Формы подготовки и контроля обучения
Введение
Травматолог-ортопед – специалист с высшим медицинским образованием, имеет право самостоятельно оказывать диагностическую помощь при повреждениях и заболеваниях органов опоры и движения.
Внедрение в повседневную практику новейших медицинских технологий требует совершенствования системы постдипломной подготовки специалиста.
Обучение в интернатуре, клинической ординатуре, проведение общего усовершенствования, сертификационных и тематических циклов призваны поднять стандарт специалиста на приемлемый уровень.
Сочетание фундаментальных знаний с основами диагностики и лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, наряду с освоением новейших технологий позволяет обеспечить модернизацию традиционной подготовки специалистов.
Пояснительная записка
На должность травматолога-ортопеда назначается врач лечебного профиля, освоивший программу постдипломной подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
Преподавание базовых знаний по травматологии и ортопедии осуществляется в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах, однако более существенная часть осваивается на кафедрах постдипломного образования.
Основными задачами постдипломной подготовки травматолога-ортопеда являются:
- подготовка к самостоятельной диагностической и лечебной работе с ортопедическими пациентами, а также при травматических повреждениях опорно-двигательного аппарата;
- улучшение практических навыков посредством освоения технологий, применяемых в травматологии и ортопедии;
- формирование клинического мышления квалифицированного врача, способного осуществлять дифференциальную диагностику в сложных ситуациях, где требуются знания в смежных дисциплинах. Все это предполагается обеспечить путем создания стандарта подготовки специалиста по данному профилю.
Высшее учебное заведение, работающее в соответствии с данным стандартом, должно располагать соответствующей материально-технической базой. Речь, прежде всего, идет о наиболее полном наборе клинических отделений, где лечатся больные как с повреждениями опорно-двигательного аппарата, так и заболеваниями у детей и взрослых. Достаточное количество операционных должно способствовать индивидуальной подготовке специалиста.
Наличие в клинике новейшей диагностической техники позволяет освоить молодому специалисту основы диагностики.
Важным условием для последующей свободной работы специалиста является обучение во время приема больных с амбулаторной травмой и с последствиями ее в поликлинических условиях.
Важно учитывать норматив – не менее 18 м2 учебных и учебно-лабораторных помещений на одного обучаемого. При размещении кафедры на территории научно-исследовательского института травматологии и ортопедии обычно создаются наиболее оптимальные условия для подготовки и переподготовки специалистов.
Постдипломная подготовка включает два этапа. Первый этап представлен интернатурой (первичная специализация) и ординатурой (более углубленное изучение проблем травматологии и ортопедии и более активная самостоятельная работа, но под контролем опытного сотрудника клиники).
Постдипломная подготовка специалиста осуществляется с учетом базисных знаний, полученных врачом в высшем учебном заведении и не должна дублировать их.
Первичная специализация – интернатура включает глубокую теоретическую подготовку, освоение принципов и методов диагностики, консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
При этом важнейшим элементом является освоение навыков оказания врачебной помощи при неотложных состояниях, особенно при сочетанных и множественных повреждениях.
Форма обучения – очная. Продолжительность обучения 1 год – 1728 часов, 48 недель. Профессиональная подготовка должна составлять 90% всего учебного времени, т.е. 1556 часов и 10% – элективы: клиническая часть программы занимает 80% времени, фундаментальная подготовка – 7% времени, общественное здоровье и здравоохранение - 3%. Занятиям в поликлинике (травмпункт) отводится 4 недели.
Нормативные документы
Настоящая образовательная программа высшего профессионального послевузовского образования по специальности «Травматология и ортопедия» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом об образовании (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ);
- Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Принят ГД ФС РФ 19.07.1996));
- Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 163 р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 года N 1118 «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «060101 Лечебное дело» квалификация специалист»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. N ИБ-733/12 «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования»;
- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. №1476н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура);
- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура);
- Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.02.93 N 23г об утверждении «Положения о клинической ординатуре»;
- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
- Приказа МЗ и CP РФ от 07.07.2009 г. N 41.5н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»;
- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2009 г. N 581н «О внесении изменений в порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»;
Правила приема
Согласно положению о последипломном образовании, лица, обучающиеся в клинической ординатуре Университета, являются слушателями системы послевузовского профессионального образования. По окончании клинической ординатуры слушателям присваивается квалификация врача-специалиста. Прием в клиническую ординатуру осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, утвержденными Минздравсоцразвития России, и на договорной основе (сверх контрольных цифр приема) в объеме, согласованном с Минздравсоцразвития России, в установленном порядке.
Формы подготовки и контроля обучения
Обучение в клинической ординатуре проводится по типовым учебным планам и программам, на основе, которых руководители ординаторов составляют рабочие программы, тематику семинаров и клинических разборов, а также индивидуальные планы клинических ординаторов.
Рабочие учебные планы и программы регулярно редактируются. Клинические ординаторы обучаются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, включая разностороннюю профессиональную подготовку в стационаре и в поликлинике, изучение элективов по специальности и смежных дисциплин, изучение вопросов организации, экономики и управления здравоохранением.
В индивидуальном плане конкретного клинического ординатора может быть изменена продолжительность и последовательность изучения отдельных разделов программы в зависимости от уровня исходной подготовки, выбора элективных разделов и предполагаемой последующей работы (работа в поликлинике или в стационаре). Индивидуальные планы клинических ординаторов утверждаются заведующими профильных кафедр, к которым они прикреплены. Перечень обязательных для изучения клиническими ординаторами смежных специальностей и дисциплин предусматривается программами подготовки. Выполнение индивидуального плана и программы ординатуры отражаются в отчетах клинических ординаторов.
Контроль за выполнением индивидуального плана, приобретаемыми знаниями и практическими навыками клинического ординатора осуществляется в течение учебного года профессорско-преподавательским составом Петрозаводского госуниверситета.
Успешно выполнившие план и программу обучения по специальности и выдержавшим экзамены, выдается удостоверение об окончании ординатуры и сертификат специалиста. Диплом Университета, удостоверение об окончании клинической ординатуры и сертификат специалиста дают право их владельцу на занятие им врачебной должности в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
Права и обязанности
Клинический ординатор вправе:
- Получать знания, соответствующие современному уровню образования, развития науки, культуры. Обращаться к педагогическим работникам Университета по вопросам, касающимся процесса обучения в клинической интернатуре;
- Получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений и навыков;
- Бесплатно пользоваться в Университете библиотекой, информационным фондом, услугами учебных и научных подразделений Университета, в соответствии с положениями об этих структурных подразделениях, для осуществления обучения в клинической ординатуре Университета;
- В свободное от учебы время клинические ординаторы имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм, но не более чем на 0,5 ставки.
Клинический ординатор обязан:
- Соблюдать положения Устава ПетрГУ и иных локальных нормативных актов, правила внутреннего распорядка, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к научно-педагогическому, инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу ПетрГУ и другим обучающимся;
- Посещать занятия в соответствии с индивидуальным планом;
- Выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогическими работниками ПетрГУ;
- Бережно относиться к имуществу ПетрГУ;
- Возмещать ущерб, причиненный имуществу ПетрГУ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- Выполнять приказы и распоряжения руководства ПетрГУ
Цели и задачи
Цельпослевузовского профессионального образования врача-клинического ординатора по специальности «Травматология и ортопедия» ― подготовка квалифицированного врача-специалиста обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Задачи послевузовского профессионального образования врача-клинического ординатора по специальности «Травматология и ортопедия»:
1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача травматолога-ортопеда, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача травматолога-ортопеда, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.
4. Подготовить врача травматолога-ортопеда к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
5. Подготовить врача травматолога-ортопеда, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
6. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу травматологу-ортопеду свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|