Сделай Сам Свою Работу на 5

Политическая оппозиция в конце 19 начале 20 века





Первая часть XIX века стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. После заграничных походов русской армии передовые идеи стали проникать и в Российскую империю. Появились первые тайные революционные организации дворян. Большинство из них составляли военные – офицеры гвардии.

Революционная идеология, объединившая декабристов, формировалась под влиянием различных факторов. Прежде всего, это всеобщий дух недовольства и политических несообразностей российской действительности. Многие из офицеров гвардии, составлявших ядро первых организаций декабристов, участвовали в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах. Контраст между тем, что наблюдали будущие декабристы на Западе, и российской действительности произвёл на них тягостное впечатление. Там они видели прогресс в промышленности и в сельском хозяйстве, в большинстве Европейских стран уже было отменено крепостное право, в России же – застой и рутина в хозяйстве, жестокие формы эксплуатации и крепостнической зависимости от барина – помещика. В Европе они чувствовали наличие гражданских свобод, просвещения, в России же, по возвращении из походов, они окунулись в душный смрад аракчеевщины с ее неограниченным произволом и насилием над личностью.



Первое тайное политическое общество было основано в феврале 1816 года в Петербурге под названием “Союзом спасения”. Его возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В число основате­лей входили также князь Сергей Трубецкой, Никита Муравь­ев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро были участниками Отечественной войны и за­граничных походов. Якушкин отличился в Бородинском сра­жении. Позднее в “Союз” вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе “Союза” говорилось, что если царствующий император “не даст никаких прав независимо­сти своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия”. Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселе­ний. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с боль­шим трудом удалось его отговорить.



“Союз спасения” строился на основании глубокой конс­пирации и строгой дисциплины. За два года в общество всту­пило около 30 человек. Перед его руководителями остро встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пас­сивно ожидать конца царствования. Цареубийство большин­ство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Осуществление этих реформ сделало бы бессмысленным существование замкнутой офи­церской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят свои усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэто­му было решено сосредоточить силы на подготовке обще­ственного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

В 1818 году вместо “Союза спасения” был основан “Союз благоденствия”. Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные “управы” — в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый “Союз” носил более от­крытый характер. В нем состояло около 200 человек. В ус­таве (“Зеленой книге”) говорилось, что “Союз” считает своей обязанностью “распространением между соотечест­венников истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия”. Одной из главных своих целей “Союз” считал развитие благотворительности, смягче­ние и гумманизацию нравов.



Судьба крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания “Союза”. Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепо­стными, “истреблять” продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни про­извола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение “Союз благоденствия” придавал гума­нистическому воспитанию юношества. Члены “Союза”, имевшие поместья, должны были открывать школы для кре­стьян. “Союз” ставил себе целью бороться против взяточни­чества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению “раз­личные племена, состояния, сословия”. Развитие производи­тельных сил Отечества тоже входило в цели “Союза”. Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, рас­ширению торговли.

Для достижения своих целей члены “Союза” должны бы­ли активно участвовать в общественной жизни, в деятельно­сти легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала.

Знакомство с “Зеленой книгой” показывает, что ее авто­ры были передовыми людьми — с широким кругозором и до­брым сердцем. Существовала и вторая часть “Зеленой кни­ги”, известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и уничтожение крепостного права.

За короткое время своего существования “Союз благо­денствия” успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного пра­ва, некоторые из них старались облегчить положение своих крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском по­лку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Сразу же воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. в полку произошли солдатские волнения. “Зачинщики” были жестоко наказаны, остальные солдаты разосланы по отдаленным гарнизонам.

Будущие декабристы не участвовали в этом выступле­нии, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные армейские кор­пуса и высланы из столицы. 17-летнему Михаилу Бестуже­ву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Му­равьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Чернигов­ский полк. Среди солдат этого полка оказалось много быв­ших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, который располагался недалеко от Черниговского. Так оказались на юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организаци­онное строение и программа “Союза благоденствия” не от­вечают новым условиям. Вместо того, чтобы “споспешество­вать правительству”, надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд “Союза благоденствия” в Москве объявил организацию распущен­ной. Руководители движения хотели организовать новое об­щество, способное к более решительным действиям.

Северное и Южное общества. Эти общества были основаны в марте 1825 года. Одно бало основано в Петербурге и получило название Северного. Его создателями были Н. М. Муравьёв и Н. И. Тургеньев. Другое возникло на Украине – Южное, которым руководил П. И. Пестель.

Оба общества были взаимосвязаны и фактически являлись единой организацией. Каждое общество имело свой программный документ. Северное – «Конституцию» Муравьёва, а Южное – «Русскую правду», написанную Пестилем.

Эти документы выражали единую цель – уничтожение самодержавия и крепостного права. Воплощение в жизнь этих программ вело к переустройству жизни государства по примету буржуазно – демократических стран Европы.

В отношении тактики революционной борьбы члены Северного и Южного общества придерживались одинаковых взглядов. Они признавали путь вооруженной революции, восстании армии против правительства. Однако они боялись учавствовать в восстаниях народных масс, которые, по их мнению, сопровождалось ба кровью, насилием, анархией.

Восстание 14 декабря 1825 года без поддержки широких масс и плохо подготовленное в организационном отношении было подавлено, и начались аресты. Пять декабристов были приговорены к смертной казни, более ста были сосланы на каторгу и поселение в Сибирь, но героическая борьба декабристов, попытавшихся найти выход из феодально-крепостных отношений оказало большое влияние на последующие поколение революционеров.

Революционная демократия: теория русского общинного социализма ( А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский)

Прямым продолжателем традиций декабристов был А. И. Герцен – основоположник русского крестьянского утопического социализма.

В 1848-1849 году Герцен испытал разочарование в идеях французских социалистов – утопистов, он пришел к выводу о том, что Россия в своём развитии должна пойти другим путём, нежели страны Западной Европы. В так называемой теории русского социализма Герцена произошло соединение славянофильских идей с социалистической доктриной. В русской крестьянской общине Герцен видел зародыш будущего социалистического общества России. Однако русский социализм Герцена был столь же утопичен, как и теории французских социалистов утопистов.

Вслед за Герценым Чернышевский полагал, что Россия могла перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития, через крестьянскую общину. В этом заключалась утопичность его взглядов. Однако наряду с этим он был революционером демократом. В крестьянской революции Чернышевский видел единственное реальное средство подлинного освобождение крестьян.

Вместе с Герценым Чернышевский был одним из родоначальников русского революционного народничества. Поколение революционеров-народников 70 – х годов ХIХ века во многом было воспитано на идеях и произведениях Чернышевского.

Народничество в России: идейные основы и главные направления ( пропаганда, анархизм, терроризм);

70-е годы ХIХ века в России связываются с возникновением ряда течений утопического социализма, которое получило название «народничества». Народники полагали, что благодаря крестьянской общине – «ячейке социализма» - и качествам крестьянина общинника, который был «революционером по инстинкту», Россия может перейти прямо к социалистическому строю. Теоретики народничества Бакунин, Лавров, Михайловский и Ткачёв расходились в вопросах реализации своих идей, но все они видели главное препятствие для построения социализма в государственной власти и верили, что только тайная организация и революционные вложения должны и могут поднять народ на восстание и привести к победе.

Идеи народников получили достаточно широкий отклик России, и на рубеже 60-70-х годов в Москве и Петербурге возникли достаточно многочисленные кружки, из которых большинство объединяли студенческую молодёжь. Выделялись из них «чайковцы», в число которых входили Чайковский, Кравченский, Кропотник, Перовская, Желябов и другие. Основной деятельности «чайковцев» была пропаганда среди крестьян и рабочих.

С конца 1876 года народники перешли к новому этапу своей деятельности. Возникла разветвлённая тайная организация получившее название «Земля и воля». Конспиративный центр в который входили Засулич, Кравчинский, Плеханов, Перовская и другие, руковадили деятельностью различных групп. В деревнях были созданы поселения на постоянной основе, которые вели революционную пропаганду. Работа шла активно, однако и в её деятельности появились разногласия. В результате возникло два основных течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской деятельности, другие, в свою очередь, считали единственно возможным средством приближения революции террористическую деятельность. Сторонники пропагандистской деятельности объединились в «Чёрный передел», а сторонники террора – в «Народную волю».

Наиболее активной была «Народная воля», которая объединила в своих рядах студентов, рабочих, офицеров. Руководство народовольцев было строго законспирировано. Программа «Народной воли» содержали требования широких демократических преобразований: созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свободу слова, совести печати, замену постоянной армии народным ополчением, передачу земли народу и др.

Последним ярким мгновением в существовании «Народной воли» было неудачное покушение на императора Александра III первого марта 1887 года.

«Чёрный передел» являлась партией социалистов-федералистов, революционной политической организацией в России начала 1880-х годов. В 80-х годах их взгляды претерпели значительную эволюцию. Чернопередельцами стало признаваться важность борьбы за политические свободы и использование террора как средства революционной борьбы. Преследования полицией привели к тому, что в конце 1887 г. «Чёрный передел» перестал существовать как организация.

Под влиянием новых идей и тупика в народническом движении в России 80-х годов ХIX века начинают возникать социал - демократические кружки студентов и рабочих. В революционном и идейном движении России наступает новая эра – социал-демократии, пришедшей на смену народничеству.

Начало социал-демократического движения, распространение

марксизма в России, его основные постулаты.

В связи с ростом рабочего движения в России появляются первые рабочие организации. В 1875 году в Одессе была организована и существовала около года нелегальная, строго законспирированная рабочая организация «Южнороссийский союз рабочих» во главе с революционером-интеллигентом Е. О. Заславским.

Руководители «Союза» ставили перед организацией задачи пропаганды идей освобождение рабочего класса от гнёта капиталистической эксплуатации, объединение рабочих юга России, звали своих сторонников на борьбу с существующем экономическим порядком. Выдвигались и требования политического характера. Действующая в условиях конспирации, пока ещё не могла оказать реального влияния на общероссийское рабочее движение.

В 1878 году петербургским рабочим – революционером удалось оформить «Северный союз русских рабочих». Они своей конечной целью ставили ниспровержение несправедливого политического и экономического строя. Осуществлению этой цели, как считали руководители Союза, должно было служить прежде всего завоевание политических свобод. Тем самым передовые рабочие, пока ещё не полностью освободившиеся от влияния народнической идеологии, шли на открытый разрыв с аполитичностью и анархичными тенденциями в тогдашнем революционном движении.

Рабочие движение 70-х годов ХIХ века пока ещё охватывало узкий круг рабочих. Нарождающаяся пролетарско-демократическая струя пока ещё не могла выделиться из общего потока народничества. Тем не менее деятельность первых рабочих организаций подготовила подъем рабочего движения в следующие десятилетие.

В 60-х особенно в 70-х годах XIX века в России начинают постепенно распространять марксистские идеи. Марксизм- детище К. Маркса и Ф. Энгельса – был далёк от идеализма и утопичности, характерных для его предшественников, творцов социалистического идеала, под которым понималась идея и нацеленность на установление справедливого общественного порядка в форме, исключающей неравенство в распределении доходов.

Основными постулатами Маркса и Энгельса были обоснования того, что:

  1. классовая борьба закономерна, она является движущей силой развития общества;
  2. гибель капитализма неизбежен;
  3. могильщиком буржуазного строя является пролетариат как самый последовательный класс, сконцентрированный на крупных промышленных предприятиях, что облегчает его организацию и политическое воспитание;
  4. свержение капитализма может быть обеспечено только посредством пролетарской революции и установление диктатуры рабочего класса;
  5. автоматически пролетариат гегемоном освободительного движения не становится, роль гегемона он может выполнить только под руководством Коммунистической партии;
  6. победа социализма и коммунизма – закономерность общественного развития.

К. Маркс считал, что конфликт производительных сил мог быть разрешен только через ликвидацию частной собственности и передачу стредств производства в руки общества. Новая идея пропагандировала, что лищь общественная собственность на средства производства может создать условия для преодоления для отчуждения личности от экономической , политической , социальной и культурной жизни. Это дало основание социализм Маркса определить как коммунизм. Программное изложение этих идей было оформлено в 1848 году в « Манифесте Коммунистической партии».

Новая идеология носила революционный характер. Торжество социальной справедливости связывалось исключительно с классовой борьбой пролетариата против буржуазии. Единственно возможным способом осуществления социальных преобразований считались социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Распространение марксистских идей в России тесно связано с формированием промышленного пролетариата и ростом сознательного рабочего класса.

В конце 1883 года под руководством Г. В. Плехановым в Женеве, в эмиграции, возникла первая русская социал – демократическая марксистская организация – группа « Освобождение труда».

Опровергая взгляды народников, Плеханов показал, что Россия неуклонно и неотвратимо развивается по капиталистическому пути, и призывал передовые круги российского общества направить всю свою энергию на организацию рабочего класса, на внесение марксистских идей, идей социалистического сознания в его ряды, Он был уверен, что судьба революции и России зависит о успехов рабочего движения, и настаивал на необходимости образования в стране марксистской социал-демократической рабочей партии.

Деятельность группы «Освобождение труда» имела значительное воздействие на общественность России. Несмотря на активные нападки народнической критики, взгляды представителей группы, её произведения, проникая в Россию, завоёвывали на сторону марксизма умы молодых русских революционеров из интеллигентов и рабочих.

К началу XX века Россия, вступившая в стадию империализма, оказалась страной, в которой слились в один узел противоречивые экономические, социальные и политические процессы. Главной целью правительства было стремление догнать в своём развитии индустриальные страны, включиться в мировую экономическую систему, но реализация этой цели наталкивалась на неспособность верховной власти устранить причины, замедляющие процесс социально-экономического развития России.

Социально-экономическая политика самодержавия на рубеже ХХ века до предела обострила аграрный, рабочий, национальный вопросы. В стране назревала революция, ведущей силой освободительного движения становится пролетариат.

Реформы столыпина

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.