|
Тема: «У слова есть шесть падежей, шесть верных маленьких пажей»
Цели:
1. Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа.
2.Развивать умения распознавать падежи по вопросу, предлогу, роли в предложении.
3.Развивать речь, внимание, память детей.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Словарная работа. - послушайте, внимательно, слова и скажите какие лишние, почему?
Агроном ученик береза учитель пенал тетрадь класс
Агроном и береза - словарные слова не по теме «школа».
-напишите слова по памяти. Какие слова написали? Назовите орфограммы в них.
Решение учебной задачи Часть речи восхитительная,
Она дает прямой ответ:
Что перед нами за предмет?
А если тот предмет живой,
Вопрос задай совсем иной
Кто? Кого? Кому? О ком?
Будешь дружен с языком.
-о какой части речи говорится? Что вы знаете об имени существительном? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? И что? ( примеры);
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего родов (примеры);
Имена существительные изменяются по числам (примеры);
Имена существительные изменяются по падежам.
-Что значит изменятся по падежам? (склонятся)
- Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по вопросам)
Работа по тетради
1. Склонение существительных (одушевленного и неодушевленного).
-Какой частью речи являются записанные нами слова? (имена существительные). Просклоняем два существительных: одно- одушевленное, другое- неодушевленное. Будем выделять окончания имен существительных, наблюдая как они изменяются,
(письменно) С комментированием :
И.п. Кто? Учитель что? Класс
Р.п. Кого? Учителя чего? Класса
Д.п. Кому? Учителю чему? Классу
В.п. Кого? Учителя что? Класс
Т.п. Кем? Учителем чем? Классом
П.п. О ком? Об учителе о чем? О классе.
-Как определить падеж существительного? ( по вопросу и по предлогу)
Какие предлоги употребляются с существительными в разных падежах? Назовите вопросы и предлоги.
И.п. - кто? Что? -
Р.п. — кого? Чего? От, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме,
Д.п. - кому? Чему? К, по
В.п. - кого? Что? Через, про, в, на, за,
Т.п. - кем ? Чем? Над, между, с, за, под
П.п. - о ком? О чем? При, о, об, в, на
3. Физкультминутка.
IV. Рефлексия. Составление синквейна о падежах.
Самостоятельная работа.
-Составьте из слов предложение. Употребите существительные в нужном падеже.
стояли ветки на душистой сирень окно
V. Итог урока.
-Что надо сделать, чтобы узнать падеж существительного?
Тема: Переменка
Цели: стимулировать интерес к изучению русского языка; познакомить обучающихся с разнообразными играми со словами;
Ход урока
Ведущий: Давайте будем мы играть!
1, 2, 3, 4, 5…
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет –
Он самый первый даст ответ.
Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы весело и с пользой провести время. Знаете ли вы, что русский язык – это не только предмет, который нужно учить? Оказывается, с его помощью можно интересно играть. Этим мы сейчас с вами и займемся. Итак, перед нами две команды - … и …, а также уважаемые болельщики и помощники своих команд.
1 конкурс «Бой скороговорок».
1)Кукушка кукушонку сшила капюшон. Примерил кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
2)Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
3)Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
4)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели!
2 конкурс «Цепочка слов».
Конечная буква одного слова совпадает с начальной буквой другого. Называются только съедобные вещи.
3 конкурс «Дружная семья».
Дружная семья – это части речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв (например, литература, трудолюбие). Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слова разных частей речи. Кто быстрее соберет дружную семью, тот и победит. Ели допущены ошибки, ведущий говорит, что семья недружная, но не подсказывает, где ошибки.
4 конкурс «Кто больше?».
В течение одной минуты команды из букв одного большого слова составляют все возможные слова. Добавлять другие буквы нельзя. Побеждает та команда, за которой остается последнее слово. Итак, слово «контрабас».
5 конкурс «Загадки».
1)Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
2)Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
3)В тетради я бываю
Косая и прямая,
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю (линейка)
4)Он пузатый, но не жирный,
В тюбетеечке всегда,
Молчаливый, очень смирный,
Не выходит никуда.
Но как только он напьется,
Забирается на печь
И ворчит, шумит, плюётся,
Уж от ссор не уберечь.
Корень слова дан Китаем,
Ну а суффикс русский знаем. (чайник)
6 конкурс «Шарады».
Шарады – это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
1)Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (пирог)
Нота – мой первый слог.
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (мина)
2)Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои.
В книге целое найдется,
Здесь в каждой строчке есть они. (буквы)
3)Начало голос птицы,
Конец на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда. (картина)
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощанья-
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!».
Подведение итогов.
Тема: Приставки. Многозначные и омонимичные приставки.
Цели познакомить учащихся с правилом написания приставок;
Этап
| Деятельность учителя и учащихся
| Орг.момент
| - Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке. Охарактеризуйте свое настроение на уроке Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок, а еще лучше на весь день.
| 2.Актуализация знаний и выявление проблемы.
| 1. Каллиграфическая минутка. На доске: раз из воз
- Определите, какой частью слова могут быть данные буквосочетания? (Приставка) Приведите примеры.
- Что вы знаете о приставках?
2. Орфографическая разминка.
- Прослушайте слова, определите, что их объединяет? (Все слова с приставками, орфограммам в приставке, являются неопрделенной формой глагола)
написать, постучать, зашить, проплыть, доделать, надстроить
- В какой части слова находится орфограмма? Как она называется? (в приставке, безударная гласная в приставке) - Какое задание мы можем выполнить с этими словами? (записать слова в два столбика)
- Какие умения вам понадобятся для его выполнения? Запись под диктовку. Взаимопроверка, взаимооценка.
- Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? (нет, они пишутся традиционно)
- Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий?
- Давайте попробуем разобраться.
- Возьмите карточку 1. (см. приложение)
- Какое задание вам надо будет выполнить? (угадать слово по его лексическому значению)
- Что такое лексическое значение слова? (то, что слово обозначает) Учащиеся работают в парах.
- Какие слова вы записали?
рассвет бесполезный испуг
разведка бездельник известный
-Выделите в словах приставки.
- Что вы заметили? (одни приставки пишутся с буквой з, а другие- с буквой с)
-Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить?
| 4.Определение темы и постановка учебной задачи.
5. Открытие новых знаний.
| - Какова тема урока? (Правописание приставок с буквами з и с)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками)
- Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете).
- Но интереснее догадаться самим.
физминутка
- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками.
1. Работа в группах.
- Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение).
Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием.
- Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.
- Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?
- Проверим свои предположения.
Презентация. Слайд 1.
- Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? (составить алгоритм)
- Проверьте свой алгоритм.
| 7.Самоконтроль и самопроверка.
| - Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с) Проверить, достигли ли мы её, нам поможет работа на пунктах самоконтроля, которые расположены в конце нашего класса.
Названия пунктов:
- Приставка РАЗ-
- Приставка РАС-
- Приставка БЕЗ-
- Приставка БЕС-
- Перед вами карточки со словами, прочитайте их и определите, к какому пункту вам нужно подойти. Выберите того, кто сможет оценить вашу работу. Проверьте по листку самоконтроля
| 9.Рефлексия учебной деятельности.
| - Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Чем бы вы хотели заняться на следующе уроке?
| 10. Итог урока
| - Закончите фразу, употребив наречие
НАШ УРОК ПРОШЕЛ … (интересно, увлекательно, быстро, замечательно, трудно)
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|