Сделай Сам Свою Работу на 5

К-И природа познавательных процессов. (Лурия)





Выготский

Социально-историческая обусловленность

К-И подход в понимании природы и психики.

Натуральное и культуральное имеет разные закономерности развития, это разные по природе и существу генетические линии. То, что еще не выяснен генез ВПФ, не позволяет рассматривать функции вместе. Но анализ культурных форм не может быть тождественным изучению их генезиса. Развитие ВПФ – процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления, процессы развития специальных ВПФ. Определяют поведение биологическая эволюция животных видов, процесс исторического развития. Это на самом деле единый сложный процесс.

Принцип историзма?! Дети разных эпох не равны, как и ребенок и детеныш шимпанзе. Человеческое развитие есть развитие человеческого общества, не чистого человеческого духа, последний развивается вместе. Процесс психического развития есть часть общего процесса исторического развития человечества.

Специфика психического развития в онтогенезе.

Развитие ВПФ происходит без изменения биологического типа человека, когда как изменение биологического типа является основой эволюционного типа развития. Человек культурный не отличается биологически от представителя примитивных народов. Что надстраивается? Культура создаёт особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе. Новая форма отношения со средой, возникшая при наличии определённых биологических предпосылок, но сама перерастающая за пределы биологии, не могла не вызвать к жизни иной, качественно отличной, иначе организованной системы поведения. Культурное развитие ребенка характерно тем, что развивается при условии динамического изменения органического типа. Поскольку органический процесс совершается в культурной среде, постольку оно превращается в культурно-обусловленный процесс. Филогенез представляет аналоги действительного единого процесса онтогенеза.



Понятие ВПФ

Понятие ВПФ

Детская психология – неразвитая область, а без знания законов образования ВПФ, не сможем объяснить качественное развитие личности. Нельзя использовать универсальный закон на каждой стадии развития, мы узнаем только количественные показатели. Рудиментарные психические функции как объект исследования в детской психологии. Изучение рудиментарных психических функций важно для выяснения исторического контекста, но именно с той точки зрения, что за ними стоит развитие высших психических функций. Так как эти формы поведения, которые стереотипно возникают в определённых ситуациях, представляют как бы отвердевшие, выкристаллизировавшиеся психологические формы. Изучать исторически – изучать в движении. Историческое исследование поведения составляет основу теоретического. Идёт усложнение в развитии ВПФ -> лучше раскрываются закономерности вначале.



Человек в буридановой ситуации прибегает к использованию искусственно вводимых вспомогательных мотивов или стимулов, это переход к сознательному самоконтролю собственных действий. Он определяет своё поведение через введенный им стимул-средство. Человек заранее установил роль и функцию стимула, а стимул «а» был только орудием деятельности (по сути с самой деятельностью не связан). Важно указать, что эта форма имеет социальный характер.

Предлагает разделить высшую и низшую формы поведения на завязывание узелка + совпадение SR, счёт на пальцах. Натуральная и культуральное – две совершенно разные формы поведения, отличие культуральной в автостимуляции.

Знак – всякий искусственно созданный человеком условный стимул, являющийся средством овладения поведением (происхождение и функция).

Отличия человеческий психических функций. Сигнификация – создание и использование знаков. Активное изменение природы человек. Идет противопоставление овладения природой – овладения своими психическими функциями. Социальная жизнь вынуждает к развитию ВПФ, она подчиняет и даёт средство. Регуляция идет через социальную детерминацию. Центральной по построению социальной связью является речь.



ВПФ представляют активную форму в проявлениях личности.

Культурные формы – реакции личности (их изучение – понимание личности). С ВПФ появляется субъектность.

Орудие – метафора, это инструментальная функция знака. Использование орудия и знака составляют собой опосредующую деятельность, однако у них есть различная направленность (знак – средство психологического воздействия на поведение, направлено вовнутрь, не меняет объект, а средство наружу, меняет объект). Применение орудия, как и применение знака – суть характеристики ВФ, они изменяют деятельность и расширяют систему активности психических функций.

Знаковые операции и организация психических процессов.

Проблема знака в формировании ВПФ. ВФ и НФ – разные стадии единого процесса формирования личности, знак в основе. Внешние символические формы деятельности (речь, письмо) – внешняя линия в развитии символической деятельности наряду с внутренней (практический интеллект). НФ или ВФ – общее происхождение, структуры, функции. ВФ – исторический генез, своя социальная история онтогенеза, опосредованность, использование стимулов-средств, функция – организованное приспособление к ситуации с использованием предварительного овладения своим поведением.

Социальный генезис ВПФ. Поведение – продукт развития более широкой системы, чем только система его индивидуальных функций, именно системы социальных связей и отношений, коллективных форм поведения и социального сотрудничества. У психических функций социальная природа, сначала они выступают как своеобразная форма психологического сотрудничества, только потом они становятся достоянием объекта, через перенос внутрь психической системы проносит неизменные характерные черты символического строения, она сохраняет свою социальный способ функционирования. История ВПФ раскрывается как история превращения средств социального поведения в средства индивидуально-психологической организации.

Основные правила развития ВПФ.

1. Каждая высшая психическая функция является новообразованием (биологическое и историческое формирование).

2. ВПФ представляет собой новые системы, единство высшего порядка, определяемое в основном своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом (каждая начинает выполнять новые функции).

3. При распаде ВПФ в первую очередь нарушаются связи натурального и культурального. ВФ настолько проникают в низшие и настолько реформируют все, даже глубокие функции, что их распад, с отслоением низших процессов в их элементарных формах, в корне меняет всю структуру поведения.

Принцип системного строения сознания и развитие памяти.

Память у ребенка остра, он может усваивать несколько языков, не замедляя развития ни одного, хорошо им овладеть. Запоминание непосредственное и опосредованное - по сути разные операции. Во втором случае требуется ещё и умение создать новые связи, новую структуру, богатое воображение, даже мышление. Исторический процесс – все более волевое запоминание, все более специфические особенности сознания. изменяется характер функций, с помощью которых происходит запоминание, межфункциональное отношение.

Память начинает играть другую роль. Сначала ведущей функцией является память, мыслить для ребенка – значит вспоминать. Определение понятий для ребенка – воспоминание. Конкретность, структура понятий, синкретизм – суть следствия работы памяти. С подростковым возрастом вспоминать – значит думать, запоминание сводится к установлению и нахождению логических отношений. Место памяти изменяется.

К-И природа познавательных процессов. (Лурия)

Лев-Строусс – основные логические операции на разных этапах исторического развития остаются одними и теми же. Человек ищет пути к объективному знанию, исходит из активных гипотез, упорядочивает опыт и впечатления некоторые логические системы. Но основания для классификации неустойчивы, неоднозначны. «bricoleur». – выведение причин из практики субъекта, а не внутренних психологических особенностей.

Лингвисты сказали, что язык не только из мышления, но и мышление из языка. Гипотеза Сэпира-Уорфа.

Переодизация

Проблема возраста

Проблема обучения и умственного

 

 

Проблема знака в формировании ВПФ.

Формирование ВПФ – разные стадии единого процесса культурного формирования личности.

Речь, письмо – внешняя линия в развитии символической деятельности наряду с внутренней линией, представляемой культурным развитием таких функций, как практический интеллект, восприятие, память и т.д.

 

Карабанова (не совсем), лекция по Выготскому.

Концепция не нова, опирался на Жане.

Выготский перестраивал психологию с позиции диалектического материализма.

Человек пошёл другим путём, чем животные (Маркс, антропологи). У животных эволюционный путь развития (адаптируется), организм меняется сам – новые виды. Специфика психики человека – никакого изменения человек как биологического вида не произошло (нового вида не появилось), пусть и есть задача адаптации. Человек пошёл путем культурного развития (человек не меняет себя, а только средства, совершенство культурных, технических средств, ограничены наукой сейчас). Мы можем тренировать свои натуральные возможности, но путь тренировки ограничен видовой принадлежности. Передаётся из поколения в поколение, это пласт человеческой культуры.

Психическое развитие. Должна быть та же логика. Психические действия могут быть натуральными, но человек изобрёл средства. Противопоставляет культурную функцию (специфическая для человека) и натуральную функции. Опосредствование знаком – то, что может быть перенесено в психический план. ВПФ – произвольность (использование орудия). Каждая психическая функция в двух ипостасях. Завершают оформляться в конце младшего взрослого возраста (12 лет). Натуральные остались (регрессивная тенденция).

Механизм

Закон формирования ВПФ. Откуда берется знак? От взрослого. Знак появляется во взаимодействии взрослого и ребенка. Знак взрослый направляет на ребёнка. Он регулирует восприятие ребенка. Знак даёт власть над другим человеком. Взрослый возвращает знак (взрослый понимает, делает, оказывается на другого). Воздействие на психические функции другого. Возникает в межличностной коммуникации. Затем знак для самого себя, применение как научение овладения поведением самого себя (только у маленького ребенка видим функцию опосредования).

Каждая функция появляется на сцене дважды, сначала как интерпсихическая, то есть межчеловеческая, из межчеловеческой коммуникации, внешняя (знак может быть только вовне, если мы хотим воздействовать), затем интра. Две лини преобразования – внешняя и внутренняя. Только в этом случае возможна интериоризация.

ВПФ. Роль среды/наследственности, периодизации, активности субъекта, …

Животное приобретает формы поведения (видовое поведение) даже в изоляции, оно у них есть даже в зачаточном виде внутри, заложено генетически. Отличаться изолированное животное будет, но не в основных моментах. В отношении человека: не сможет человек вернуться к общественному образу жизни. Он превращается в представителя вскормившего его вида (Гезелл – Амала/Камала, коммуникация достигнута, но одни останутся– как животные).

Механизм человеческого развития - присвоение.

Роль наследственности. Должен быть здоровый субстрат, важны индивидуальные нейрофизические показатели. ВПФ практически не зависит от органики, это только условия (темперамент). Содержательно – роль среды. Среда – социальная среда, там те средства, которые будет присваивать ребенок (может ли появиться у него что-то без этого?) , среда – источник развития. Для того, чтобы стать человеком, нужно присвоить культурный опыт. Он в культуре закреплен. Роль среды важна и для теории эмпиризма, бихевиористов, среда активна. В концепции Выготского источник не активный, а пассивный. Активность – детерминанта развития ребенка, поэтому он присваивает не всё. Среда – возможность.

Выготский говорит о роли взрослого в развитии ребёнка. Пиаже видит последнего неактивным. А Выготский говорит, что без взрослого ребенок не сможет присвоить себе орудия, так как без него он не раскроет их назначение и способ их применения. Взрослый – посредник, он раскрывает функциональное назначение и способ употребления.

Соотношение обучения и развития. Определение уровня развития неоднозначно. Есть уровень самостоятельных возможностей (уровень актуального развития), но вместе со взрослым ребенок гораздо компетентнее. Со взрослым на уровне потенциального развития ребенок может забежать вперед, он только потом сможет применить их сам, следуя. Обучение ведет за собой развитие. Ребенок сначала осваивает возможности со взрослым, а затем сам. Сегодня со взрослым, завтра сам. Разница между двумя уровнями – зона ближайшего развития. Как создать? Задать ЗБР, это делает взрослый.

У развития есть некоторая структура, они имеет периодизацию. Выготский критикует многих за то, что критерий в смежном процессе, не во внутренней логике развития. Стенли Холл – периоды развития детства как периоды исторического развития. Аналогию выстраивать можно, но не механизм. В отечественной школе предлагалось деление по периодам, заданным системой образования, но не системой определяется период, а наоборот. Может быть критерий, отражающий физического развития (психоанализ, критерий – телесное созревания). Берется обычно яркий признак. Блонский – по логике появления и смена зубов (до сих пор).

Философия. Психическое развитие. Как соотносятся развитие и рост? Качество. Рост неравномерен. Есть литические периоды, а есть скачки, происходят качественные изменения. Качественные новообразования – критические, это и есть кризис, критический период. Кризис – период, в котором происходят бурные качественные изменения. Это абсолютно позитивное явление. Это новый качественный уровень. Если он зримый, то должна быть эмпирика. Описания поведения, как кризисного периода, он находит его в литературе. негативизм (ядерное) – поведение человека, который находится в кризисе своего развития. Это протестная реакция. Негативизм – протест ради потребности. Предложение соответствует его потребности. Изменение должно коснуться его целиком – изменение структуры личности, структуры сознания, её деятельности. Накопление возможностей – изменение структуры сознания. никто не знает, что станет последней каплей. Появилось новообразование – внутреннее изменение, про это никто не знает. Но человек живет в социальной среде (те элементы, с которыми он вступил в активное отношение). Среда – единственная и неповторимая система отношений ребёнка с окружающим его миром (социальная). ССР может оставаться прежней, возникает движущее противоречие между новой возможностью и старой ситуацией развития. Для утверждения своей взрослости нужно разрушить своё окружение.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.