Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория научного и административного управления.





Основные теории менеджмента.

1. Теория научного управления.

Зародилась в начале 20-го века. Основатель – Ф.У.Тейлор. В 1903 вышла его первая работа – «Управление фабрикой», в 1911 вторая работа – «Принципы научного управления». Эта теория была внедрена на американских предприятиях и получила всемирное развитие. Основная ее цель – создание эффективных производственных систем, основным элементом которых является руководитель и подчиненные. Основная задача – синхронизация их деятельности. Теория основывается на следующих принципах:

1. научные методы работы – Тейлор впервые начал расчленять производственный процесс на элементы: трудовые и технологические процессы, а трудовые процессы на элементарные (операции, приемы, действия, движения). Использовал впервые хронометражные исследования, на его основании спроектировал рациональный способ труда. Для закрепления этого способа создал (рассчитал) нормы и использовал особую систему оплаты – сдельнопрогрессивнорегрессивную, что позволило резко поднять выработку.

2. Научный подбор и подготовка рабочих. Для любой работы должны подбираться наиболее готовые работники. Необходимо постоянно обучать работников методов труда.



3. Научное формирование систем управления. Функции одного руководителя расчленяются на 2 части: 1. Одна часть непосредственно на рабочем месте (подготовка работы, метод и скорость выполнения работы, обеспечение качества работы), 2. Вторая часть (контора, аппарат управления) – проектирование порядка прохождения работы, планирование работы, нормирование и расценка, поддержание трудовой дисциплины.

4. Научные отношения между руководителем и подчиненным. Они должны быть формальные а неличностные («подмахни»).

Система получила широкое распространение в мире, в 1913 году ее начали осваивать в России, но из-за основного недостатка получила неодобрение со стороны промышленников. Основной недостаток – чисто механический подход, автор ставил во главу угла индивидуальную производительность и труд т.е. был противником коллективного труда.

Теория рассматривалась конгрессом США и получила отрицательное заключение, но завоевала много поклонников из числа американских руководителей.



Последователями Тейлора в этом направлении стали Эмерсон «Двенадцать принципов производительности», а также основоположник «Форд - Моторс» Генри Форд, он сформировал основные принципы управления большими фирмами.

2. Теория административного управления. А. Файоль.

Он установил, что управление в любой сфере имеет общие функции и цели.

Основные функции менеджмента по Файолю:

1.предвидение, 2. планирование, 3. организация, 4. распорядительская ф-ия, 5. координация, 6. контроль.

Принципы менеджмента:

1.разделение труда – специализация – рост квалификации, 2. полномочия и ответственность, 3. дисциплина – использование справедливых санкций, 4. единоначалие, 5. единство направления – все действия в соответствии с общей целью, 6. подчинение личных интересов общим, 7. обязательное вознаграждение, 8. централизация и иерархия, 9. скалярная цель т.е. цепочка команд по иерархии и по ней же обратная связь, 10. порядок, 11. стабильность рабочих мест, 12. инициатива, 13. корпоративный дух.

В рамках этой теории сформировалась теория бюрократии (власть бюро, контор). Макс Вебер.

Суть – любая организация должна работать как машина, для любой ситуации должны быть правила поведения. («бюрократичес. машина»)

Цель – скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость.

Основные принципы бюрократии – 1. функциональная специализация – узкие специалисты по различным функциям, 2. четкая система правил и норм для каждого работника, 3. иерархическое распределение власти, 4. правила и процедуры поведения в конкретных ситуациях, 5. отсутствие межличностных отношений, 6. кадровая работа только по компетенции и потребности, 7. стремление к пожизненному найму, 8. четкая система карьеры, 9. четкая система защиты каждого от произвола, 10. разработка и установление письменных формализованных инструкций.



Недостатки этой теории: 1. постоянная опора на правила как следствие – их соблюдение становится целью и результатом работы, 2. отказ от творчества, от самостоятельности в принятии решений как следствие потеря компетентности (т.к. это процесс), 3. любой работник заботится о соблюдении правил по безопасности своего поведения как следствие утрата контроля за ситуацией.

Требования системы

Выделение требований личной безопасности

Формирование поведения

Потеря эффективности

 

 

Школа человеческих отношений в менеджменте.

Эта школа сформировалась в США. М. Фоллет.

Хоторнский эксперимент – поиск условий повышения производительности труда. (санитарно-гигиенические и психофизиологические ). Были сформированы группы исполнителей (рабочих). В результате работы групп произошло слияние формальных и неформальных отношений. В группах сформировались свои правила поведения, сформировались лидеры, что привело к росту производительности. Был сделан вывод – 1.выработка любого работника определяется скорее групповыми нормами а не условиями труда, 2. работники более охотно следуют групповым нормам и в любой группе формируется ситуационный лидер а отсюда необходим акцент на взаимоотношения м/у людьми и необходима специальная служба которая занималась бы взаимоотношениями.

Теория внесла большой вклад в теорию менеджмента, но признать ее единственной нельзя т.к. она отражает только одну сторону менеджмента.

Поведенческий подход в менеджменте.

Этот подход сформировали психологи-бихевиористы (психология подсознательного). З. Фрейд.

ИД – инстинкты, 5/6 чел.

ЭГО – поддается воспитанию, 1/6 чел.

Супрэго – среда.

Поведение человека является основной функцией его потребностей т.е. управлять человеком необходимо через удовлетворение его потребностей. Существует иерархия потребностей от первичных (низших) до вторичных (высших). На этой основе строятся современные теории мотивации, а мотивация одна из функций менеджмента. Данная теория может рассматриваться как часть общей теории менеджмента.

Теория процессного подхода.

Суть – менеджмент есть набор функций в совокупности со связующими процессами.

 

1.Планирование – формирование миссий, целей, стратегий, планов.

2.Организация – формирование структур, делегирование полномочий, прав и ответственности.

3.Мотивация – формирование механизма стимулирования поведения.

4.Конроль – механизм обратной связи.

5.Принятие решений – выбор поведения в определенных ситуациях.

6.Коммуникации – общение людей в организациях в т.ч. через информационные системы.

(можно устно) Управление рассматривается как процесс, потому чторабота по достижению целей с помощью других (менеджмент) – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия каждое из которых само по себе является процессом очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями (они тоже процессы). Процесс управления является общей суммой всех функций.

Количественный подход в менеджменте.

В основу менеджмента закладываются решения выраженные количественно. После постановки проблемы разрабатывается модель ситуации. Модель – это форма представления реальности, она ее упрощает и представляет абстрактно, облегчает понимание сложностей реальности. (дорожная карта – облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности).

Ключевой характеристикой количественного подхода является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными рассуждениями (толчок к применению количественных моделей дало развитие компьютеров).

Системный подход в менеджменте.

Организация рассматривается как кибернетическая система и управление этой организацией должно осуществляться с помощью системного подхода. Особенности подхода – системы являются открытыми, решения затрагивают все аспекты функционирования, для управления используется максимальная формализация, используется количественный подход.

Ситуационный подход в менеджменте.

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Для управления необходимо идентификация этой ситуации, необходимо выделение основных факторов которые влияют на ситуацию, необходимо знание всех средств теории менеджмента. Для данной ситуации производится оценка этих средств и выявляются + и – эффектов от применения этих средств. В результате выделяется наиболее эффективный метод решения данной ситуации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.