Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет, функции и задачи дидактики как науки.





Лекция 1. Дидактика как отрасль педагогического знания

План

Предмет, функции и задачи дидактики как науки.

Основные категории и понятия дидактики.

Связь дидактики с другими науками.

 

 

Предмет, функции и задачи дидактики как науки.

Научная педагогическая сфера, изучающая особенности целенаправленного процесса систематического образования и обучения подрастающего поколения, определяющая его специфику и закономерности, называется дидактикой.

Термин греческий: дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий.

Дидактику традиционно оп­ределяют как относительно самостоятельную часть педагогики, изучающую содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, как общую теорию и методику обучения. Она призвана в конечном итоге дать педагогу-практику (воспита­телю дошкольного учреждения, учителю, педагогу средней спе­циальной и высшей школы и т. д.) ответы на ключевые вопросы образовательной практики: во имя чего и для чего учить (цели и ценности образования)? Кого обучать? Когда начинать система­тическое обучение? Где учить? Чему учить (содержание образова­ния)? Как учить (методы, приемы, технологии)? Как создать ус­ловия для полноценного и эффективного образования?



 

Из истории дидактики. Данное понятие было введено известным немецким ученым Волфгангом Ратке (1571-1635), который рассматривал дидактику как искусство обучения. Трактовка этой категории изменялась в различные исторические периоды.

Основоположником дидактики принято считать выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670), который в своем теоретическом трактате «Великая дидактика» высказал идею о том, что дидактика пред­ставляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности» и изложил систематизировано основные положения, идеи и выводы по теории обучения.

И. Ф. Гербарт (1762-1841) разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения», объединяя процесс преподавания и обучения.



К.Д. Ушинский (1824-1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании.

Д. Дьюи (1859-1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процесс обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности.

Исторические этапы развития дидактики (по В.А. Ситарову)

1. – до Я.А. Коменского. Он характеризуется как этап донаучного «педагогического и дидактического творчества», ситуативного, непосредственного осмысления дидактического процесса, «воспитательных традиций и обычаев» в условиях господства средневековой схоластики.

2. – от Я.А. Коменского до середины 50-х гг. 20 столетия. Отмечен развитием педагогических и дидактических теорий, формированием основных законов и закономерностей. Вклад в разработку дидактик внесли: И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, Н.А.Корф, В.П.Вахтерев, П.Ф.Каптерев,и другие ученые.

3. – этап, когда была намечена тенденция на решение назревших научных и социальных задач по созданию и интеграции количественных и качественных теорий в педагогике и дидактике, по созданию и использованию новых дидактических материалов, технических обучающих средств, образовательных и контролирующих программ. В это время дидактику развивали Дж. Дьюи (США), П.Н.Груздев, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, М.Н.Скаткин, польский педагог В. Оконь, И.Я.Лернер, В.В.Краевский и другие ученые нашей страны.

 

О соотношении категорий «педагогика» и «дидактика» (по Ситарову В.А.):



• педагогика и дидактика — перекрещивающиеся (родствен­ные) понятия;

• педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;

• «дидактика» — более широкое по объему понятие, чем «педа­гогика»;

• педагогика и дидактика являются отдельными самостоятель­ными дисциплинами.

В большинстве современных работ (М.А.Данилов, В.Оконь, М.Н.Скаткин, Г.И. Щукина и др.) дидактика рассматривается как часть педагогики, имеющая свой предмет исследования.

Любая наука имеет свой особый предмет изучения. Дидактика как часть педагогики изучает цели, содержание, закономерности, условия, методы воспитания и развития личности. Но в предмете дидактики должна отразиться специфика именно обучения и об­разования.

Предмет дидактики — воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности (Загвязинский В.И.).

 

Цель дидактики: описать, объяснить, моделировать процесс современного обучения и образования для продуктивной реализации развивающих возможностей процесса обучения и образования в современном образовательном пространстве. Теория обучения призвана решить ряд задач, представленных, по мнению В.А.Ситарова, в некоторой иерархии.

Общая задача (для педагогических наук): приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознан­ной и активной реализации в собственной практической деятель­ности.

Кроме того, задачами являются исследование закономерных связей между развитием личности и процессом обучением, в котором она развивается; научное обоснование целей обучения и образования, отбор и конструирование содержание обучения и образования, отбор средств обучения (методов, форм, технологий и др.); изучение формы организации обучения и др..

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и Н.С.Розова, заключаются в следующих принципиальных положениях:

вариативность, т. е. теоретическое признание объективного мно­гообразия технологий обучения и их практической реализации;

фундаментальность, предполагающая направленность на обоб­щенные и универсальные знания, формирование общей культу­ры и развитие научного мышления;

индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с осо­бенностями каждого отдельного индивида;

теоретизация, которая относится к общему содержанию обра­зования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

плюрализация, связанная с необходимостью принимать реше­ния в условиях множественности образования мира;

аксиологизация, предполагающая систематический учет возмож­ных ценностных ориентации и систем;

гуманизация, основанием которой является индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного процесса;

целостность и интеграция как содержательного, так техноло­гического компонентов образовательного процесса, ориентирую­щихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, на­личие междисциплинарных связей и зависимостей и др.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Чему обучать? — Определение содержания образования, раз­работка образовательных стандартов, учебных программ и мето­дического сопровождения к учебному процессу.

Каким образом (как?) обучать? — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.

Таким образом, современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

 

2. Основные понятия и научные категории в дидактике.

Основными категориями дидактики являются: процесс обучения, закономерности и принципы обучения, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельно­сти; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рас­сматривается как часть, элемент целостной научно-дидактичес­кой системы.

Базовые понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

Существуют различные точки зрения по поводу взаимосвязи терминов «образование» и «обучение». По мнению Ситарова В.А., образование представляется более широкой категорией, имеющей целостную, полифункциональную и полисмысловую структуру

Образование (Загвязинский В.И.) рассматривает как осуществляемый в образо­вательных учреждениях или самостоятельно (самообразование) про­цесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также (второй смысл указанного понятия) и как результат этого процесса — определен­ный уровень овладения культурой (образованности), развитие лично­сти в контексте культуры.

Следовательно, средствами, способами образования выступа­ют обучение, понимаемое как взаимодействие того, кто учит, и того, кто учится (учебный процесс), самообразование и воспита­тельный процесс, осуществляемый как в учебное, так и во вне-учебное время.

Воспитание же, включая в себя и учебный процесс, и самооб­разование, и организованную общественно полезную деятельность, охватывает всю жизнедеятельность человека, весь круг его позна­ния, все влияния общества и природы, т. е. понятие это более широкое и емкое по содержанию.

Образование рассматривают как: а) систему, б) процесс; в) результат; г) ценность и др.

Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) представляет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.

В Законе РФ «Об образовании» определены важнейшие позиции государства в области образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Область образования в нашей стране провозглашена одной из приоритетных.

Современное образование позволяет обеспечить непрерывное образование в единой системе государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающую единство и взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки человека с учетом потребностей и возможностей самого человека и общества.

В современном образовании наблюдаются тенденции:

- демократизации (расширение прав и свобод всех субъектов образовательного процесса);

- гуманизации (постепенный переход к гуманистическому образовательному процессу через очеловечивание всех его проявлений и сторон);

- гуманитаризациии (увеличение удельного веса гуманитарных знаний: о человеке, его способностях, отношениях, возможностях и очеловечивание знания с целью духовного развития обучающихся);

- диверсификации (наличие многовариантности в образовательном пространстве: многообразие учебных программ, учебников, типов учебных заведений и др.);

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- непрерывности образования;

- альтернативности образования (возможность выбора разных форм обучения: в государственном образовательном учреждении, дистанционное обучение, экстернат, индивидуальное обучение и др.);

- повышение роли и престижа образования (для общества в целом и для каждого человека в отдельности) и др.

В исследованиях Б.С.Гершунского, Е.И.Казаковой, Б.Т.Ли­хачева, А. П. Тряпицыной образование рассматривается как поня­тие, включающее следующие аспекты:

образование как процесс, т.е. целостное единство обучения, вос­питания, развития, саморазвития личности; сохранение культур­ных норм с ориентацией на будущее состояние культуры; созда­ние условий для полноценной реализации внутреннего потенци­ала индивида и его становления в качестве интегрированного члена общества, выполняя функцию соединения поколений в общем со-бытийном пространстве;

образование как социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному, культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально органи­зуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдель­ных индивидов, выраженный в системе, включающей образо­вательные учреждения, органы управления ими, образовательные стандарты, обеспечивающие их функционирование и развитие;

образование как результат, т.е. уровень общей культуры и об­разованности подрастающего поколения, освоения того духовно­го и материального потенциала, который был накоплен челове­ческой цивилизацией в процессе своего эволюционного развития и нацелен на дальнейший социальный прогресс.

Образование как система – это специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека. (Г,М. Коджаспирова.А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003,с.92).

В отечественной дидактике наиболее признанным является следующее определение понятия «обучение» (на основе теории И.Я. Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского и др.).

Обучение - это специально организованный, педагогически целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, направленный на усвоение обучающимся содержания образования (системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, жизненных ценностей и мировоззренческих идей).

В.Оконь рассматривает обучение как «совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формиро­вании и одновременно обеспечивающих многостороннее разви­тие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение про­фессиональной квалификации».

Загвязинский В.И. понимает обуче­ние прежде всего как развивающий и воспитывающий процесс, как средство развития личности в соответствии с социально обус­ловленными целями и образовательными запросами граждан

По мнению В.А.Сластенина, «обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом».

Преподавание– деятельность педагога – рассматривается как система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников. Содержание преподавания составляют: система знаний по конкретному предмету, умение формировать систему знаний необходимого уровня у учеников, развивать их познавательные интересы и коммуникативные умения.

Учение– деятельность ученика – собственно освоение учебного материала. Целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности.

Саморазвитие – участников процесса обучения (педагога и ученика), которое рассматривается как активное, последовательное и прогрессивное изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

 

3.Связь дидактики с другими науками.Дидактика связана:

с философией; с гносеологией (теорией познания), что позволяет найти методологическоеобоснование дидактическимявлениям и исследованиям);

с физиологией (позволяет понять механизмы управления физическим и психическим разви­тием учащихся);

с педагогической, возраст­ной, социальной психологией, с психологией личности (объясняют основные подходы к развитию личности в процессе обучения);

с психологией познания (усвоения, творчества, познавательных процессов и др.);

с историей (общей и историей образования);

с лингвистикой (посредством общих законо­мерностей обучения языкам в зависимости от учебных целей, за­дач и характера изучаемого материала в условиях моно- и билинг­визма);

с математикой (используются математические методы исследования);

с кибернетикой (наукой об управле­нии сложными динамическими системами по восприятию, хра­нению и переработке информации с целью моделирования и ис­следования психолого-педагогических процессов);

с социологией (используются социологические методы исследования) и др.

Дидактика связана с частными методиками, так как является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конк­ретные технологии их практической реализации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.