Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 20. Доиндустриальная экономика.





Азиатский способ производства и античное рабовладение. Фео­дальная система хозяйства. Западноевропейский феодализм. Сельское хозяйство Западной Европы. Средневековый город. Экономические причины и последствия Великих географических открытий. Эконо­мическое развитие Киевской Руси. Особенности феодального хозяй­ства России. Мануфактурный период развития. Идеи Ордин-Нащокина, И.Т. Посошкова. Реформы Петра 1. Роль техники в развитии че­ловечества.

 

Тема 21. История индустриальной экономики и научно-технического прогресса.

Развитие науки и техники в Европе и мире, предпосылки станов­ления новой модели хозяйственного развития. Первоначальное нако­пление капитала в Западной Европе. Переход от феодального к капи­талистическому хозяйству. Промышленный переворот в Англии. Раз­витие капитализма в Германии, Франции, США. Развитие капитализ­ма в России. Реформы Александра И. Американский и Прусский пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Мировая экономика и техника в период перехода к империализму. Особенности американ­ского и японского империализма. Экономика России в период импе­риализма (1900-1917).



 

Тема 22. Становление регулируемого капитализма.

Проблема прямого и косвенного регулирования (Н.Д. Кондрать­ев, Дж. М. Кейнс). Эволюция государственного регулирования на За­паде. Новый курс Ф. Рузвельта. План экономики Дж. Мэя. История развития менеджмента, новых технологий и поколений техники.

Экономическое развитие США. Промышленные корпорации и финансовые группы. Особенности промышленного развития Англии. Монополии и государственное регулирование. Особенности корпора­ций и финансового капитала Франции. Экономическое развитие Гер­мании. Тоталитарная модель регулируемого капитализма. Экономи­ческое чудо “ФРГ” и его причины. Опыт социального регулирования в развитых странах мира.

Тема 23. Экономика России в конце XIX - начале XX века.

Капиталистическое развитие России. Сравнение с буржуазными преобразованиями в Англии, Германии, Франции. Дискуссии о роли общины в аграрной эволюции России. Реформы С.Ю. Витте и ГТ.А. Столыпина. Региональная дифференциация аграрной экономики Рос­сии. Особенности империализма в России. Промышленные монопо­лии. Банки и финансовые группы. Промышленный подъем в 1910- 1913 гг. Экономика и техника России в годы I мировой войны.



Тема 24. Экономика СССР.

Хозяйство советского государства в период гражданской войны. Развитие хозяйства на путях новой экономической политики. Торгов­ля и финансы. Успехи НЭПа и причины его свертывания. Социали­стическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Успехи и трудности в создании социалистической экономики. Эко­номика СССР в годы Великой Отечественной войны. Развитие на­родного хозяйства в послевоенный период. Реформы Н.Хрущева, А.Косыгина. Причины экономических трудностей, застоя в социаль­но-экономической сфере. Развитие информационных систем и техно­логий. Распад СССР и его экономической системы. Переходная эко­номика России в 1992-2006 гг.

 

Тема 25. Постиндустриальное (информационное) общество: проблемы и перспективы.

Интернационализация хозяйственной деятельности и экономиче­ская интеграция. Экономические проблемы США, лидера мировой экономики. Проблемы и перспективы развития экономики Европы. Латинская Америка, формирование индустриального общества. Со­стояние и перспективы экономики стран азиатско-тихоокеанского региона. Тенденции развития мировой экономики в XXI веке. Про­блемы информационного общества, развития технологий и техники.

 

ПЛАН КОЛЛОКВИУМОВ

Тема 6. Научные традиции и науч-
ные революции Типы науч-
ной рациональности.



План занятия:

Цель занятия: Познание функций философии науки, основных смыслов науки, её роли в современной цивилизации.

Основные положения темы занятия:

1. Основные концепции современной философии науки.

2. Наука в культуре современной цивилизации.

3. Научные традиции и научные революции.

Вопросы для обсуждения:

1. Место и роль традиций в науке.

2. Научные революции как перестройка оснований науки.

3. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

4. Глобальные революции и типы научной рациональности.

5. Типы научной рационализации: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Темы рефератов:

1. Проблема типологии научных революций

2. Прогностическая роль философского знания

Тема 9. Объект, субъект и предмет Социально-гуманитарного
познания.

План занятия:

Цель занятия: Познание особенностей общества и человека их коммуникаций и духовной жизни, а также научной картины мира, научного сообщества.

 

Основные положения темы занятия:

1. Конвертация естественно научного и социально-гуманитарного знания.

2. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.

3. Индивидуальный и коллективный субъекты познания, их формы существования.

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика социально гуманитарного познания.

2. Проблема отличия науки о природе и науке об обществе.

3. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания на современном этапе развития науки.

4. Научное общество как субъект познания.

Темы рефератов:

1. Гуманизация и гуманитаризаия современного естествознания.

2. Математика и компьютерное моделирование в социально-гуманитарных науках.

 

 

Тема 18а. Современные философские проблемы экономики

Цель занятия:Познания методов исследования экономики, их эволюции, функций современной экономической методологии.

Основные положения темы занятия:

1.Экономика как объект методологической рефлексии

2.Методология экономической науки.

3.Современные направления развития экономической методологии

4.Методологические установки современного теоретического менеджмента.

Вопросы для обсуждения:

1.Эволюция метода экономической науки.

2. Современные тенденции в развитии экономической методологи.

3. Методологические основы теорий менеджмента.

Тема 18б. Основные философии техники и технических наук.

Цели занятия:Познание основных направлений современной философии техники и путей преодоления кризиса техногенной цивилизации.

Основные положения темы занятия:

1. Специфика философского осмысления техники.

2. Предметы философии техники, её основные формы и задачи.

3. Основные этапы и фазы технической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1.Философия техники как особый вид рефлексии.

2. Роль принципа деятельности в осмыслении науки.

3. Методология и история технических наук.

 

Тема 22. Становление регулируемого капитализма

Цель занятия:изучить опыт прямого, косвенного, государственного регулирования экономики, историю развития менеджмента, новых технологий и поколений техники

Основные положения темы занятия:

1.Эволюция государственного регулирования на Западе.

2.Тоталитарная модель регулируемой экономики.

3.Опыт социального регулирования в развитых странах мира.

Вопросы для обсуждения:

1. Н.Д.Кондратьев, Дж.М.Кейнс о проблемах прямого и косвенного регулирования экономики.

2. Эволюция государственного регулирования в развитых странах Европы.

3. Опыт социального регулирования в развитых странах мира.

Темы рефератов:

1. Монополии и государственное регулирование.

2. Экономическое чудо” ФРГ и его причины.

 

Тема 25. Постиндустриальное и информативное общество: проблемы и перспективы

Цель занятия:Изучить проблемы постиндустриального (Информационного) общества, тенденции развития мировой экономики в XXI веке, а также информационной техники и технологии.

Основные положения занятия:

1. Глобальные проблемы и процессы в развитии экономики и техники в XXI веке.

2. Особенности развития экономики стран по регионам.

Вопросы для обсуждения:

1. Интернационализация хозяйственной деятельности и экономическая интеграция.

2. Экономические проблемы США.

3. Проблемы развития экономики Европы.

4. Тенденции развития мировой экономики в XXI веке.

Темы рефератов:

1. Место России в мире хозяйственных связей.

2. Проблемы переходной экономики РФ.

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ПОДГОТОВКЕ

Темы рефератов

1. Герменевтика и экономическая методология: история и со­временность.

2. История национального предпринимательства в России.

3. История реформ в России в XiV - XX вв.

4. Концепция человека в современной экономической теории: история и современность.

5. Экономическая наука России об особенностях хозяйственно­го управления (авторы и проблемы на выбор).

6. Экономическая наука о роли государства в развитии нацио­нального хозяйства (по периодам и персонам).

7. Основные идеи отечественных экономико-управленческих концепций XIX в.

8. Основные направления современных западных концепций трансформации плановых систем в рыночные.

9. Основы национального хозяйства России (XVI-XVH вв.).

10. Особенности развития национальной экономики в России.

11. Постпозитивистская философия и методология экономико­управленческой теории.

12. Проблемы экономического роста в России.

13. Развитие институционального направления в экономической мысли Германии.

14. Развитие неоавстрийской экономико-управленческой школы хозяйственного управления.

15. Развитие теоретических основ западной экономической мысли (авторы и проблемы на выбор).

16. Развитие теории благосостояния в современной экономиче­ской мысли.

17. Развитие теории экономической динамики.

18. Развитие теории управления экономикой России XIX-XX вв.

19. Современные зарубежные оценки советского опыта управ­ления экономикой.

20. Социокультурные основы русского предпринимательства: история и современность.

21. Социокультурные основы формирования национальной эко­номики в России.

22. Сравнительный анализ экономических теорий развития со­временной России.

23. Формирование идей национального хозяйства в работах рос­сийских ученых XVI-XX вв. {авторы и проблемы на выбор).

24.

>рия и со* :сии. ш теории: гёственно- гии нацио- шенческих концепций [I вв.). России. 1КОНОМИКО- юмической кой школы юмической экономиче- CIX-XX вв. ыта управ- иательства: шьной эко- шития со-
Эволюция банковской системы в мировом хозяйстве.

25. Основные экономико-управленческие идеи кембриджской (А.Маршалл, А. Пигу), лозаннской (Л.Вальрас, В.Парето), американ­ской (Дж.Б.Кларк) и австрийской (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем- Баверк) школ.

26. Роль кембриджской, лозаннской, американской и австрий­ской школ в генезисе неоклассики.

27. Связь неоклассической теории с “законом рынков” Ж.Б.Сэя.

28. Великая депрессия 1930х гг. и кризис неоклассики.

29. Теоретические источники кейнсианства.

30. Концепции А.Маршалла и К.Викселля и их современная оценка.

31. Учение М.Вебера и В.Ойкена об их “идеальных” и “реаль­ных” типах хозяйства.

32. Влияние институционализма на “Новый курс” Ф.Рузвельта.

33. Исторические условия “неоклассического возрождения”.

34. Роль неоавстрийской (Л. Мизес, Ф. Хайек) и лондонской (Л. Роббинс) школ в развитии современной прикладной экономической науки.

35. Французская неоклассическая школа и ее особенности.

36. Вирджинская школа. Работы Д. Бьюкенена, Г. Таллока.

37. Развитие идей Л. Мизеса и Ф. Хайека в современной авст­рийской неоклассике.

38. Особенности социал-демократических экономических про­грамм во Франции, Германии, Швеции.

39. Модели социального регулирования во второй половине XX века.

40. Планирование в России и эволюция государственного регу­лирования на Западе.

41. История бухгалтерского учёта в России.

42. Становление и развитие информационных технологий в Рос­сии (по отраслям).

43. Развитие НТП в России и его влияние на качество техники, технологий (по отраслям).

Требования к подготовке рефератов

Реферат должен быть посвящен историко-философскиким проблемам избранного аспирантом научного направления исследования, объемом не менее 30 страниц. Структура реферата состоит из введения, 2-3глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении дается краткая характеристика актуальности, научной разработанности проблемы, задач, целей исследования, её практической значимости. Содержание глав должно быть логически гибким, доказательным, грамотным изложением вопросов реферата. В заключении должны быть сделаны выводы, отвечающие на цели и задачи поставленный во введении. По тексту или постранично должны быть сноски на источники, используемые автором. Список литературы должен соответствовать библиографическому ГОСТУ. Окончательно оформленный реферат должен быть подписан научным руководителем м представлеы аспирантом на кафедру ГСД не позднее 1 апреля первого года обучения при положительной оценки представленного реферата аспирант допускается к сдаче экзамена кандидатского минимума.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ

Самостоятельную работу аспирантов по изучению истории и фи­лософии науки необходимо нацелить на углубленное изучение науч­ной и философской литературы, взглядов выдающихся философов и открытий отечественных и зарубежных ученых.

Способами и средствами достижения цели и решения задач изу­чения дисциплины являются:

- оптимальное сочетание учебных занятий и самостоятельной ра­боты;

- создание на занятиях обстановки творчества, инициативы, обес­печение высокой активности обучаемых;

-обеспечение текущего и итогового контроля усвоения учебного материала;

- максимальное использование учебно-методической базы вуза.

На изучение дисциплины отводится 70 часов учебного времени.

 

Объем времени на самостоятельную работу аспирантов

Виды самостоятельной работы Очная форма обучения Заочная форма обучения
зачетных единиц академических часов зачетных единиц академических часов
Всего часов на самостоятельную работу 0.5 0.5
Самостоятельное изучение трудов классиков 0.16 0.16
Коллоквиум 0.16 0.16
Рефераты 0.18 0.18

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:

 

1. Изучение трудов классиков философии науки, экономики, техники О.Конта Дж.Милля, Г.Спенсера, К.Поппера, Т.Куна, Н.Лакатоса, П.Фейерабенда, Ф.Бэкона, Н.Ньютона, Г,Гегеля, Э.Гуссерля, М.М.Бахтина, М.Вебера, Э.Торфлера, Н.Д.Кондратьва, Дж.М.Кейнса.

2. Подготовка к коллоквиумам.

3. Разработка рефератов по дисциплине специализации (историко-философский аспект).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.