Сделай Сам Свою Работу на 5

В) куда бы ты ни направился, всегда бери с собой книгу. Тем более что в наше время печатается огромное количество книг малого формата (карманные книги), что существенно облегчает тебе задачу.





Использование своей молодости

Воспользуйся своей молодостью прежде старости,

Свободным временем прежде занятости.

Искатель знания! Ты должен воспользоваться днями своей молодости и ее золотой порой, как было сказано:

Получишь то, к чему стремился,

Насколько прилагаешь сил,

А кто к высотам устремился,

Трудился ночью, (не ленился,

Получит то, что заслужил).

Ты дни используй молодые

(Для этой цели, поспеши):

Ведь эти годы молодые

Малы настолько, коротки!

В хадисе говорится:

«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о жизни его – как он провёл её? – и о молодости его – как он её провёл? – и о богатстве его – откуда он взял его и на что потратил? – и о знании его – как он его использовал?». Хороший хадис, который передал ат-Табарани в «аль-Кабир» (20/61) в этой версии со слов Му‘аза ибн Джабаля. Данный хадис уже приводился нами со слов Абу Барзы.

Таким образом он будет спрошен о всей своей жизни в целом и о молодых годах, в частности.

Молодость– это (только) часть жизни, но она особенно ценна, поскольку это годы расцвета жизненных сил и твердой решимости, а также период силы (человека) в промежутке между двумя периодами слабости: слабости младенчества и немощи старчества. Всевышний Аллах сказал:



Аллах – Тот, Который сотворил вас слабыми, затем Он дал вам после слабости (младенчества) силу (молодости), затем дал вам после силы немощь (старости) и седину.(«Румы», 54). Аль-Карадави. Аль-вакт, с.6

Молодость– это «время деятельности…
Молодость– это быстро уходящий гость, и если разумный человек не сумеет воспользоваться им, то потом его сердце будет разрываться от скорби.

Поэтому посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи ва саллам) сказал:

«Воспользуйся пятью вещами прежде пяти других: своей молодостью прежде старости, своим здоровьем прежде болезни, своим богатством прежде бедности, своим свободным временем прежде занятости и своей жизнью прежде смерти». Достоверный хадис, который передали аль-Хаким и др. со слов Ибн ‘Аббаса. Сахих аль-джами‘ (1077).

Имам Ахмад сказал: «Молодость я могу сравнить лишь с тем, что у меня было в рукаве что-то, что упало».



Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Великий и Могущий Аллах давал своим рабам знание только в их молодые годы, и все благо заключено в молодости». Затем он прочитал слова Великого и Могущего Аллаха:

Они сказали: “Мы слышали, как юноша по имени Ибрахим поносил их”. («Пророки», 60).

Затем слова Всевышнего:

Поистине, были они молодыми людьми, которые уверовали в своего Господа, и Мы добавили им руководства”. («Пещера», 13). «Худа». Здесь под руководством подразумевается полезное знание, которое Аллах дарит тем, кто обладает верой.

Затем слова Всевышнего:

И даровали Мы ему мудрость, когда он был ребёнком. («Марьям», 12).

Хафса бинт Сирин сказала: «Молодые! Трудитесь, ведь только в молодости (совершаются) дела».Аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «Главенство приходит с авторитетом».

И разве не были сподвижники посланника Аллаха (салла Ллаху алейхи ва саллам) , уверовавшие в него, поддерживавшие его, помогавшие ему и последовавшие за светом (религии), ниспосланной ему, лишь только молодыми?». ‘Улув аль-химма, с. 406.

И тот, кто не сумеет воспользоваться своей молодостью, будет раскаиваться в старости. Один ученый сказал одному молодому человеку: «Трудись, пока не настало время, когда ты не сможешь этого делать. Я (многое) хочу сегодня сделать, но уже не могу».Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Изучайте религию, пока молоды». Т.е. пока вы не заняли высокого положения в обществе, что помешает учебе. Некоторые считают, что имеется в виду до женитьбы, поскольку семейные заботы отвлекают от учебы. (Комментарии взяты из книги Ибн аль-Асира «ан-Нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар»).



Искатель знания! Прочти следующие слова – и пусть они станут для тебя примером, и представь, что автором этих строк являешься ты. Ибн аль-Джаузи сказал: «Я понаблюдал за людьми, занимающими высокое положение, и увидел, что большинство из них многое теряют в период своего величия. Некоторые из них в молодые годы погрязают в грехе, другие пренебрегают поисками знания, третьи чрезмерно предаются удовольствиям.

Но в старости все они раскаиваются, когда прежние грехи уже не поправить, когда силы иссякли, а заслуги забыты. И старость проходит в горести и печали. И если старец одумается в своих прежних грехах, то скажет: “Как я сожалею о тех грехах, что совершил!”. А если не одумается, то станет сожалеть о тех усладах, что уже не вернуть.

А тот, кто посвятил свою молодость поиску знания, в старости с благодарностью пожинает плоды того, что посеял, и наслаждается, записывая то (знание), что собрал, (в книги). Он не только не считает, что лишился каких-то телесных благ, но и получает удовольствие от (приобретенного им) знания». Сайд аль-хатир.

Использование своего свободного времени и здоровья.

Благом, которым пренебрегают многие люди, не ценят его должным образом и не благодарят за него, является здоровье и свободное время.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал:
«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем». Аль-Бухари (6412). Имеется в виду, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел, но используют для совершения грехов.

Под свободным временем следует понимать незанятость мирскими делами и проблемами, отвлекающими человека от его занятий делами вечной жизни.

Слово «обделены» («магбун») в арабском языке образовано от глагола «габана», что означает «обманывать, недовешивать при продаже, покупке и торговле». Как говорит выдающийся ученый аль-Мунави, в данном случае (любого) взрослого человека можно уподобить торговцу, капиталом которого является его здоровье и свободное время, поскольку они – основа прибыли и залог успеха. И тот, кто покорится заповедям Аллаха, извлечет прибыль, а кто последует за шайтаном, потеряет свой капитал.

В другом хадисе говорится:
«Воспользуйся пятью вещами прежде пяти других: … своим свободным временем прежде занятости …».

Свободное время никогда не остается свободным, оно неизбежно наполнится либо добром, либо злом. И кто не сможет увлечь свою душу делами праведными, того душа увлечется делами дурными. Счастлив тот, кто проводит свое время в добрых и праведных делах, и горе тому, кто проводит его в делах дурных и порочных.

Один праведный человек сказал: «Время, свободное от мирских забот, – это великое благо. И если человек проявит неблагодарность за оказанное ему благодеяние тем, что даст волю своим страстям и пойдет на поводу своих желаний, то Аллах нарушит благоденствие его души и лишит его той душевной чистоты и покоя, что он имел». Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 14 – 15.

Одним словом, искатель знания «не растрачивает свою жизнь и не теряет ни секунды своего времени на дела, не связанные со знанием и его использованием. По мере необходимости он выделяет время на еду, питье, сон, отдых после утомительного (труда), выполнение своих обязанностей в отношении жены или гостя, для работы ради пропитания и удовлетворения других нужд, а также (отрывается от учебы) в случае недомогания или по другим причинам, препятствующим занятиям. А все остальное времяпрепровождение верующего человека не стоит ровно ничего, и тот, у кого один день похож на другой, тот обделен. Некоторые из (предшественников) не прекращали своих занятий, даже если с ними случалась легкая болезнь или слабое недомогание, наоборот, знание было для них лекарством, и они продолжали заниматься по мере сил». Тазкират ас-сами‘, с. 27.

Использование каждого удобного случая.

Знай, брат, искатель знания, что житейских забот много, а наши потребности в этой жизни бесконечны. И тебе необходимо прибегнуть к некоторым хитростям для того, чтобы использовать то время, которому мы не придаем особого значения и теряем в угоду мнимой вежливости или по привычке:

А) во время еды, во время работы по дому (ремонт и т.п.), а также в машине ты можешь слушать записи Корана или лекции.

Б) ты можешь повторять Коран, когда идешь по улице, беря пример с наших благочестивых ученых. Когда аль-Хатиб аль-Багдади шел по дороге, он всегда читал, держа в руке одну из частей Корана. Один из предшественников, давая совет своим друзьям, сказал: «Когда вы выйдете от меня, то разойдитесь: быть может, кто-то из вас читает Коран по дороге, и если вы пойдете все вместе, то станете разговаривать друг с другом».

в) куда бы ты ни направился, всегда бери с собой книгу. Тем более что в наше время печатается огромное количество книг малого формата (карманные книги), что существенно облегчает тебе задачу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.