Сделай Сам Свою Работу на 5

Сфера управленческого анализа принятие решений в предпринимательской деятельности





 

Под сферой принятия предпринимательских решений следует понимать совокупность факторов, влияющих на их принятие. Они имеют пространственные, организационные, юридические и временные границы. Данную сферу целесообразно структурировать, разделив на внутреннюю и внешнюю среды.

Внутренняя среда - это пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя. Она сегментирована. Составляющие ее сегменты носят название внутренних переменных. Если предприниматель представляет фирму, то все факторы, непосредственно определяющие ее, и будут внутренней средой. Фирма воспринимается предпринимателем как системная структура. Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы.Такое понимание фирмы дает возможность определить управление ею (с точки зрения внутренней среды) как деятельность по воздействию на одну или несколько переменных и подстройку под это других переменных.Четкое представление о внутренних переменных - важный элемент деятельности предпринимателя. Важнейшая внутренняя переменная - это цель фирмы. Она должна иметь количественные характеристики. Например, цель фирмы - производство одежды определенного назначения или определенных моделей в конкретном объеме.



Вторая внутренняя переменная - технология производства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы.

Третья внутренняя переменная есть организационная структура фирмы. Зная цель и технологию производства, можно определить структурные подразделения, необходимые для создания оптимальных условий в достижении наибольшего экономического эффекта и повышения управляемости процесса производства. За каждым фрагментом полученной структуры закрепляются соответствующие обязанности.

Четвертая переменная - штатное расписание. Это определение в каждом элементе структуры рабочих мест и должностей в их количественном и качественном аспектах.

Пятая внутренняя переменная - это персонал (работники, которые займут рабочие места).

Следует отметить еще два элемента , которые не являются "чисто" внутренними. Они выполняют связующую роль между внутренней и внешней средами. Этими элементами является результат производства и рыночный сигнал.



 

Результат производства - конкретная форма материализации целей предпринимательской структуры. Он характеризует качество внутренней среды, указывая на возможность сохранения ее в прежнем виде, или диктует необходимость внесения в нее изменений.

Рыночный сигнал - практически внешний фактор, но "врощенный" во внутреннюю среду фирмы, он обеспечивает обратную связь (реакция потребителя на товар).

Таким образом, внутреннюю среду можно справедливо определять как механизм жизнедеятельности фирмы. Эта среда в теории получила название социотехническая система. Следует отметить, что сам предприниматель является обязательным элементом этой системы. Он, по существу, представляет ее центр, воздействуя на все ее элементы.Внешняя среда - структурно-пространственное окружение фирмы. Фирма представляет открытую систему. Ее внутренняя среда подвержена изменениям под влиянием внешней.

Внешняя среда - совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской структуры. Данные факторы неоднородны. Одни оказывают прямое воздействие, другие - косвенное. В связи с этим их группируют как факторы прямого и косвенного воздействия.

 

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на функционирование фирмы. К ним относят:

1) государственные органы и их предписания и законы. К ним в обязательном порядке нужно "подстраиваться";

2) партнеры и партнерские связи. Этот фактор меньшей силы, поскольку его можно менять по своему усмотрению;



3) источники силового давления (рэкетиры, вымогатели, взяточники). Предпринимателю приходится "подстраиваться" и под этот фактор;

4) конкуренты. Их поведение обязательно учитывается в деятельности предпринимателя;

5) имидж фирмы. Это представление о ней во внешней среде. Может облегчать или усложнять деятельность в зависимости от положительного или негативного восприятия фирмы;

6) профсоюзы. В российской действительности они пока не нашли своего места, но в целом их роль в других странах очень важна.

Факторы косвенного воздействия - те, которые оказывают влияние на фирму через другие факторы. К ним относятся:

1) политические факторы;

 

2) научно-технические достижения;

3) состояние экономики;

4) социально-культурные факторы;

5) изменения на мировом рынке.

Предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику внешней среды. Это сложная и трудоемкая работа. Трудности такого анализа заключаются в том, что высока сложность структуры анализируемых факторов; уровень их воздействия различен; одни факторы характеризуются постоянством, а другие эпизодичностью воздействия; изменения во внешней среде динамичны, зачастую хаотичны, бывают очень быстрыми.

Все перечисленное обусловливает сложность предпринимательской деятельности и указывает на необходимость подготовки в этой области.

 

 

2.2 Сфера экономического анализа принятие решений в предпринимательской деятельности

 

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Экономический анализ выступает не только основной составляющей любой функции управления( прогнозирования и бизнес-планирования; координирования, регулирования, учета и контроля, стимулирования, оценки условий хозяйствования и т.д.), но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений для поддержания бизнеса на необходимом уровне. Эта активная роль анализа ставит перед ним ответственные задачи. Сосредоточим внимание прежде всего на тех задачах, которые связаны с нынешней сложной хозяйственной ситуацией и исключительной ролью ЭА в преодолении сложившихся проблем.

 

1. Свободной взаимодействие рыночных субъектов, конкуренция, коммерческий риск и неопределенность получения ожидаемых экономических выгод, вероятность наступления предполагаемого ущерба или получения результата ниже требуемого значения выдвигают на первый план проблему выбора. Отсюда для анализа весьма актуальной становится задача обоснования выбора оптимальных вариантов деловых решений из имеющихся альтернатив.

2. Развитая в научных и методических аспектах система ЭА и оценки деятельности хозяйствующих субъектов позволяет выявлять, систематизировать и актуализировать решение наиболее сложных и часто встречающихся хоз-ых ситуаций и разрабатывать наиболее эффективные рекомендации по их устранению и выходу из создавшегося положения.

3. Теорией ЭА хозяйствующим субъектам набор инструментов и средств для достижения желаемых результатов.

4. Хозяйственная практика требует использования в анализе многомерных оценок эффективности хозяйственной деятельности с учетом решения социальных, экологических и гуманитарных проблем, проблем использования чистой прибыли и ее капитализации.

5. Актуальной задачей является совершенствование методик проведения таких видов анализа, как перспективный, прогнозный, оперативный, маржинальный и комплексно-экономический.

6. Совершенствование методик изучения рынка и партнеров по нему может рассматриваться как важная самостоятельная задача анализа.

7. необходимы не только современные методики проведения анализа, но и их практическая восстребованность.

 

 

Процесс принятия решений

 

Информация, подготовленная бухгалтерами-аналитиками, должна рассматриваться в свете ее конечного влияния на принятие решений то необходимым условием для правильного восприятия управленческого учета в предпринимательской деятельности является понимание процесса принятия решения .

 

1) Определение целей и задач.

 

Прежде чем принять правильные решения, необходимо определить цель или руководящее направление, которые помогут принимающим решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим.

Ведется большая полемика о том, какие цели и задачи должны ставить перед собой фирмы. Обычно, согласно экономической теории, владельцы фирмы преследуют цель получения максимальной прибыли или, более точно, увеличения богатства держателей акций. Выдвижение в качестве цели достижения максимальных прибылей аргументируют по-разному. С юридической точки зрения владельцы обыкновенных акций являются владельцами фирмы, которая поэтому для получения ими прибылей должна управляться их достоверными менеджерами. Есть и другой аргумент в пользу выбора этой цели: увеличение прибылей ведет к росту всеобщего экономического благосостояния, т. е. повышая свое благосостояние, вы тем самым повышаете благосостояние всего общества. Более того, вполне разумным представляется мнение о том, что большие прибыли послужат интересам фирмы больше, чем маленькие. Поэтому максимизация прибылей в данном случае является по крайней мере полезной аппроксимацией (приближением).

2) Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий.

Второй этап процесса принятия решения заключатся в поиске ряда возможных курсов (вариантов) действий, направленных на достижение поставленных целей. Если внимание администрации (дирекции) компании всецело поглощено ассортиментом продукции и рынками сбыта сегодняшнего дня и она выпускает из-под контроля тенденцию к сужению рынка сбыта своей продукции и движения денежной наличности, то появляется опасность, что в будущем она не сможет генерировать достаточно денежной наличности, чтобы выдержать конкуренцию. Для максимизации будущего притока денежной наличности существенно, чтобы администрация постоянно получала информацию о возможных положительных и отрицательных для нее тенденциях в развитии экономической обстановки и немедленно принимала меры, при помощи которых можно было бы защищать организацию (предприятие) от всяких неожиданностей в будущем. В частности, компании рекомендуется прибегнуть к одному или нескольким из следующих курсов действий:

1-выпуск новых товаров для сбыта на уже существующих рынках;

2-выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках;

3-создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.

 

После альтернативных курсов действий вызывает необходимость получить информацию об ожидаемо конъюнктуре и изменений экономической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса принятия решения.

3) Сбор данных для выбора альтернативных курсов действия.

Когда вероятные сферы деятельности определены, администрация должна оценить возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность компании удержать соответствующую долю рынка и осуществить движение денежной наличности для каждого альтернативного курса действий в различной экономической среде. Так как проблемы, ожидающие своего решения, существуют в изменчивой и не всегда понятной экономической среде, необходимо рассмотреть определенные факторы, которые находятся вне контроля принимающего решение и могут оказывать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти неуправляемые факторы называются экономической средой. Примерами таких возможных состояний экономической среды являются экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции.

Курс действий, выбранный фирмой на основании вышеописанной информации, вызовет вовлечение ее ресурсов в производство на длительный период, и положение фирмы будет находиться под влиянием ее экономической среды, т.е. товаров, которые она производит, ее рынков сбыта и способности реагировать на будущие изменения. Выбор курса определяет долгосрочную перспективу фирмы и, следовательно, решения, которые она может принять в будущем. Эти решения обычно называют долгосрочными и стратегическими.

Стратегические решения имеют очень большое влияние на будущее положение фирмы, и поэтому важно, чтобы была собрана точная информация о возможностях фирмы и ее экономической среде. Поэтому стратегические решения должны быть прерогативой высшей администрации.

4) Выбор оптимального курса действия из альтернативных вариантов.

На практике принятия решения это сравнительная оценка конкурирующих альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации (предприятия). Если таковой является максимизация будущих поступлений чистых платежей наличными, то оптимальный альтернативный курс действий должен выбираться путем сравнения прогнозов поступления денег наличными. Следовательно к каждому альтернативному варианту действий должны быть применены методы анализа прироста (инкрементного анализа) чистых денежных поступлений. Альтернативные варианты оцениваются по предполагаемым чистым денежным поступлениям и дающие наибольшую величину должны быть рассмотрены с точки зрения качественных факторов (показателей).

5) Осуществление принятых решений.

Выбранные альтернативные курсы действий являются отправной точкой для составления сметы.

Смета-это финансовый план реализации различных решений, принятых администрацией (дирекцией). В сметах учитываются поступления и оттоки денежной наличности, доходы от продаж и затраты. Сметы сводятся в единый документ, в котором в концентрированной форме выражены намерения организации (предприятия) и ожидаемые результаты. Этот документ называется обобщенной финансовой сметой, которая состоит из сметного счета доходов и убытков, расчета движения денежной наличности и баланса. Процесс составления сметы направлен на то, чтобы каждый член организации знал о своей предполагаемой роли в осуществлении решений администрации.

6) Сравнение фактических и планируемых результат и принятие мер в случае их расхождения.

Сравнение фактических и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения, относятся к контролю и регулированию в рамках фирмы. Управленческая функция процесса контроля и регулирования – оценка результатов деятельности (показателей) предоставление сведений о них и выработка корректирующих мер, направленных на то чтобы цели были достигнуты и планы фирмы реализованы.

 

Для контроля (мониторинга) за результатами деятельности бухгалтер готовит отчеты и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные сравнения фактических результатов (фактических затрат и доходов), должны готовиться систематически. Данные этих отчетов обеспечивают обратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов.

 

2.4 Информационное обеспечение по планированию и экономическому анализу управления в предпринимательской деятельности.

Любое предприятие нуждается в постоянном наблюдение и контроле за

результатами своей деятельности, чтобы вовремя установить правильность

проводимой ими политики, планов предпринимательской деятельности. Одно из

важнейших проблем управления выступает инвестирование затрат (в

строительство нового предприятия, реконструкцию и расширение действующего, в

новую технику - для замены оборудования, новую продукцию, технологию

производства, увеличение запасов и т. д.) и получение доходов от инвестиций.

Решения об инвестициях являются наиболее рискованными, так как они вовлекают

в производственный процесс значительную долю ресурсов текущего периода в

расчете на получение дохода в предстоящем периоде. Решения могут относиться

как к короткому (до одного года), так и длительному периоду.

Краткосрочные решения касаются вопросов вклада единицы продукции в общую

прибыль в результате управления ассортиментом продукции, объемом спроса и

продаж, себестоимостью и ценами, а также вопросов безубыточности производства

и сбыта, производить или закупать и т. п. Они не затрагивают затрат на

вложенный капитал. При краткосрочных инвестициях денежные средства

оборачиваются в течение сравнительно короткого периода – до одного года.

Долгосрочные решения рассчитаны на длительный период между осуществлением

инвестиционных затрат и получением от них дохода. Решения о капитальных

вложениях касаются инвестиций в основные фонды, научные исследования и

опытно- конструкторские разработки, рекламу и сооружение складских помещений.

Действия организации по инвестированию, вследствии большого риска,

Должны опираться на результаты анализа, которые учитывают фактор времени и

альтернативность выбора решений. Варианты управленческих решений рассчитывают

с учетом влияния времени на величину и планируемый доход. Сравнение

эффективности вариантов осуществляется по методике, аналогичной при

предоставлении банком ссуды.

Информационное обеспечение анализа для принятия управленческих решений

создает система дифференцированного управленческого учета издержек и

поступлений. Дифференцированными называют издержки, величина которых при

отдельных условиях могут быть отличной от величины возможных издержек при

других условиях. При решении проблем альтернативного выбора в расчет

принимается прибыль, полученная на вложенный капитал. Следовательно, чем

больше прибыли будет получено на вложения, тем выше перспектива у

соответствующего варианта решения. Отсюда целью предприятия является

максимизация прибыли на вложенный капитал, если она совместима, с другими

целями. Анализ проблем инвестирования проводят в пять этапов.

1. определение проблемы;

2. выбор альтернативных решений;

3. измерение и оценка последствий выбранного решения;

4. отбор тех последствий, которые не могу быть измерены количественно,

их оценка по отношению друг к другу и иным последствиям;

5. принятие решения.

Управленческий учет в основном готовит информацию, которая может быть

измерена количественно.

Дифференцированные издержки не отражаются в системе учета издержек на

регулярной основе. Их состав подбирается для проведения анализа по каждой

конкретной проблеме. В дифференцированные издержки включают только те статьи

себестоимости, которые являются различными при разных условиях. Из их состава

особого рассмотрения заслуживают вмененные издержки по капитальным вложениям.

Дифференцированные издержки всегда относят к будущему и показывают, какими

они будут при определенной модели поведения. В большей мере это вероятностные

издержки.

Определенной формы для сопоставления дифференцированных издержек и доходов

различных вариантов не существует. Однако общий подход к двум типам величин

позволяет сравнивать издержки с доходами.

Во-первых, должны быть средства, предназначенные для инвестирования того или

иного варианта, которые представляются в начале осуществления проекта.

Денежные средства вкладываются в разные сроки, но в аналитических целях эти

сроки приводятся к нулевым моментам времени.

Во-вторых, ожидается поток денежных поступлений при разных вариантах на

протяжении нескольких лет в будущем как результат этих инвестиций.

Эти две величины денежных средств - инвестиции и доходы в целях корректного

сравнения сводят к эквивалентным величинам, рассчитанным на один и тот же

момент времени. Обычно сводят поток будущих доходов к нулевому моменту

времени капитальных вложений.

Источниками информации служат прежде всего сметы инвестиций. Они представляют

собой перечень проектов инвестирования, по которым было принято решение.

Информацию дают многочисленные расчёты планового и аналитического характера,

касающиеся размера и направления инвестирования, нормы прибыли, чистой

текущей стоимости, чистого приведённого эффекта, рентабельности, срока

окупаемости, эффективности инвестиций, стоимости капитала, учётных ставок,дисконтируемой стоимости и т.д.

 

 

Вывод

 

Управленческая деятельности предприятия предполагает решения по многочисленным проблемам, которые возникают в процессе его предпринимательской деятельности. В круг этих проблем входят: управление запасами, объемом производства и продаж, ассортиментом выпускаемой продукции и освоением новой, капитальными вложениями.

Контроль за фактической величиной материальных запасов и соответствия оптимальному размеру проводится разными методами в зависимости от хозяйственных ситуаций.

С целью контроля за ритмичностью работы предприятия и обеспечения его необходимым размером наличных денежных средств используется метод бюджетирования.

Одним из основных факторов, влияющих на финансовые результаты предприятия, является цена на продукт. Именно изменения цен наглядно отражают связь между объемом производства и прибылью. Различают следующие виды цен: официальные, регулируемые, договорные. Каждый вид цен имеет свою сферу влияния и свой подход к установлению величины. Однако существует определенная связь между изменением цен, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат и объема производства.

Важнейшей частью производственно-хозяйственной деятельности предприятия является сохранение и развитие своего экономического потенциала. Такая деятельность предприятия называется инвестиционной.Управление предпринимательской деятельностью в этом плане основывается на анализе информации, которую обеспечивает система дифференцированного управленческого учета издержек и поступлений. Дифференцированные издержки и доходы зависят от условий, в которых будет происходить инвестиционная деятельность, и периода отдачи вложений. Дифференцированные издержки не отражаются системно в управленческом учете, их состав подбирается для решения каждой проблемы в отдельности. Особое внимание в дифференцированной системе учета уделяют вмененным издержкам по капитальным вложениям.Решения по инвестициям зависят от соотношения доходов и затрат. Однако эти два типа величин возникают в различные периоды времени и относительно этого не эквивалентны. Затраты — в начале осуществления проекта, доходы — по мере осуществления проекта.

 

В принятии решений по инвестиционной деятельности упор делается на снижение издержек производства. Основными направлениями снижения себестоимости продуктов являются:

• снижение основных (прямых) издержек.Каждый выпускаемый или планируемый к выпуску продукт анализируется с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности;

• снижение косвенных издержек.Анализ производят с точки зрения использования производственных мощностей, исполнения стандартов живого и овеществленного труда методами гибкого планирования и анализа нормативов для отделов и служб. Выработка политики инвестирования в соответствии с основными направлениями снижения издержек касается следующих областей: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Инновационный менеджмент предполагает свою организацию исходя из формулы: "Наука ->Производство ->Продукт".Инновационный процесс на предприятии проходит поэтапно, в результате — увеличение объема реализации продукции, окупаемость затрат на разработку, производство, сбыт и рекламу. При оценке эффективности разработки нового продукта используют такие методы, как экспертная оценка; ожидаемая норма прибыли; вероятностный подход; оценка динамики ожидаемой прибыли; многомерность критериев оценок, а также учитывают притягательность отрасли, влияние и проникновение в нее конкурентов, возможности использования новых разработок для усовершенствования уже производимых товаров, влияние производства и сбыта нового продукта на финансовое положение предприятия. Для принятия окончательного решения применяют расчеты коэффициентов расходов и прибыли, точки реализации и графики безубыточности продукта.Особой степенью риска характеризуются решения о капитальных вложениях. Причины, в результате которых возникают капитальные вложения, подразделяют на три вида: обновление имеющейся материально-техническое базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности. Капитальные вложения вовлекают в производственный процесс текущего момента значительные величины денежной наличности в надежде получить доход от вложений в будущем. Вследствие большого риска управление капитальными вложениями опирается на результаты анализа с учетом фактора времени и альтернативности выбора методом дисконтированной и учетной оценок.

 

 

Список литературы.

1. Карпова Т. П. "Основы управленческого учета", М.; ''ИНФРА-М'',2001г.

2. Николаева С.А. "Учетная политика предприятия", М.; "ИНФРА-М",2010 г.

3. Друри. Колин, "Введение в управленческий учет и производственный учет", М;

1994 г.

4. Глушков И.Е. "Бух. учет на современных предприятиях",

"ЭКОР", г. Новосибирск, 2011 г.

5. Кондратова И. Г. ''Основы управленческого учета'', '' Финансы и

статистика'', М.;2011г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.