|
Использование информационных технологий в рамках бюджетирования.
Основой управленческой деятельности организации являются информационные технологии (ИТ). Они в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей всех рангов новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений[5].
Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных в целях сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
В настоящее время проблема комплексной автоматизации управленческой деятельности стала актуальной ддя каждой организации (предприятия, фирмы) вне зависимости от ее размеров, профильной ориентации, сложности иерархии управления, развитие современных информационных технологий открывает широкие возможности для совершенствования процесса управления. Так, системы поддержки принятия решений позволят менеджерам и руководителям любого уровня оперировать в процессе аналитической работы и подготовки решений не только количественными параметрами, но и оценивать и учитывать качественные стороны управленческих процедур.
Информационные технологии способствуют улучшению связей менеджеров с работниками, внешней средой и между собой.
Среди конкретных результатов информатизации следует выделить следующее:
· За счет устранения временных и географических барьеров доступ к базам банных может осуществляться откуда угодно и когда угодно. Таким образом, появляется возможность работы тогда, когда в этом есть наибольшая необходимость, и там, где можно продемонстрировать наибольшую отдачу. Благодаря этому повышается эффективность труда персонала.
· Новые информационные технологии значительно ускоряют производственные процессы, снижают затраты и увеличивают производительность труда персонала.
· В результате внедрения ИТ изменяются принципы распределения информации в организациях, доступ к ней получает более широкий круг сотрудников, причем работники низших уровней ставятся в условия необходимости принятия решений, которые прежде принимали их руководители. Данные изменения отвечают принципам управления знаниями, т.е. решения принимают те, кому предстоит их реализовывать.
· Информационные технологии способствуют развитию сотрудничества как внутри организации, так и с покупателями, поставщиками и другими организациями, появляется возможность обмена информацией и идеями между сотрудниками компании, разбросанными по всему миру.
· Информационные технологии являются важной частью современных обучающихся организаций. Они способствуют более быстрой идентификации проблем и возможностей, ускоряют принятие решений, увеличивают способность организации к обучению за счет широкого об-мена информацией и знаниями. На коммерческой основе организация может получить доступ к сотням баз данных по отрасли, финансовым и демографическим тенденциям в регионе. Рядовые работники также получают возможность анализировать ключевую информацию и принимать качественные решения. При правильном использовании ИТ способствуют устранению барьеров и созданию командного духа — важного условия обучения, изменения и роста.
Однако в ряде случаев темпы производства данных и информации опережают возможности персонала по их переработке. В этих условиях необходимо обеспечить поставку небольших порций качественной информации, своевременно и в удобном для принятия решений виде. Информационные технологии не должны выходить за рамки основных стратегий и критически важных вопросов, возникающих в процессе их реализации[6].
В настоящий момент в России в большинстве организаций существует «лоскутная» автоматизация (т.е. каждое направление бизнеса, каждое функциональное подразделение автоматизируется самостоятельно), решений получается много, поэтому поддерживать, управлять, а тем более иметь единую картину того, что происходит в организации, невозможно. Существует потребность в единой стратегии информатизации, единой стратегии системы управления организацией (например, от скважины до бензоколонки, от датчика до системы сбалансированных показателей), комплексной автоматизации. Можно утверждать, что рынок ИТ в области управления бизнес-процессами будет бурно развиваться в ближайшие годы.
На государственном уровне работает программа «Электронная Россия», согласно которой происходит переход к электронному документообороту. Это должно упростить документооборот, сделать многие стороны государственного управления более «прозрачными», облегчить взаимодействие граждан и органов власти. То, что уже сделано, заметно улучшает работу госорганов. Это и автоматизированный подсчет голосов на выборах, и электронные системы госзакупок, и различные элементы «электронного правительства», когда министерства и ведомства имеют web-сайты, на которых граждане могут найти ответы на различные вопросы и даже связаться с соответствующими чиновниками.
Программа «Российский IT-Foresight» призвана определить пути развития высокотехнологических отраслей, оценить их влияние на экономику и общество. Как отмечают ее инициаторы, она позволит выявить приоритетные направления ИТ- отрасли на ближайшие 10—15 лет, оценить воздействие ИТ на социально-экономическое развитие общества, определить перспективные направления технологического развития, которые должны получить государственную поддержку.
Организация, внедряющая инновационные технологические разработки в области ИТ, лидирует в рыночных отношениях, опережая основных конкурентов, которые не так успешно финансируют данную область.
Однако рекламная шумиха вокруг новых технологий и масса поставщиков, стремящихся позиционировать себя на этом рынке, приводят к тому, что менеджеры организаций предпочитают вовсе игнорировать новые технологии, оставляя решение этого вопроса на усмотрение ИТ- или телекоммуникационного отдела, которые, к сожалению, не всегда способны понять, что же для организации является действительно самым важным.
У любой новой технологии есть изъяны, и знание того, на что следует обратить внимание при планировании ее внедрения, всегда является проблемой. Если еще «сырая» технология начинает давать сбои в действующем бизнес-процессе, то это может привести к серьезным последствиям для бизнеса в целом. Из-за сложности оценки возможностей всех новых технологий в разрабатываемый план, а возможно, даже в стратегический план организации нужно внести только те технологии, которые вероятнее всего обеспечат наибольшую отдачу в заданный срок. Необходимо каждую такую технологию досконально и тщательно оценить самому руководителю. Следует заранее планировать тестирование и оценку каждого предложения в реальных условиях в лаборатории или в качестве пилотного проекта, вместо того чтобы полагаться на просмотр маркетинговой презентации. И поскольку технологии становятся все сложнее, управление ими после развертывания требует особого внимания.
Современный рынок в области систем управления всеми бизнес-процессами предприятия можно сегментировать. Сегменты можно выделить по тем задачам, которые выполняют эти системы, т.е. существуют задачи нижнего уровня — это датчики, контроллеры оборудования и то программное обеспечение, которое идет вместе с ними, традиционная система управления предприятием и отчетно-аналитические системы. Но слои, лежащие между ними, которые обеспечивают интеграцию и совместимость всех этих систем, с тем чтобы получать актуальную информацию от датчиков, в аналитической системе отсутствуют. Именно этих систем практически нет на российском рынке информационных технологий.
Управление современными организациями необходимо проводить на основе комплексного подхода, с использованием интегрированных информационных систем управления, в контур которых встраиваются системы поддержки принятия решений, базирующиеся на современных технологиях интеллектуального анализа данных и методах компьютерного моделирования[7].
В условиях жесткой конкурентной борьбы управленческая деятельность сопряжена с целым спектром рисков. В этой связи необходимо акцентировать особое внимание на управленческом прогнозировании в контексте нейтрализации или минимизации возможных рисков.
Очевидно, что только лишь опыт и интуиция руководителей не могут обеспечить принятие правильных решений при постоянном изменении условий функционирования организаций. Наиболее важным помощником руководителя становятся компьютерные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, которые позволяют смоделировать ситуацию и выбрать наилучший план действий. Использование методов математического моделирования и принятие на их основе обоснованных решений по управлению деятельностью организации является конкурентным преимуществом по отношению к организациям, действующим в тех же сегментах рынка и не использующим современные экономико-математические методы в управлении.
Не допустить снижения уровня ликвидности и рентабельности, обеспечить координацию планов, анализ причин отклонений фактических показателей от плановых, разработать рекомендации по обеспечению выживания организации на ближайшую перспективу — далеко не полный перечень задач, который должен решаться менеджером и руководителем организации в автоматизированной среде, входящей в состав информационной системы организации.
Преимущества использования программно-технических средств:
1. Возможность создания единого информационного пространства, основанного на стандартизации данных оперативного и бухгалтерского учета, в виде единой базы данных компании на основе единой информационной сети[8].
2. Возможность w-мерной кодификации учетных данных. «Бумажный» документооборот позволяет осуществлять лишь одномерную «традиционную» кодификацию данных в русле разукрупнения рабочего плана синтетических счетов, требования качественного принятия управленческих решений (как оперативных, так и стратегических) требуют обработки учетной информации в самых различных разрезах. В этой связи использование программных носителей информации дает возможность трансформации традиционных субсчетов в так называемые группыаналитики, которые отличаются от субсчетов тем, что дают возможность перекрестной (а не иерархической) систематизации данных в режиме целевой выборки. Благодаря этому учетные затраты можно охарактеризовать:
Таблица 5
С точки зрения плановых бюджетов затрат (фактические, плановые затраты и отклонения)
| Это является необходимым условием проведения любого нормативного (план-факт) анализа
| С точки зрения принадлежности к тому или иному центру ответственности(подразделению)
| Необходимо для проведения анализа по центрам ответственности
| С точки зрения вида деятельности как генератора данного элемента затрат
| Необходимое условие анализа безубыточности
| С точки зрения принадлежности к производству (или сбыту) отдельных видов выпускаемой и реализуемой продукции
| Необходимо для анализа рентабельности по видам продукции с целью оптимизации производственной программы и структуры портфеля продаж
| С точки зрения экономического содержания (амортизация, текущие материальные затраты, зарплата, пр.)
| Данный разрез учета необходим для проведения комплексного анализа интенсификации производства
| | С точки зрения корреляции с масштабом деятельности (условно-постоянные или условно-переменные расходы)
| Данный разрез учета необходим для нахождения критической точки и планирования объема выпуска и реализации
| |
3. Возможность создания единой (сквозной) системы оперативного контроля, основанной на использовании единой информационной сети и базы данных и на различных режимах доступа разными пользователями информации в зависимости от уровня в управленческой иерархии.
Существует 4 режима доступа:
1. Первый режим доступа (нижний) — на уровне руководителей подразделений (цехов). Начальник механического цеха имеет доступ к оперативным данным своего цеха, но уже не имеет доступа к оперативным данным других цехов службы производства, не говоря уже об информации, относящейся к подразделениям других служб;
2. Второй режим доступа — на уровне руководителей служб. Первый вице-президент по производству имеет доступ к данным по всем производственным подразделениям и к сводной информации по себестоимости и структуре выпуска, — но не имеет доступа к данным общехозяйственных, сбытовых и прочих расходов;
3. Третий режим доступа — на уровне отдельных функциональных служб аппарата управления, курирующих отдельные сегменты бюджетного процесса. Так, начальник ПЭУ имеет доступ ко всем данным операционного бюджета (снабжение; производственные, коммерческие и административные расходы; объем реализации, в том числе по видам продукции), но не имеет доступа к данным финансового и инвестиционного бюджетов;
4. Четвертый (высший) режим доступа — первый вице-президент по экономике и финансам (высшее должностное лицо, — персонально отвечающее за составление и исполнение сводного бюджета компании) имеет доступ ко всей информации (данным сводного бюджета). Система сквозного оперативного контроля очень облегчает задачу сохранения коммерческой тайны и позволяет избежать «утечки» конфиденциальных данных из предприятия[9].
4. Возможность автоматизации процесса аналитической обработки информации как при стратегическом планировании (CVP-анализ, основанный на моделировании; различные варианты анализа чувствительности и пр.), так при оперативном управлении (синхронизации стадий снабжения, производства и сбыта на базе моделей EOQ и EPR, расчет эффективности специальных управленческих решений и пр.).
Выбор решения.
Таблица 6
Критерий выбора системы автоматизации бюджетирования
| - поддержка и контроль бюджетного регламента;
- контроль непротиворечивости данных на этапе ввода в систему;
- наличие типовых форм бюджетов, возможность их настройки;
- динамическая группировка и детализация статей в отчетах («снизу вверх» и «сверху вниз»);
- сценарное планирование и анализ;
- использование математических, финансовых и других функций;
- разграничение прав доступа, контроль за действиями пользователей;
- возможности интеграции с другими программами, импорта данных из систем автоматизации учета и др.
| Оценка предполагаемого эффекта от внедрения
| Данные о предполагаемом экономическом эффекте от автоматизации бюджетирования помогут обосновать необходимость в инвестициях.
|
Продолжение таблицы 6
Порядок действий
| - предпроектные работы;
- эскизное проектирование системы;
- определение настроек;
- внедрение и сопровождение программы.
|
Перейдем к описанию тех, кто будет работать над проектом. Привлечение консультантов для установки, настройки и программирования информационной системы часто предопределено. Тогда как разрабатывать методологию бюджетирования и сопровождать процесс внедрения можно и собственными силами - все зависит от пожеланий руководства компании и уровня профессиональной подготовки ее сотрудников. Консультантов по информационным технологиям, работающих с системой, будем называть системным интегратором или группой по автоматизации. А тех, кто занимается методической разработкой системы бюджетирования, - группой методологии[10].
Для оперативного управления проектом и координации работы методологов и системных интеграторов можно создать единый координационный комитет, в состав которого войдут руководитель проекта со стороны компании-заказчика, а также главы обеих групп. Комитет будет заниматься мониторингом текущего состояния работ, принимать решения по ключевым вопросам проектирования системы бюджетирования (выделение центров ответственности, определение структуры планов и бюджетов и др.), а также разбираться с конфликтными ситуациями, организовывать взаимодействие с будущими ключевыми пользователями системы и пр.
Этапы работы групп методологии:
Таблица 7
Предпроектные работы
| Группа методологии проводит обследование компании, по итогам которого разрабатывает и согласовывает концепцию развития системы бюджетирования, а также формирует свои предложения по совершенствованию системы бухгалтерского и управленческого учета.
| Эскизное проектирование системы
| Группа методологии разрабатывает финансовую, бюджетную модель, формы отчетности, справочники, регламент взаимодействия при планировании и контроле, а также комплекс мероприятий по адаптации системы управленческого и бухгалтерского учета к требованиям системы бюджетирования.
| Определение настроек
| После утверждения методологии бюджетирования системный интегратор приступает к детальному проектированию системы и ее настроек (форм ввода информации, алгоритмов обработки данных, форматов отчетов, разграничения прав доступа и пр.). Затем начинается программирование системы.
|
Продолжение таблицы 7
Внедрение и сопровождение программы
| Это заключительный этап. Систему автоматизации бюджетирования настраивают в соответствии с разработанной проектной документацией, тестируют и производят отладку, загружают данные прошлых периодов, проводят опытную эксплуатацию и сдают в промышленную эксплуатацию.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|