ребен­ка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответст­венности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естест­венно сочетается с игнорированием реальных потребнос­тей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. Как свидетельствует наш опыт консультативной работы, в условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекаю­щими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребен­ка». Подростки с психастенической и сензитивной акцен­туациями, как правило, не выдерживают бремени непо­сильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реак­ций или декомпенсации по психастеническому типу. У по­дростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, напри­мер старшего ребенка к младшему.

Практика консультативной работы в Центре психо­логической помощи семье показала, что можно выделить

-28-

еще несколько типов неадекватного родительского ( материнского) отношения к ребенку.

1. Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к се заботы, навязчивое желание находиться постоянно обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубо форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса "главы семьи".

2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком будущем (комплекс «умной Эльзы)». В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить о опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка» (В. И. Захаров, 1982), что по существу означает «зачеркивание реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регрессию и фиксацию на примитивных формах общения ради o6eспечения симбиотических связей с ним.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитое лишения любви: нежелательное поведение (например непослушание), недостаточные школьные достижении или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой н нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативны чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнут игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которым стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть и же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает глубоко чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, подросток вынужден

- 29-

сверхограничивать собственную индивидуальность, по­ступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесце­нивания «Я», сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чув­ства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родитель­скую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие са­мостоятельности сковывается постоянным страхом под­ростка оказаться виноватым в неблагополучии родите­лей, отношениями зависимости.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.