Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные черты античной философии.





Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она зарождается в 7 в. до н.э. в г. Милеет. Этапы античной философии. Традиционно выделяют: 1) раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы – «Физис» и «Космос», его строение; 2) среднюю классику (Сократ и его школы, софисты), главная проблема – сущность человека; 3) высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов 4) эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфинрий, Филон Александрийский)

Главные проблемы:

-мораль и свобода человека, достижение счастья;

-проблемы возможности познания мира;

-структуры космоса, судьбы космоса и человека;

-отношение Бога и Человека.

1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:

Милетская (Ионийская школа): Вопрос о качественном составе бытия. Основатель – Фалес 640-562 до н.э. (все произошло из воды), Анаксимандр (первоначало – апейрон – не осязаемое в природе), Анаксимен (первооснова мира – воздух).



Пифагорейская школа: Стремление к постижению количественной стороны мира. Пифагор 570-497 до н.э., исп. математич. метод для объяснения мироустройства и отношений между существующими вещами. Теорема Пифагора. Выражение пространственных отношений и самой сути бытия в числах и их отношениях хар-ет выход мышления на абстрактный уровень, что явл.важнейшей особ-ю этой школы.

Гераклит: первооснова мира - огонь. Его тезис- все течет (т.е. вечное движение). Логос – важнейшее понятие его Ф. – общий закон, правящий миром, управляющий огнем. Логос вечен, как и мир. Это пример объективной диалектики (диалектики вечно сущ-го мира).

Элейская школа (элеаты) – Ксенофан, Парменид, Зенон конец 6-нач.5 в. до н.э.. Бытие есть, а небытия нет. Бытие вечно, однородно, целостно. То, что воспринимается чувствами, не есть подлинное бытие, истинное бытие познается мышлением. Поставили вопрос о соответствии бытия и мышления, который стал одним из принцип-х в развитии европейской философии.



Демокрит: Бытие не едино, а состоит из бесчисленного множества неделимых тел – атомов, каждый из которых обладает присущими бытию атрибутами – неделимостью, неизменяемостью, непроницаемостью. Но есть и пустота, которая и есть небытие. Благодаря пустоте атомы движутся (механистически).

2. Эпоха «высокой классики» (вторая пол.5 – до конца 4 в.до н.э.): наивысший расцвет древнегреч. Ф. Возникли софисты («учителя мудрсти») - идея относительности всякого знания. Доказали, что в мире нет ничего определенного и безусловного. Протагор: «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существует, несуществующих же, что они не существуют». Отрицали существование истины.

Сократ (469-399 до н.э.): Вера в безусловное, абсолютное начало. Наоборот, он отстаивал объективный хар-р познания. Истинное знание заключается в правильно образованных понятиях. Подчеркивал превосходство разума над неразумной волей.

Платон, его ученик: Он представляет систему объективного идеализма, осн.разделы: учение о бытии, о познании, о человеке и государстве. Мир не может считаться подлинным бытием, значит, оно существует вне его, в мире идей. Идеи – вечные и неизменные сущности, на вершине их пирамиды – высшая идея – благо. Онтологическая картина мира: верхний этаж – бытие (идеи), нижний – небытие (материя), промежуточный – неподлинное бытие (чувственно воспринимаемый мир). Из этого исходит теория познания. Учение о душе, которое он положил в основу теории гос-ва. В завис-ти от обеспечения принципа справедливости гос-во м.б. правильным (аристократия и монархия) и неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания).



Аристотель: создатель системы античного знания. Идеи не сущ-ют самостоятельно, вне отдельных предметов, реальные вещи первые сущности, идеи - вторые. Предпосылка бытия – первая материя (4 стихии), из кот-х форм-ся все остальные вещи. Именно благодаря форме первая материя и ее 4 стихии переходят в реальное бытие, из возможности в действительность. Далее – вопрос о причинах всего сущего. Далее – теория познания: ступени процесса познания – ощущение, представление, опыт, искусство, наука. Учение о гос-ве: правильные формы (монархия, аристократия и республика), искаженные (тирания, олигархия, демократия).

3. Эпоха эллинизма: эллинистический период.

Эпикур (эпикуэризм), 341-270 до н.э., Проблемы этики. Прямолинейное движение атомов сочетается со спонтанным. Наличие свободы у человека.

Зенон (стоицизм): Жизненное призвание человека – жить согласно природе. Зло – человеческие пороки. Этический идеал – достижение добродетели, покоя.

Пиррон 360-270 до н.э. (скептицизм): ставили под сомнение найти критерий истины в любом познании. Отрицалась практическая ценность знания. Высшая степень блаженства – в счастливом неведении.

ВЫВОДЫ:

1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии).

2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья).

3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.

4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор.

5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий (категорий), но она почти не знает законов.

6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.


 

  1. Специфика средневековой философии.

Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:

1. Становление и расцвет эпохи феодализма.

2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона».

3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания.

Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:

-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;

-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;

-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви;

-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия - служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:

1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире.

Черты Средневековой философии.

1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Качества учителя: -виртуозное знание Священного Писания -знание правил формальной логики Аристотеля.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.