Сделай Сам Свою Работу на 5

Основными характеристики деятельности являются: предметность и субъектность.





Билет

1)Наука.Ψ- филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие и функционирование психики и деятельности А.Н. Леонтьев. субъект и объект исследования сливаются. Житейская: Знания конкретны(путем наблюдений), носят интуитивный характер, не накапливаются.

2)Старческий возраст. После 35 человек с трудом приобретает новые знания и т.д.

Начинает сокращаться число социальных контактов (момент выхода на пенсию). У человека меняются интересы. Раньше у человека существовали широкие познавательные интересы, интерес был направлен во вне. Теперь человек концентрируется на состоянии собственного здоровья, собственной активности, эмоциональном состоянии. Личность обращается на самое себя.

Теперь эмоциональные переживания вызывает сокращение социальных контактов, изменения собственной активности. Триада Вальтер-Бюэля включает в себя изменения мышления, нарушения памяти (вместе – интеллектуально-мнестический дефект), изменения в эмоциональной сфере.

Нарушения мышления: абстрактное мышление падает, быстрая истощаемость умст.действий.

Развивается Корсаковский синдром, нарушается непосредственной запоминание. Резко снижается способность к научению. Закон Рибо: прежде всего человек теряет способность вспомнить о тех событиях, которые произошли не так давно. Чем новее информация, тем легче она теряется.



Мнестический дефект может проявляться в дисмнезии (человек теряет способность вспомнить слово, название и т.д.). Спутанность: события из одного ряда замещаются событиями из другого ряда. Конфабуляции (вымыслы) и ложные воспоминания.

Апатия связана со снижением уровня реагирования.

Психические расстройства у лиц пожилого возраста можно разделить так же на две основные группы:

- предстарческие (инволюционные) психозы: угнетенное настроение, глубокая тоска с постоянным чувством беспокойства и тревоги. симптом нарушения адаптации Шарпантье (при смене места нахождения усиливается тревога),бредовые идеи, капризность, слезливость, ипохондричность.

- старческие (сенильные) психозы: недоверчивость, болтливость, немотивированное упрямство, настроение повышенное,суетливость,угрюмость, потеря чувства привязанности.



Болезнь Альцгеймера Женщины заболевают чаще мужчин. Обнаруживается утрата общежитейских навыков (апраксия) и способности узнавать окружающие предметы (зрительная агнозия). Хуже спят ночью и часто дремлют днем.

2 билет.

1)Методы. По Ананьеву, организационные (сравнительные, лонгитюдные), эмпирические (все виды наблюдения, тесты), статистические, интерпретационные (генетические). Наблюдение-целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта.Оно бывает систематическое(по плану, фиксация лишь нужного),непосредственное(без камеры),полевое(в ест.условиях),скрытое(никто не знает о нём),включенное(наблюдатель как участник процесса).Минусы: эффект Ореола, субъективное отношение,Эффект снисхождения,первого впечатления, Ошибка корреляции(интеллект по беглости речи). Плюс и минус анкет: получение массового материала, самый верхний слой факторов информации,объективизация.Интервью-редко при работе с детьми, и только при интересе клиента. Беседа - свободная форма опроса. Архивный-анализируем дневниковые записи и заметки(контент-анализ: выделяются специальные единицы информации и подсчитывается частота их употребления). Экспериментбывает нелабораторным, формирующий,естественный(без участия экспериментатора).Плюсы экс.: варьирование переменных, сам вызываешь явления. Проективные техники(Франк.классификация):методики структурирования(Роршарх-придать пятнам смысл),конструирования – создание из деталей нечто целое, интерпретации(сочинить историю), дополнения(продолжить рисунок), экспрессии(нарисовать что хочешь) и импрессии(выбор из 2).Но проективные на валидны,трудно интерпретировать, не регулируется по времени, не групповое изучение.



Внутренняя валидность(выше,если независимая переменная изменяет только независимую)-лекарство роста дать всем возрастам, а не младенцам.Внешняя- когда результаты конкретного исследования можно распространить(обобщить) на весь класс подобных ситуаций.Надежность-получение тех же результатов при повторном тестировании.

2)Старение. Геронтопсихология – раздел возрастной психологии, посвященный проблемам старения. Кризис на границе зрелости и старости датируют 55-65 лет- кризис идентичности, так как субъекту тяжело осознать себя пенсионером. Высшее достижение старости: целостность Эго, по Эриксону. Цельность личности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить.

Пожилой возраст (старение) – 60-75 лет. Старость – 75-90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет. Социальная ситуация развития: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости. Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; хобби; прародительство; постепенный отказ от активности. Общение: сужение круга общения; взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками. Психологические новообразования: принятие своей жизни; жизненная мудрость; счастливая старость; интегрированность, цельность.

1.С позиции «запрограммированного» подхода - процесс, который эволюционно задан и генетически предопределен, это явление нормальное, универсальное и представляет собой «самоуничтожение»

2.С позиции «непрограммированного» подхода причины старения связаны с воздействием неблагоприятных внешних факторов: Мечников разрабатывал теорию старения как аутоинтоксикацию организма, Фролькис свидетельствовал о появлении новых компенсаторных возможностей организм- витаукт, механизм саморегуляции противостояящий разрушительным тенденциям.

Физическое неблагополучие – важная причина неудовлетворенности жизнью в старости. Частыми следствиями этого бывают оскудение чувств, очерствение, прогрессирующая утрата интереса к окружающему, изменение отношений с близкими людьми.

1.старение на основе принципа компенсации (Корсакова, Молчанова и др.), формирование «совладающего поведения», уход в болезнь, привлечение к себе внимания с целью получения привилегии и снисхождения.У Молчановой, Психологический витаукт – это факторы стабилизации и компенсации Я-концепции в позднем возрасте: фиксация на позитивных чертах своего характера; в снижении идеальных и достижимых целей.

2. возможности выхода психики человека на качественно новый уровень развития личности (Эриксон, Пекк, Балтес и др.).Мудрость, целостность личности.

Бромлей описывает пять основных жизненных позиций в позднем возрасте: - конструктивное отношение человека к старости; - зависимое отношение; - защитное отношение; - отношение враждебности к окружающим; - отношение враждебности к самому себе и своей жизни.

В типологии Гизе выделены три типа: - старик-негативист, - старик-экстраверт, - старик-интроверт.

 

 

10 билет.

1)Развитие психики.Леонтьев:«Все началось с чувствительности и продолжилось из-за усложнения форм поведения, совершенствования способностей к индивидуальному научению, усложнения форм психического отражения.

Раздражимость – способность живых существ реагировать на биологически значимые воздействия.

Чувствительность( Объективный критерий психики у Леонтьева)– способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Стадии развития психики: элементарная чувствительность(инстинкт и сомики),предметное восприятие(стадия навыка и собака), интеллектуальное поведения(макака),сознание.

Разница между человеком и обезьяной: абстрактное мышление, отвлеченное восприятие ситуации и предвосхищение(животные непосредственны), сохранение орудий, передача общ.опыта, знаковая система речи, высшие нравственные чувства, произвольная память.

9)Способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психи­ческие функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качест­венном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.Общие: обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.Специальные: обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности ‑ музыкальной, сценической, математической. 3 класса: интеллект, креативность, обучаемость. Теория наследственности (Гальтон:наследование мат.спсобностей.раннее проявление у детей),приобретенности(Локк) и связанная(Гальперин:они врожденны ,но развиваются в общении со взрослым и в деят-ти).

2)Подростковый возраст. Подростковый, отроческий возраст 10-11 – 14-15 лет. Кризис перехода к юности 15-18 лет. Юность, ранняя – 15-17 лет; поздняя – 17-21 год. Потребности подростка: Общение со сверствниками(группирование),эмансипация от взрослых, признание других людей твоих прав.Происходит гормональная буря(но в примитивных культурах нет кризиса подростка-там есть процедура инициации во взрослого). Кризис-следствие разрыва требований к ребенку и взрослому.Левин: маргинальность (между взрослым и ребенком) подростка. У Фрейда это период сексуальной активности и возрождение старых детских конфликтов. У Эриксона, это период самоидентичности и личностного определения. У Эльконина, этот период стабилен, а кризисы: перед подростковым и на границе с юношеством. По Эльконину, появляется чувство взрослости- это новообразование сознания и ведущей деятельностью становится общение со сверстниками.Вообще это скачкообразный, асинхронный период, когда одна ВПФ не совпадает с развитием другой, когда у детей развитие идет не одновременно у всех, а с отрывом.

Когнитивное развитие: Переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже), возрастанием познавательной активности, ведущей функцией является развитие мышления, функция образования понятий. ВПФ постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы.

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью.

Память внутренне опосредована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер.

Мышление – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Феномен подростковой псевдоглупости: подросток для решения задачи избирает более сложный и запутанный способ, что происходит из-за уже упомянутого развития теоретического, гипотетико-дедуктивного мышления и склонности к теоретизированию.

Пиаже «третья и последняя форма детского эгоцентризма»: феномен воображаемой аудитории: подросток и реже юноша чувствуют себя все время на виду у окружающих, готовых оценить их в любую минуту.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению.

Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность.

Собственные мысли, чувства, поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа. Другой важный аспект интроспекции связан со способностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации.

Л.С. Выготский выделял 2 фазы подросткового возраста: НЕГАТИВНАЯ- отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражимость подростка, его недовольство самим собой и беспокойство ПОЗИТИВНАЯ обращенность подростка в будущее в виде мечты, интерес к чувствам других.

Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он выделил несколько групп интересов («доминант») подростка:«эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);«доминанта дали» (большая субъективная значимость отдаленных событий, чем текущих и ближайших);«доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.);«доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, приключениям).

Основные задачи развития в подростковом возрасте:

Ранний подростковый возраст:Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития; Формирование умения учиться и развитие учебной мотивации; Формирование интересов; Формирование умения добиваться успеха, умения сотрудничать. В этот период(11-12 лет) есть желание что-то делать вместе.

Средний подростковый возраст:развитие нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания; развитие широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов; развитие интереса к другому как к личности; развитие чувства взрослости и адекватных форм его выражения; развитие интереса к себе, внутренних критериев самооценки, моральное развитие; развитие форм и навыков личностного общения в группе. В период 13-14 лет появляется стремление занять какую-то позицию среди сверстников.

Старший подростковый возраст:развитие мышления; развитие рефлексии, интеллектуальной и личностной; развитие воли, воображения, мотивационной сферы; развитие позитивного и адекватного образа тела как меняющегося и развивающегося. В 15 лет появляется стремление к автономии и желание признания ценностей своей личности.

Основные задачи развития в ранней юности:Обретение чувства личной тождественности и целостности (идентичности); Самосознание как ЦЛН.Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; Интимно-личностное общение.Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

По Фельдштейну, главное значение в подростничестве- это социально полезная и одобряемая неоплачиваемая деятельность. Мотив: быть самостоятельным и ответственным. Если эта дея-ть невозможна, будет детерминировать интимно-личное общение.

 

Билет.

1)Способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психи­ческие функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качест­венном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.Общие: обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.Специальные: обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности ‑ музыкальной, сценической, математической. 3 класса: интеллект, креативность, обучаемость. Теория наследственности (Гальтон:наследование мат.спсобностей.раннее проявление у детей),приобретенности(Локк) и связанная(Гальперин:они врожденны ,но развиваются в общении со взрослым и в деят-ти).

2)Младший школьный возраст. Ребенок становится «общественным субъектом» и имеет теперь социально значимые обязанности. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Познавательных процессы приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится «системообразующей» функцией. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.Это развивает ответственность ребенка.

Центральные новообразования:- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;- рефлексия, анализ, внутренний план действий;- развитие нового познавательного отношения к действительности;- ориентация на группу сверстников, -переход от конкретно-образного к словесно-рассуждающему мышлению.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Учебная деятельность — это деятельность по самоизменению, самосовершенствованию, происходит усвоение научных понятий.

Структура уч.деятельности: 1) мотивы учения; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) контроль; 5) оценка.

Сложная система мотивации учения, включает следующие группы мотивов:

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее результатом и процессом:

1. Мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений).

2. Мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).

II. Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1. Широкие социальные мотивы:

а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.;

б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).

2. Узколичные мотивы:

а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);

б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей).

3. Отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения оказывается для младших школьников отметка, но на протяжении младшего школьного возраста: от 1-го к 3-му классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности. К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации.

Умение выделять учебную задачу, т.е. выделять общий способ действия, - важная составляющая учебной деятельности. Первоначально младшие школьники еще не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи. Функцию учебной задачи и контроля выполняет учитель. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Ребенок должен уметь и владеть: высокий уровень самостоятельной творческой способности, коллективный вид деятельности, законы логического мышления, выделять учебную задачу, находить общие способы решения задач, контролировать свою деят-ть и оценивать её результаты, использовать логическое мышление. Эти качества приходят стихийно, когда ребенок обучается практическим умениям- письму и счетам.

Концепция развивающего обучения Давыдова и Эльконина: Цель- развить субъекта учения, желающего учиться. Задача учебная должна быть исследовательско-активной. Обучение целостным. Главное-не объем знаний, а изменение интеллекта и способностей.

Билет

1)Когнитивизм. Миллер и У. Найссер. Предмет когнитив. Ψ: как знания опосредуют процессы обработки информации. Теоретические положения: Человек не слепая машина, а активный приниматель решения, субъект мысли. Когнитивная схема- план сбора и программа переработки информации об объектах,складывается в индивидуальном опыте человека, но отчасти врожден. Схема принимает информацию, направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации(динго), вызывающей в свою очередь дальнейшее изменение схемы(не все собаки лают). Схемы организованы вокруг некоторого прототипа(собака),который предполагает типичные особенности(4 лапы,хвост).Когда схема переживается и осознаётся-она как образ( план сбора информации)

2)Нарушения в дошкольном возрасте. Бывают проходящие(гиперактивность) и непроходящие(аутизм). Классификация Лебединского. Типы аномального (нарушенного) развития:

1)Недоразвитие.

А) Необратимое.

Связано с действием органических факторов. Нарушены ВПФ, прежде всего мышление. Внимание и память сохранны, но остаются элементарными, не переходят в разряд высших. Сюда входит: Умственная отсталость, синдром Дауна.

Степени УО:

1. Легкая умственная отсталость (дебильность). IQ от 50 до 70. IQ ближе к 70 – проблема воспитания. Люди мало чем отличаются. Мало развито абстрактно-логическое мышление, хорошо развиты практические навыки. Возможно автономное проживание. IQ ближе к 50 – вопрос о развитии навыков, письма не встает. Но способны устанавливать эмоциональные привязанности. Обучение является важнейшим развивающим фактором.

2. Умеренная умственная отсталость (тяжелая дебильность или имбицильность). IQ от 35 до 50. Обучение остается важнейшим развивающим фактором. Навыки вырабатываются путем дрессуры.

3. От 20 до 35 – глубокая имбицильность или идиотия. Нарушения моторного развития, не формируются навыки письма, счета, навыки самообслуживания.

4. IQ не превышает 20 – глубокая умственная отсталость. Всегда нарушения моторных функций, плохо развивается способность вставать, ходить.

Б) Обратимое недоразвитие (ЗПР).

Задержанное. ЗПР- замедление темпа психического развития, которое чаще всего обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости, незрелостью эмоциональной сферы. ЗПР относится к пограничной форме дизонтогенеза и выражается в замедленном созревании различных психических функций (например, мышление, речь, внимание, память, восприятие).

По происхождению выделяют 4 типа ЗПР:

Группы ЗПР: 1. конституционального генеза (дети с психофизическим инфантилизмом, детскость поведения, эмоционально-личностная незрелость); 2. группа соматогенного генеза (задержки, вызванные наличием очень тяжелых соматических заболеваний), 3. группа психогенного генеза (психические травмы; педагогическая запущенность; задержки, связанные с депрессивной матерью; задержки в результате госпитализма – задержки, связанные с изменением качественного и количественного показателей взаимодействия ребенка со взрослым); 4. группа церебрально-органического генеза (органическое поражение головного мозга).

2) Поврежденное развитие. Вызвано действием негативных факторов в постнатальный период. Факторы начинают действовать, когда ребенку 2-3 года. Ребенок тяжело заболевает, попадает в аварию, негативные психологические факторы (разлука с матерью и т.д.) – приводят к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, не интеллектуальной.

3) Дефицитарное развитие. Дефицит в какой-либо области, патология анализаторных систем. Слабо видящие, слышащие, сочетательные нарушения и т.д. Развитие требует коррекционных развивающих программ.

4) Искаженное развитие: синдром раннего детского аутизма, детская шизофрения, эпилепсия, нарушения в психической сфере.

РДА. Синдром раннего детского аутизма до 3-х лет не ставится. Это нарушение в эмоциональной сфере и сфере общения. Общая характеристика синдрома: специфика взаимоотношений ребенка со взрослым. Может иметь проявления еще до года. Отсутствие комплекса оживления, не выделяет значимых взрослых, с ребенком нельзя установить контакт глаза в глаза. Эмоциональный контакт затруднен или отсутствует. Ребенок не взаимодействует со взрослым, даже чтобы сообщить о своих потребностях. Не принимает социальных поз (поз, которых ожидает от него взрослый; не поворачивается на голос взрослого). Во время болезни не бывает температуры, поведение улучшается.

Для аутистов характерно стереотипно-ритуальное поведение, сопротивление переменам. Деятельность сопровождается ригидностью, повторяемостью, монотонностью. Игра стереотипна, в ней отсутствует творчество. Нарушения в языковой сфере специфичны для разных типов аутизма. Есть дети, для которых характерен мутизм, отказ от речи. Если и овладевают речью, у нее есть особенности. Есть дети, у которых речь взрослая, читают очень сложные тексты. Но не понимают, что они говорят, что читают. Склонны к эхололии – повтор понравившихся звуков, слов взрослого. Говорят «ты» вместо «я». Речь детей-аутистов бывает обеднена: простейшие фразы, обрывки фраз. Часто изменены качество голоса и ритм речи. Иногда кажется, что ребенок ничего не слышит, иногда все сенсорные стимулы привлекают внимание (ритмичные звуки, блестящие украшения). У аутистов повышен болевой порог, чувствительность снижена, т.к. агрессия у них носит форму аутоагрессии. Агрессия возникает на любые перемены в жизни ребенка. IQ у 40 % менее 50, у 30% - от 50 до 70, у 30 % - более 70. Прогноз зависит от уровня IQ. Характерная особенность – наличие островков преждевременной зрелости при глобальном отставании остальных функций (у ребенка могут быть необычные способности в области механической памяти, рисования, музыки и т.д.).

Дефицит внимания:ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;не в состоянии исполнить задание до конца, что не связано с негативным настроем или непонимание сути задания;не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного к новому;легко отвлекается на сторону;избегает или проявляет агрессию при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;испытывает сложности при самостоятельной организации;часто теряет предметы, необходимые для выполнения задания в школе и дома;проявляет забывчивость, не слушает обращенную речь; из-за небрежности частые ошибки.

Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами: ребенок не может играть в тихие, спокойные игры;ребенок все время крутиться, бегает, пытается все время влезть в какие-то неприемлемые ситуации (бесцельная двигательная активность);часто находится в постоянном движении, как будто к нему прикрепили мотор;не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает;крутиться, ерзает, сидя на месте и совершает лишние движения кистями и стопами;ребенок болтлив.

 

Билет

1) Деятельность. Деятельность – система взаимодействия субъекта с миром. Данная категория шире, чем поведение, т.к. поведение

входит в категорию «деятельность». Термин «деятельность» был введен С.Л. Рубинштейном.

Леонтьев. Строение деятельности: 1.уровень особенных деятельностей (видов деятельностей), целостная деят-ть – самый высокий уровень (мотивы, их соотношение, соотношение деят-ти).2. Действия– это основная единица анализа деят-ти, процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ (сознательный) желаемого результата, она всегда сознательна. Понятие «действие» значит: 1)действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели;2)действие – это одновременно и акт поведения; рассматриваются внешние движения в неразрывном единстве с сознанием;3) чрез понятие «действие» теория деят-ти утверждает принцип активности (активное в форме цели), противопоставляя его принципу реактивности;4)это понятие выводит деят-ть человека в предметный и социальный мир.

1. через понятие «действие» теория деятельности утверждает принцип активности (активное в форме цели), противопоставляя его принципу реактивности – они различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъекта).

Принципы теории деят-ти:

• сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть введено в деят-ть субъекта; принцип единства сознания и деят-ти (сознание не только проявляется в деят-ти, но и формируется в ней)

• поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения);

• деят-ть – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

• действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели.

Операции – способ выполнения действия. Это то, каким способом совершается действие.Они мало осознаются или не осознаются вообще. Это автоматические действия и навыки.

Откуда берутся цели? →потребности и мотивы. Потребность – это исходная форма активности живых организмов; это состояния объективной нужды организма в условиях функционирования. Сначала есть широкий спектр предметов для удовлетворения, потом он сужается и фиксируется на одном. Есть познавательная и коммуникативная потребность. Опредмечивание потребности-после 1 встречи с предметом последующее узнавание своего желания. Так появляются мотивы( ведущие-цели, и стимульные-приятные плюсы).Функции мотивов: побуждающая, направляющая и смыслообразующая. Сдвиг мотива на цель. Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. Раньше ты учился читать для школы, потом-для удовольствия.

Деят-ть имеет кольцевую структуру: от органов чувств в ЦНС- из ЦНС к мышцам- контакт со средой (деят-ть)-коррекция и изменение исходной афферентации (изменение образа предмета).

2) Развитие в подростковом возрасте. Подростковый возраст – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения, появляется рефлексия. Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и отличие. Одним из центральных моментов развития в среднем подростковом возрасте становится формирующееся «чувство взрослости», оно выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними.

Социальное взросление – подросток овладевает разными умениями, необходимых для осуществления взрослых видов деятельности.

Интеллектуальная взрослость – стремление быть компетентным, знать и уметь многое по-настоящему, участвовать в жизни, выходящей за пределы школы, учебной программы.

Юношеский возраст определяется как 16-21 год. Одно из новообразований юношества– это эго-идентичность – это чувство обретения, адекватности и владение личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Э. Эриксон связывает юность с кризисом идентичности. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином "самоопределение", оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни. Формирование на данном возрастном этапе высшего механизма целеполагания(плана жизни).Климов специально выделяет стадию "оптации"-выбор жизненного пути.

12 лет: интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особен­ностей, являются преимущественно познавательными. Ребенок в играх принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения.

15 лет: сформированность интересов, их интеграции, включенность в общую структуру индивидных и личностных особенностей. Подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.

17 лет: дифференцированность интересов в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами. . Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка ("Я люблю историю, стану-ка я историком!"), далее с точки зрения его способностей ("У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?") и, наконец, с точки зрения его системы ценностей ("Я хочу помогать больным, стану врачом").

19 лет: Принятие решения выбора профессии, включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности. Предпосылками успешного профес­сионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоц.зрелость.

Л.С. Выготский выделял 2 фазы подросткового возраста (негативную и позитивную).В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Сопровождается снижением работоспособности, ухудшением успеваемости и навыков, грубостью и повышенной раздражимостью подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и своим собственным.

Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, ф

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.