Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Николая Иванова)





— Уважаемые дамы и господа! Дорогие товарищи и друзья! Совершая небольшое путешествие по галактикам, наш межпланетный корабль совершенно случайно обнаружил новую планету, и мы решили ближе познакомиться с ней»... — так глава делегации планеты Альграб обратился к представителям международной прессы на планете Земля.

Что же это за делегация? Что за удивительная планета Альграб? Это идет пресс-конференция — познавательная ролевая игра, которую проводят кимовцы с ребятами Пулковской школы.

Начали с конкурса на лучшую делегацию и ее состав. Предложения всех бригад (семиклассников, шестиклассников, пионеров пятых классов и даже самой юной бригады — представителей 4-го класса) обнаружили богатое творческое воображение и фантазию ребят.

— Делегация первобытных людей!

— Люди разных профессий!

— Делегация из страны Сказок!

— Делегация из «ада» и «рая»!

— Представители подводного мира!

— Делегация с планеты Альграб!

Каждая бригада хотела, чтобы был принят именно ее проект. В результате обсуждения одобрили предложение семиклассников, объединившее почти все варианты. Итак, произойдет встреча журналистов Земли с делегацией людей разных профессий — посланцев планеты Альграб (в переводе на земной язык — Дружба). На этой планете свои республики, а на конференции — их представители: от страны Сказок — Грин, от Райской республики — Аве, от республики Муз — Азум, от республики Первобытных Людей — ее старейшина Анибуд, от республики Энциклопедии — Цердум и доктор океанологических наук Адов.



Во главе делегации — президент республики Олимпия Геб.

Трудно было делегатам. На какие только вопросы не пришлось отвечать! Журнал «Юный натуралист» спрашивал о созревании яблок, журнал «Силуэт» интересовался модами, журнал «Малышка» хотел объяснить своим читателям, почему на планете Альграб дети не болеют корью... Среди журналистов были представители самых разных журналов, газет, радио, телевидения и даже агентства Юнайтед Пресс Интернэшнл.

Пресс-конференция была прервана известием о том, что получена радиограмма из Москвы — делегация планеты Альграб срочно вылетела во Дворец съездов...



Через несколько минут в класс, где шумели журналисты, вернулись наши товарищи, трое кимовцев и четверо школьников-семиклассников, вызвавшихся играть роль посланцев Альграба и за 15 минут придумавших свои имена и биографии, а потом целый час героически отбивавших атаки остальных участников игры — журналистов...

 

РАССКАЗ-ЭСТАФЕТА

Коллективное познавательное дело, эффективное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания в их единстве. Работу над рассказом-эстафетой лучше всего вести по микроколлективам — октябрятским звездочкам, пионерским звеньям, творческим бригадам.

Примерные варианты организации эстафеты.

1. От ведущего — к каждому микроколлективу (свой рассказ).

Ведущий (или ведущие — учитель, вожатый и др.) придумывает начало рассказа (вступление) для каждого микроколлектива отдельно и передает эти вступления ребятам. Каждый микроколлектив в течение условленного срока (сразу же, или за один день, или за несколько дней) сочиняет продолжение и окончание своего рассказа. Затем эти рассказы читаются (инсценируются) на общем сборе.

2. От ведущего — к каждому микроколлективу (общий рассказ).

Ведущий придумывает начало рассказа, одно для всех микроколлективов, которые (по секрету друг от друга) пишут продолжение. Затем читаются и обсуждаются все варианты.

3. От одного микроколлектива — «цепочкой».

Начало рассказа придумывается одной из звездочек (звеном, творческой бригадой и т. п.), далее продолжает вторая звездочка, затем — третья, четвертая, пятая сочиняет конец. Порядок продолжения устанавливается по жребию или определяется произвольно, т. е. каждый микроколлектив передает эстафету кому хочет. Тема (и название) рассказа может быть выбрана на общем сборе путем конкурса на лучшие предложения. Победителям и дается право начать рассказ. Время работы каждого микроколлектива над своей частью устанавливается одинаковое, например два или три дня.



4. От каждого микроколлектива — «цепочкой».

Каждый микроколлектив свое начало рассказа передает остальным. Время написания — одинаковое для всех (два или три дня). Таким образом, одновременно идет работа над несколькими рассказами (повестями).

По завершении работы рассказы (повести) читаются, обсуждаются, а лучшие варианты «обнародуются» (перед младшими, на совместном сборе параллельных классов, на родительском собрании, посылаются в подарок далеким друзьям).

Темы и содержание рассказы-эстафеты могут отражать самые разнообразные стороны жизни школы и страны (история и будущее родного края, проблемы экологии, деятельность людей разных профессий, события в классе, взаимоотношения и поступки и т. д.). Рассказ-эстафета дает возможность каждому поделиться с товарищами своими знаниями, впечатлениями, интересами, участвовать в коллективном поиске, отборе, воплощении интересных и важных замыслов, в решении жизненных задач. Старшие друзья ребят (учителя, родители и др.) тактично направляют коллективное творчество, заботятся о том, чтобы все работали действительно сообща, внося свою лепту в общий труд.

КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Юрия Афанасьева)

Рассказ-эстафета «Случай в тайге».

Ведущий. До избушки лесника оставалось пять километров. Идти по таежным тропам было трудно. Поваленные деревья, глубокий снег то и дело преграждали дорогу.

— Только бы успеть засветло,— вытирая со лба пот, сказал Мишка ребятам. Он опасался за самых маленьких — Колю и Таню, которые, как ягнята, прижались к нему...

Звено «Буревестник». Через некоторое время они вышли на проселочную дорогу. Вдали увидели избушку лесника. В избушке лесника не было. Они пошли его искать. В пути их настигла метель. Ветер злобно завывал. Таня и Коля все сильнее прижимались к Мише. Миша почувствовал, что совсем выбился из сил. Последние силы оставляли его. Вдруг вдали послышался вой волков. Он прижал к себе Колю и Таню и припал к земле, чтобы не видеть светящиеся глаза волков. Неожиданно раздался выстрел. На поляне показался человек. Это был лесник. Миша, собрав последние силы, крикнул. Лесник привел ребят к себе в избушку, накормил и отогрел их. Они остались жить у лесника.

Рассказ-эстафета «Как Петя перестал курить».

Ведущий. Петька вытащил из кармана измятую пачку сигарет и бросил на землю:

— Больше не курю.

Костя внимательно посмотрел на друга и почему-то сразу поверил словам Петьки. А ведь совсем недавно Петьку разбирали на совете отряда, но это не помогло — он продолжал курить. Что же произошло? А произошло вот что.

Звено «Юные писатели». Петя очень любил читать. Однажды после уроков он зашел в библиотеку и по настоянию товарища взял книгу А. Гайдара «Тимур и его команда». Домой он вернулся в хорошем настроении и, забыв про уроки, сел за книгу. Книга была и вправду хорошая. Петька читал до самого вечера. Он не мог уснуть, все ворочался и думал о прочитанном. Потом он стал думать о себе, сравнивая свои поступки с поступками героев книги. В школу он пришел задумчивый, а на большой перемене подозвал Костю и что-то ему долго шептал.

После уроков весь класс остался на 5 минут. Товарищи рассказали ребятам о своем замысле. Предложение приняли бурно, но по-разному. Отличники ходили по классу и все критиковали. Двоечники собирались в большие группы и галдели. Наконец решение было принято. Ребята организовали отряд имени Гайдара.

С тех пор Петя перестал курить.

 

СОБРАНИЕ-ДИСПУТ

Познавательное творческое дело, цель которого — поставить перед участниками жизненно важный, сложный, действительно спорный вопрос (или несколько таких вопросов, объединенных одной темой), выявить и сопоставить разные мнения, увлечь всех коллективным поиском правильного решения. Собрание-диспут — важное средство идейно-политического, нравственного воспитания подростков и молодежи, укрепления содружества младших и старших поколений.

Участниками собрания-диспута могут быть несколько постоянных коллективов (например, старших классов или комсомольских групп), сводный коллектив желающих принять участие в диспуте, члены одного коллектива (например, класса, группы и т. д.). В последних двух случаях целесообразно создать (по желанию) временные небольшие творческие команды (не более 10–15 человек), чтобы обеспечить участие каждого в коллективном размышлении.

Совет диспута из представителей всех команд-участников выбирает одну тему из предложенных и формулирует вопросы для обсуждения (не более 3–5). Затем каждый член совета сообщает тему и вопросы своему коллективу для подготовки мнений, определения позиций, точек зрения по дискутируемым проблемам.

Ведет диспут председатель совета дела. Он еще раз напоминает дискуссионные вопросы и по желанию участников может дать 10–15 минут для совещания команд, чтобы те могли собраться с мыслями и подготовить выступление по каждому вопросу, отражающее общее мнение.

Лучше обсуждать последовательно один вопрос за другим. Чем жарче спор, тем лучше. Но главное в споре — уметь слушать «противника» и доказывать свою мысль.

В конце диспута ведущий организует совместное подведение итогов. Если затрагивались практические вопросы жизни коллектива, участники собрания могут принять по ним свое решение, свои предложения или рекомендации.

Примерные темы и вопросы собраний-диспутов.

1. «Равнодушию — бой!»

Кого ты считаешь равнодушным?

Почему равнодушный человек — в пути не товарищ? Прав ли Бруно Ясенский, считавший равнодушных самыми опасными людьми, опаснее врагов?

Как ты будешь спорить с теми, кто действует по принципу «Моя хата с краю...», «Личный покой прежде всего»?

Равнодушный ли тот, кто для себя все берет от коллектива, но другим ничего не дает?

Как бороться с равнодушием в себе и в других?

2. «Что ты сделал для коллектива?»

Кого считать активным в коллективе?

Должен ли активист большого коллектива участвовать в жизни своего первичного коллектива?

Можно ли каждому быть организатором? Как это сделать?

3. «О хорошем тоне».

Нужны ли нам правила хорошего тона? Что это за правила?

Можно ли быть хорошим человеком и без этих правил?

4. «Традиции и творчество в жизни коллектива».

Какие из комсомольских традиций 20-х годов тебе больше всего нравятся? Какие из этих традиций можно и нужно возрождать и развивать в жизни нашего коллектива?

Что главное в нашей жизни — традиции или творчество?

Что значит «творческая жизнь»? С чего она может начаться? Можно ли сделать каждого участником такой жизни?

 

ТУРНИР-ВИКТОРИНА

Познавательное дело-обозрение, в котором участвует несколько команд и каждая команда коллективно готовит вопросы и ответы по выбранной теме или по нескольким темам.

Турнир-викторина сочетает особенности викторины (вопросы, познавательные задачи и ответы-решения) и турнира (команды по очереди атакуют и обороняются).

Турнир-викторина расширяет кругозор ребят, развивает познавательные интересы, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Участвовать в турнире-викторине могут как первичные коллективы (звездочки, звенья, группы), так и сводные команды, созданные, например, из представителей пионерских отрядов, комсомольских классов и т. д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.