Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО





Рабочая программа

производственно-педагогической практики

в детско-юношеских спортивных школах

студентов 4 курса очной формы обучения

 

специальности 050720.65 «Физическая культура»

с доп. специальностью 050104 «Безопасность жизнедеятельности»

 

специальности 050720.65 «Физическая культура»

со специализацией «Спортивная подготовка»

 

 

Разработчики:канд. биол. наук, доцент, и. о. зав. кафедрой спортивных дисциплин Якимова Е. А., ст. преподаватель кафедры спортивных дисциплин Михеев А. В.

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

(прот. № 1 от «29» августа 2012 г.)

 

Утверждено на заседании научно-методического совета

факультета физической культуры

(прот. № 1 от «31» августа 2012 г.)

 

Саранск 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Производственно-педагогическая практика студентов в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) на факультете физической культуры является органической частью учебно-воспитательного процесса в вузе, а также важнейшим звеном в системе подготовки специалиста в области физической культуры и спорта и представляет собой целенаправленную и планомерную деятельность студентов по освоению основной специальности и специализации «Спортивная подготовка», закреплению теоретических знаний, умений и навыков в процессе профессиональной деятельности тренера-преподавателя.



Производственно-педагогическая практика позволяет подготовить студента к все более усложняющейся педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Ее содержание определяется кафедрой спортивных дисциплин на основании Государственного образовательного стандарта и программы практики для студентов факультета физической культуры. На основании учебной программы практики факультетским руководителем разрабатывается рабочая программа практики, которая определяет график ее проведения в текущем году и утверждается деканом факультета.

Педагогическая практика студентов 4 курса факультета физической культуры в ДЮСШ представляет собой завершающий этап профессиональной подготовки специалистов – тренеров-преподавателей по различным видам спорта.



Практика носит обучающий и развивающий характер. При этом создаются условия для самоактуализации и саморазвития личности студента. Практика помогает студенту выработать индивидуальный педагогический стиль.

Цельюразработки рабочей программы практики является содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций специалиста по физической культуре и спорту, формированию профессионально значимых качеств и психических свойств личности тренера-преподавателя по видам спорта.

Объектом изучения на производственной практике являются различные феномены педагогической действительности тренера-преподавателя, направленные на формирование отдельных качеств, свойств изучаемых условий. Например, безопасность проведения учебно-тренировочных занятий, индивидуальное здоровье участников педагогического процесса специализированного учебного заведения (ДЮСШ).

Предметом представляются условия, позволяющие формировать, сохранять и укреплять изучаемые свойства конкретных факторов.

Реализация рабочей программы практики предполагает формирование основных педагогических умений, которые позволят самостоятельно:

– наблюдать, сравнивать, отбирать, анализировать и систематизировать учебно-тренировочный материал;

– диагностировать состояние и уровень подготовленности юных спортсменов (тестирование физических качеств, функциональных возможностей, тренированности, сформированности двигательных умений и навыков, психологической и технико-тактической подготовки);



– прогнозировать результаты учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, процесс воспитания и развития, возникновение трудностей и определение путей их преодоления;

– осуществлять перспективное, текущее и оперативное планирование учебно-тренировочной, соревновательной, воспитательной, научно-методической и других разделов работы тренера;

– творчески применять профессионально педагогические знания для решения конкретных учебно-тренировочных и воспитательных задач с учётом возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей занимающихся и уровня развития спортивного коллектива;

– организовывать учебно-тренировочную, соревновательную и воспитательную работу со спортсменами на уровне современных психолого-педагогических, дидактических, медико-биологических и методических требований;

– выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебно-тренировочной, спортивной, соревновательной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

– устанавливать педагогически целесообразные взаимодействия с учащимися, руководящим составом, тренерами, родителями и общественностью;

– осуществлять корректировку задач, перестройку способов деятельности в зависимости от конкретной ситуации тренировки, обучения и воспитания;

– учитывать и оценивать результаты целью определения новых задач;

– организовывать и проводить агитационную работу по вовлечению в занятия физкультурой и спортом.

Нормативно-правовой основой производственно-педагогической практики студентов является Государственный стандарт общего образования (приложение 1).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика основнойцельюимеет формирование и углубление знаний и педагогических навыков студентов в организации педагогического процесса в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), подготовку обучающихся к овладению различными видами профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией специалиста по физической культуре, спорту и безопасности жизнедеятельности: учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительная, научно-методическая, организационно-управленческая.

Профессиональные навыки студента-практиканта в области учебно-воспитательной работы:

– углубление и закрепление теоретических знаний, их применение в учебно-тренировочном процессе;

– осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой ДЮСШ;

– планирование и проведение учебно-тренировочных занятий с учетом специфики тем и разделов программы, в соответствии с учебным планом;

– использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

– реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

– проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся и с применением здоровьесберегающих технологий;

– формирование у обучаемых духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

в области социально-педагогической деятельности:

– оказание помощи в социализации воспитанников;

– развитие умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

– проведение профориентационной работы;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

– овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук;

– диагностика профессиональной готовности студента к педагогической деятельности.

– наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта для использования полученных знаний при подготовке дипломной работы;

– самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

– диагностика профессиональной готовности студента к педагогической деятельности;

в области организационно-управленческой деятельности:

– рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья занимающихся;

– обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время учебно-тренировочного процесса;

– организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций во время учебно-тренировочного процесса и ликвидации их последствий;

– организация самостоятельной работы воспитанников;

– организация контроля за результатами обучения и воспитания;

– ведение планирующей и отчетной документации.

Задачами практики в ДЮСШ по специальности 050720.65 «Физическая культура» с дополнительной специальностью 050104 «Безопасность жизнедеятельности», а также по специальности 050720.65 «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка» являются:

1) непосредственное знакомство студентов с системой организации учебно-воспитательной работы в ДЮСШ, содержанием деятельности тренера;

2) изучение процесса руководства и управления в сфере детско-юношеского спорта;

3) проверка и пополнение уровня гностического, конструктивного, коммуникативного и организационного компонентов деятельности будущего педагога-тренера;

4) формирование социально-активного отношения и психологической потребности к работе в данной сфере системы физического воспитания, творческого отношения к тренерской деятельности;

5) практическое участие студентов в организации и проведении набора в ДЮСШ учебно-тренировочной, спортивно-массовой, соревновательной, воспитательной, научно-исследовательской и других видов работ, с целью накопления опыта педагогической деятельности;

5) усвоения знаний, умений и навыков, совершенствование физических и психических качеств, необходимых для выполнения профессиональных функций тренера.

МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Производственно-педагогическая практика – обязательная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Она обладает большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения, постановки студентом перед собой задач саморазвития и самосовершенствования.

Производственной практике предшествует изучение дисциплин «Методика обучения физической культуре», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Возрастная анатомия и физиология», а также курсов по выбору студентов, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Производственная практика является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной (ДЮСШ) практики:

– знание основных понятий и терминов в избранном виде спорта;

– знание основ периодизации спортивной тренировки;

– знание средств и методов тренировки, их характеристику;

– знание правил соревнований, их значение;

– знание оборудования и инвентаря для занятий избранным видом спорта;

– знание составных частей тренировки: технической, тактической, физической, психологической, интегральной;

– знание характеристики тренировочных и соревновательных нагрузок;

– знание принципов спортивной тренировки.

– умение составлять план-конспект учебно-тренировочного занятия;

– умение анализировать учебно-тренировочные занятия;

– готовность проводить тренировочные занятия по избранному виду спорта;

– готовность управлять тренировочным процессом (уметь составлять и использовать программы тренировок, тестирование).

Содержание практики основано на усвоении знаний общих гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Качественное выполнение заданий в период практики определяется перечнем тех знаний, умений и навыков, которые сформированны в процессе изучения дисциплин теоретико-методического направления подготовки специалиста по физической культуре, спорту и безопасности жизнедеятельности:

– «Теория и методика обучения физической культуры и спорта»;

– «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»;

– «Физическая культура»;

– «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды (гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, единоборства, лыжный спорт)».

Основным направлением деятельности студентов в период производственно-педагогической практики является работа по формированию у воспитанников устойчивого интереса к занятиям спортом, а также практических умений и навыков обеспечения личной безопасности во время проведения учебно-тренировочных занятий.

Обязательным условием успешного прохождения производственно-педагогической практики является наличие у студентов устойчиво сформированных знаний в области медико-биологического обеспечения мышечной деятельности при занятиях физической культурой и спортом с учетом индивидуальных и возрастных особенностей организма.

С этой целью учебным планом предусмотрено изучение будущими педагогами дисциплины медико-биологического блока:

– «Анатомия»;

– «Физиология»;

– «Гигиена физической культуры и спорта»;

– «Спортивная медицина»;

– «Здоровый образ жизни и его составляющие».

Наряду с перечисленными выше дисциплинами значительную помощь студенту-практиканту призваны оказать дисциплины по выбору:

– «Обеспечение безопасности на учебно-тренировочных занятиях»;

– «Подготовка инструкторов и тренеров по лыжным гонкам»;

– «Методика проведения учебно-тренировочных занятий по волейболу в зависимости от возрастных особенностей»;

– «Организация туристско-экскурсионной работы со школьниками»;

– «Формирование спортивного мастерства в учреждениях дополнительного образования детей»

– «Экологические аспекты физической культуры и спорта»;

– «Шахматы в школе».

Производственно-педагогическая практика проводится на базе детско-юношеских спортивных школ.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Будущему тренеру-преподавателю по виду спорта необходимо хорошо знать:

– медико-биологические и психологические основы спортивной тренировки;

– формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по видам спорта;

– вопросы материально-технического обеспечения учебно-тренировоч-ного процесса в спорте;

– методику обучения и тренировки в различных видах спорта;

– способы профилактики спортивного травматизма во время учебно-тренировочных занятий;

– перечень и содержание должностных обязанностей.

В процессе педагогической практики в зависимости от видов педагогической деятельности студенты овладевают различными педагогическими умениями:

гностическими

– пополнять запас теоретических общих и специальных знаний и правильно их использовать;

проектировочными

– проектировать целостный учебно-тренировочный процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, состояния здоровья и обученности (тренированности, подготовленности) юных спортсменов;

– устанавливать четкие нормативные требования для отбора на различные по значимости соревнования;

организаторскими

– организовывать собственную деятельность тренера-преподавателя;

– владеть методикой проведения учебно-тренировочного занятия;

– привлекать занимающихся к изготовлению и ремонту оборудования;

– выполнять обязанности судей на всех участках судейской работы;

– вести различную документацию;

диагностическими

– определять уровень развития специальных физических и психических качеств занимающихся на различных этапах отбора и тренировочного процесса по видам спорта;

– систематизировать материалы наблюдений различных этапов тренировочного процесса;

– проводить исследования по теме курсовой и дипломной работ;

коммуникативными

– устанавливать психологический контакт с группой, с каждым занимающимся;

– применять специальную терминологию, четко подавать команды при проведении учебно-тренировочных занятий;

– управлять общением в процессе совместной деятельности;

рефлексивными

– контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и, в зависимости от результатов контроля, корректировать их;

– выявлять причины успехов и неудач выступлений спортсменов на соревнованиях различного уровня;

– проводить анализ педагогической деятельности;

– определять направления коррекции своей деятельности и профессионального совершенствования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.