Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия Платона (4 в. до н. э.).





Самый выдающийся из многочисленных слушателей Сократа— Платон стал родоначальником тысячелетней традиции платонизма, самого влиятельного философского учения античности. В 387 им была основана философская школа (Академия), история существования которой завершится вместе с историей самой античной философии. Понятие философии как «стремления к мудрости» произошла именно в платоновской Академии.

По жанру основная часть произведений Платона представляет собой диалоги. Платон в «Теэтете» дал одно из самых известных в античности определений философии как «уподобления богу» и сам же истолковал его: «Уподобиться богу—значит стать разумно справедливым и разумно благочестивым».

Основополагающим в философии Платона является утверждение, что сущность вещи познается с помощью разума. В каждой вещи есть сущность, в каждой сущности есть идеи. Сущность – это действие разума, это то, что объединяет людей.

Платон делит мир на две части: мир вещей и мир людей. Данная идея является вечной, совершенной, не зависящей от человека. Мир вещей – совершенный, неразрушимый, изменчивый. Платоновский мир идей, или эйдосов —самая знаменитая черта его философского учения. Этот вечно тождественный, умный, неделимый, статичный мир противостоит вечно становящемуся, но никогда не сущему телесно-чувственному и всегда изменчивому во времени миру становления, в который люди погружены в силу того, что их бессмертные души заключены в бренные тела. Можно ли быть подлинным философом в далеком от совершенства мире, почему люди должны искать в себе силы стремиться к этому, несмотря на все сопряженные с удаленностью идеала трудности? К этим вопросам Платон возвращается вновь и вновь. Смысл человеческой жизни заключается в познании.



В философии Платона различают периоды:

1) Ранний период – идеал воплощается в мире. «Теория идеального государства» - душа человека делится на три части: разумные (правители), волевые (воины, стражи), чувственные (работники). Демократия основана на равенстве людей. Платон говорил, что есть люди умные, а есть люди глупые. Наилучшая форма правления, по его мнению, аристократия – лучшее меньшинство.



2) Поздний период – разочарование в идеальности. Цель жизни – познание мира людей.

Схема философских метафор платоновского учения указывает на три уровня реальности:

1) трансцендентное Едивое-благо подобно солнцу освещает мир идей;

2) идеи распространяют свет бытия на чувственный телесный космос и выступают как образцы («парадигмы») для вещей;

3) вещи «подражают» идеям и лишь отображают истинные виды, представляя собой их «тени».

 

 

Философия Аристотеля.

Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, пришедший в Академию в 366 в возрасте 18 лет и остававшийся в ней до смерти учителя. В 335 Аристотель основывает в Афинах свою школу—Ликей, или «Перипат» (последователи Аристотеля—перипатетики). Основная часть наследия Аристотеля—исследовательские трактаты и записи к лекциям.

Аристотель в «Метафизике» заметил, что философия начинается с удивления: «И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу таким образом продвигаясь далее, они задавались вопросом о более Значительном»

Аристотель утверждал, что сущность вещи не где-то в мире идей, а в самой вещи. Он называет сущность формой. Внутренняя структура. Вещь – единство формы и материи.

Теория четырех причин существования вещи:

1) Формальная – отвечает на вопрос «что?». Сущность вещи.

2) Целевая – «Для чего?». У каждой вещи есть цель.

3) Действующая – «Как?».

4) Материальная – «Из чего?.

Зло попадает в противоположное. Смелость – середина между трусостью и безрассудством. Если следовать середине – покой. Если впадать в крайности – безрассудство.



И Платон, и Аристотель уделяли много внимания педагогической теме «обращения» к философии, у Аристотеля было сочинение «Протрептик», ставшее образцом для последующих произведений этого популярного впоследствии жанра.

Схема философских метафор учения Аристотеля:

1) «подлунный» мир природы;

2) «надлунный» мир небесных божеств, венчаемый неподвижным перводвигателем, который движет все сущее как предмет желания.

Перводвигатель-бог-нус выступает как чистая форма и конечная цель для всего, что соединено из формы и материи. Телеологизм, устремленность к совершенной цели—наиболее характерная черта философского мировоззрения Аристотеля. Примечательно, что только два сочинения Платона и Аристотеля по-гречески называются одинаково — «Политика» и посвящены проблеме оптимального государственного устройства, центральной для их философских учений. Эллинская философия классического периода видела в человеке прежде всего гражданина своего государства, счастье которого (цель нравственной философии) неразрывно связано со счастьем его сограждан. Социальная тема звучит в самом определении человека, который, по Аристотелю, «по своей природе есть существо общественное («политическое»)».

9. Философские учения эпохи эллинизма(2-я пол. 4в 30-е гг. 1 в. до н. э.).

Название периода связано с социально-политическими обстоятельствами: формированием эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323) и смертью последнего эллинистического монарха—царицы Египта Клеопатры (31 до н. э.). Главнейшие философские центры: Афины и Александрия (с Мусейоном и грандиозной Библиотекой). Важнейшие философские школы: Стоя (основана Земном из Китая), Сад (основана Эпикуром), Академия (с 3 в.—скептическая), Перипат, а также сократические школы: киническая, мегарская, киренская. Основные акценты в философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику—с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчинены остальные дисциплины (замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются науками о природе для достижения невозмутимости духа— атараксии). Этику всех трех основных эллинистических школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую и индивидуалистическую, главные понятия ее — арете-юбродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос и интерес—счастье отдельного человека, теоретически (или даже практически, как у киников) поставленного вне рамок государства. Все школы этого периода ищут индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия и крепости духа (ср. апатию стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря на некоторые общие схемы, эллинистический период античной философии отличается большим разнообразием школ и течений, которые культивировали не одни только моральные дисциплины, и в первую очередь это относится к стоицизму—самому заметному течению эллинизма, ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмом одним из тех учений, которые определили облик философской античности для последующей традиции. В частности, учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление христианской философии.

Направления:

1) Стоицизм (героический пессимизм);

2) Кинизм;

3) Эпикуризм.

Представители: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Возникает проблема смысла жизни, пути в жизни.

Сенека: «Умного человека судьба ведет, глупого – тащит».

Марк Аврелий – размышления наедине с собой.

Эпикур: девиз «Живи уединенно». Условие развития жизни в связи с различными условиями. Эпикуриец – человек, который стремится к удовольствию (духовному). Главное духовное удовольствие – спокойствие, невозмутимость духа, гармония.

 

 

10. Средневековая философия (с V по XIV века н.э.).

Основа – теоцентризм, где вся познавательная деятельность была связана с религией.

В средние века говорили, что человек отвечает не только за свои поступки, но и за свои мысли и чувства.

Оценивать человека нужно в первую очередь с внутренней стороны.

Отличие мифологических стремлений. Религия различает естественное и сверхъестественное, мифологи считали, что все сверхъестественно. Также религия исходит из признания потустороннего существования мира. Только явления этого отношения к потустороннему является вера. Считалось, что Бог открывался человеку. В эпоху средневековья познание мира критиковалось. Христианский подвиг – помощь ближнему, помощь слабому. Любовь к дальним – некие действия, связанные с совершенствованием. Считалось, что познание искушает людей. Блаженный нищий дух – без светского образования. Для христианства культивировалось как основы механизма исследования жизни.

Совершенствовать себя – развивать свой разум, свою волю. Религиозная точка зрения определяет образ жизни как принятие истины. Нет всеобщей системы ценностей, которые нужно принять; человек делает все сам.

Вера, как сила, означает веру в себя, как способность найти верный путь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.