Сделай Сам Свою Работу на 5

Депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев предложил поправку об обязательной школьной форме к одобренному в первом чтении проекту нового базового закона «Об образовании».





По его мнению, эта мера «сгладит социальное неравенство среди детей и подростков, укрепит дисциплину и повысит мотивацию учащихся к обучению», передает ИТАР-ТАСС.

НА ВАШ ВЗГЛЯД

 

Начало формы

В Госдуме предложиливернуть обязательную школьную форму. Как вы к этому относитесь?

Одобряю
Не одобряю

Конец формы

Согласно корректировке, «во всех образовательных учреждениях вводится обязательная школьная форма, образцы которой утверждает правительство РФ».

В настоящее время вопрос введения формы может рассматриваться органами управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). А образцы формы утверждаются советом школы по согласованию с родителями.

«На данный момент существуют два основных подхода к решению этого вопроса: закрепить полномочия по введению школьной формы за федеральными органами государственной власти или за органами власти субъектов РФ», - отметил Дегтярев. Он полагает, что «отдавать права по утверждению школьной формы органам государственной власти субъектов РФ категорически нельзя».



«Поскольку Россия является многоконфессиональной и многонациональной страной, причиной разногласий могут стать уже не хиджабы, а национальные элементы в школьной форме, решение об установлении которых могут принять органы госвласти некоторых регионов России», - опасается парламентарий. «Поэтому следует принять все необходимые меры, чтобы избежать возникновения подобных конфликтов и на межнациональной почве», - заявил он.

Также в своих поправках Михаил Дегтярев предложил, чтобы школьникам из малообеспеченных семей форма предоставлялась за счет бюджетных средств.

Глава профильного думского комитета по образованию и, по совпадению, однофамилец разработчика Александр Дегтярев («Единая Россия») сообщил, что в комитете поправки еще не видели. «Что касается содержательной части, то я не уверен, что там представлены финансовые расчеты, во что это обойдется субъектам Федерации, муниципалитетам», - констатировал он. «Мне судить об этом трудно, но наверняка это, что называется, влетит в копеечку, - добавил депутат. - А если это дело в обязательном порядке перекладывается на плечи родителей, то и они этому не возрадуются».



«Во-вторых, обязывая федеральным законом носить школьную форму в образовательных организациях, мы тем самым лишаем их определенных академических свобод, которыми они наделены», - продолжил Александр Дегтярев. «Каждый педагогический коллектив, будь то школа, техникум или университет, обладает определенными свободами. И коллектив принимает свой устав, где эти вещи прописаны», - обратил внимание он. «Сочтет коллектив для себя необходимым ввести обязательную школьную форму с какими-то атрибутами, отличающими его от другого образовательного учреждения, что ж, отлично. Если при этом еще родительский комитет поддержит, значит, они таким образом найдут какое-то консолидированное решение, - сказал парламентарий. - А вот обязывать – я считаю, что сегодня этот номер уже не пройдет».

НА ЭТУ ТЕМУ

· Виталий Сероклинов: Пафнутий · Олег Макаренко: Приятное для жизни время · Ученики чеченских школ будут читать Коран на арабском языке · Завучами чеченских школ станут имамы · Анастасия Старостина: Школы получат учебник по толерантности · Медведев: Образование было и останется бесплатным

В этом контексте глава комитета прокомментировал недавние высказывания президента РФ Владимира Путина, который указал на необходимость «подумать на региональном или даже на муниципальном уровне о введении единой формы одежды (в школах)». «Подумать – не значит (обязать). Видите, наши коллеги из ЛДПР тут же решили вбросить, что называется, пробный шар», - отметил он. «Тут два очень серьезных препятствия – финансы и академические свободы. Если эти препятствия общими усилиями государства и общества можно преодолеть, что ж, отлично. Но я не убежден, что сегодня для этого есть ресурсы, и гражданские институты могут это дело поддержать», - повторил Александр Дегтярев.



Вместе с тем он согласился, что «само по себе пожелание понятно, тогда (при наличии школьной формы) есть порядок, дисциплина». «Например, хорошо было, когда в инженерных училищах до революции, например, путейцы, носили форму – это великолепный образец такого подхода», - напомнил он.

Резюмируя, глава комитета по образованию сказал, что относится к указанной идее «без фанатизма». «Много есть интересных идей, но от них часто очень сильно отдает популизмом», - сожалеет он. «Мы будем обсуждать внесенную поправку, как и все остальные, с участием экспертного сообщества, и ко второму чтению определимся по этому поводу. Должна быть трезвая и объективная оценка», - заключил парламентарий.

Как ожидается, второе, основное, чтение законопроекта «Об образовании» должно состояться в конце ноября.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 18 октября на встрече с председателями актива Общероссийского народного фронта глава государства Владимир Путин предложил регионам подумать о введении школьной формыединого образца. «Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей, это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах. Это первое. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить», – сказал Путин.

20 октября губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков поручил создать единые для края нормы, касающиеся одежды школьников. Это решение последовало после скандала в одной из школ региона, в которой родители девочек-мусульманок отказались отправлять их в школу без мусульманских платков, запрещенных уставом образовательного учреждения.

 

Во многих школах снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство для поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью? Попытаемся взглянуть на проблему с двух сторон и найти приемлемое решение.
Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди предпочитают синие курточки с "погонами"? Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают форму.

История школьной формы в России
1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.
1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
1918 г. – гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими разумными наработками в области образования.
1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии. Теперь уже "свободная форма одежды" стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами народа".
1962 г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.
1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
1976 г. – введена новая форма для старшеклассниц: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.
1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.
Вопрос о школьной форме может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения: совета школы, родительского комитета, классного и общешкольного родительских собраний, попечительского совета. Окончательное решение принимается по соглашению всех родителей школьников или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей.
Кто же все-таки должен принять решение о введении школьной формы в России? Удивительно, но почти половина опрошенных россиян ответили, что решение должно быть принято на государственном уровне.
Но вот вопрос о том, стоит ли вводить форму или нет, все чаще порождает бурные дискуссии.
Во многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. У нас же в большинстве случаев школьников лишь слегка ограничивают в выборе одежды. Иногда педагоги собственными силами вводят некое подобие школьной формы: настаивают на деловом стиле в одежде и классическом сочетании "белый верх, темный низ". Хотя школьную форму на государственном уровне отменили еще в 1992 г., более половины россиян, имеющих детей школьного возраста, хотят, чтобы по всей стране школьники одевались одинаково. В частности, они считают, что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива. Многие считают, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают, что форма помогает настроиться на работу и дети будут больше внимания уделять учебе.
Но немало нашлось и тех, кто выступил против возвращения к устаревшим традициям. По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Впрочем, были среди них и те, кто просто побоялся, что на форму для ребенка придется прилично потратиться, а так, мол, "оденет что есть".
Самыми ярыми приверженцами введения школьной формы оказались руководители общеобразовательных учреждений и учителя. Для большинства же учеников очень важным является свобода выбора, проявление "своей индивидуальности". Поэтому наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора школьной формы с разнообразием цветовых гамм и фасонов.
А как "у них"?
Самой большой европейской страной, в которой принята школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г. В Польше – до 1988 г.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах ученики могут участвовать в разработке школьной одежды. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы.
В США и Канаде школьная форма введена во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых из них существуют правила ношения одежды (dress code).
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Для большинства средних и старших школ Японии школьная форма считается обязательной. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Для мальчиков это обычно белая рубашка и темные пиджак и брюки, для девочек – белая рубашка, темные пиджак и юбка или же сейлор фуку – "матросский костюм". К форме обычно относится еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Если в вашей школе нет единой формы для всех, например, в каждом классе учителя, родители и дети сами выбирают, в чем ходить учащимся, – такую ситуацию тоже легко обернуть в свою пользу. Пусть ваши ученики гордятся своей принадлежностью к классу и тем, что они носят особенную форму.
Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и т. д. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус.
Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких кричащих цветов, обнаженная поясница, джинсы, обтягивающие до предела… Девочки носят мини-юбки и брюки на бедрах, из-под которых непременно видно нижнее белье, мальчики ходят с развязанными шнурками на кроссовках.
Мнение врачей
Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.
Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.
Конечно, первоклассники не ходят с голыми пупками, но как раз у них школьная форма и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, они ждут не дождутся того дня, когда им придется ее надеть. Поэтому к тому времени, как они станут подростками, ношение деловой одежды войдет у них в устойчивую привычку.
Главные аргументы противников единой одежды для школьников – элементарное нежелание их детей ее носить и "потеря индивидуальности". Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка, и особенно для подростка, носить одежду, которая ему не нравится, – это очень серьезный стресс. Чем плоха "уравниловка" для подростка? Ребенок в этом возрасте – комок внутренних противоречий. И если ему не позволяют самовыразиться хотя бы в одежде, это приводит либо к эпатажному поведению, либо к забитости. Ученик нуждается в уважении к собственной личности, а выбор стиля одежды для школьников исходит из такого уважения. Поддерживая в школе культуру стиля в одежде, учитель должен показать, что уместно носить в классе, а что нет. И, возможно, подросток не будет вести себя вызывающе. А учителя, используя в своей одежде, например, галстук, косынку или брошь в тон костюмам детей, тем самым подчеркнут свое уважение к детям и к общешкольной культуре.
Сегодняшние производители предлагают довольно широкий выбор фасонов в различных коллекциях школьных форм. Если договориться с родителями об определенной расцветке, то из предложенного ряда моделей можно выбрать что-то по вкусу и размеру. Например, для девочек это могут быть юбки двух-трех, а у некоторых фирм и пяти-семи фасонов, несколько вариантов сарафанов, жилетки (трикотажные и тканевые), брюки и бриджи, пиджаки также предлагаются в ассортименте. При всем этом многие школы не вводят почти никаких ограничений на блузки, кофточки и рубашки, за исключением того, что они не должны быть кричащих расцветок или вызывающе вульгарных фасонов.
Многим имиджмейкерам, которые занимаются разработкой школьных стилей, приходится сталкиваться с мнением о том, что школьная форма – это неудобно и неуютно. Но стилисты уверяют, что неудобство возникает только поначалу, а когда привыкаешь, приходит чувство стиля, ведь деловые костюмы во взрослой жизни придется носить регулярно. Кроме того, чтобы устранить ощущение неудобства, дизайнеры школьной формы разработали очень красивую и удобную школьную одежду: плиссированные юбки, пиджаки, сарафаны, блузки с кружевными манжетами и модными воротничками, трикотажные безрукавки, жилеты на пуговицах и молниях.
В некоторых школах существует так называемый свободный день. Обычно это пятница или суббота (в зависимости от продолжительности учебной недели), когда учебная нагрузка минимальна и дети уже расслабляются перед предстоящими выходными. В такие дни разрешается приходить на занятия в любой одежде. Это дает учащимся ощущение определенной свободы и не сильно вредит сложившемуся распорядку школьной жизни.
Это интересно
В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
Любопытно, что в США попытка повысить безопасность школьников с помощью электроники провалилась.
Еще один минус, связанный с введением школьной формы, касается в большей мере не детей, а родителей. Это – увеличение расходов на обучение ребенка, затраты времени, связанные с покупкой формы. Дополнительные расходы на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы, сочтут существенными многие семьи. Правда, если пошив одежды для школы организует сама школа, то при заказе большой партии по оптовым ценам она обойдется гораздо дешевле.
В среднем за комплект из трех вещей (юбка/брюки, блузка/рубашка и жилет) из натуральных тканей родителям придется заплатить около 2000–2500 руб. А потратить на школьную форму для своего ребенка более 1500 руб. пока может лишь 12% населения.
И вот вам "задачка для первоклассника": рубашка стоит 250–400 руб., жилет с галстуком – 500, брюки – от 1000 руб. Спрашивается, сколько семья Ивановых потратит денег на школьную форму Миши, если известно, что первоначальный комплект форменной одежды он испортил в конце первой недели обучения?
С другой стороны, если учесть, что вместо формы все равно придется покупать какую-то одежду для школы, то затраты на нее уже не покажутся такими большими. Может быть, мысль о том, что это не повседневная одежда, поможет ребенку избежать многих драк, лазаний через забор и научит бережно относиться к своим вещам.
Решение о введении школьной формы закону не противоречит. Но если ребенку, пришедшему на занятия в джинсах, отказали в конституционном праве на образование, он может подать стандартную жалобу в прокуратуру или суд на действия должностного лица, ущемляющие законные интересы и права граждан. Однако в негосударственной школе, с которой родители заключают договор и берут на себя обязательство выполнять ее устав и соблюдать правила внутреннего распорядка, данная ситуация рассматривается по-другому.
Мы попросили юриста, эксперта информационного центра "Ресурсы образования" П.В. Гулидова прокомментировать самые распространенные ситуации, с которыми сталкиваются родители, учителя и учащиеся.
В уставе школы записано, что все учащиеся должны носить школьную форму. Но родители одного класса против формы. Какие возможны варианты решения данной ситуации? Могут ли родители настаивать на отмене ношения школьной формы в их классе?
В письме Министерства образования РФ от 16.05.2001 № 22-06-666 "О школьной форме" (далее – Письмо о школьной форме) сказано, что с принятием Закона РФ "Об образовании" в 1992 г. введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано, и вопрос о необходимости ее введения для обучающихся рассматривается самостоятельно общеобразовательным учреждением, его органами управления (совет школы, родительский комитет, собрание, общешкольное родительское собрание, конференция, попечительский совет).
При этом согласно письму Министерства образования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203 "О введении школьной формы для обучающихся" (далее – Письмо о введении формы) при обсуждении вопроса о введении школьной формы должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей. Окончательное же решение по данному вопросу может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
Поэтому родители, высказавшиеся против ношения школьной формы, вправе вынести данный вопрос на рассмотрение органов внутришкольного самоуправления (в т. ч. родительского), но до принятия решения об отмене ношения формы один класс не вправе отказаться от того, что предписано уставом школы.
Другое дело, когда родители по объективным причинам (отсутствие денег) не могут обеспечить своих детей формой. В этом случае школа обязана создать им условия для получения формы бесплатно либо по сниженной цене. Иначе школа будет не вправе настаивать на обязательности ношения формы детьми из указанных семей.
В уставе школы есть пункт об обязательном ношении школьной формы, но ученик пришел в школу в свободной одежде и его выгнали. Законно ли это? Не противоречит ли это Закону РФ "Об образовании"?
Несмотря на то что требование об обязательном ношении школьной формы закреплено в уставе школы и поэтому должно исполняться всеми учащимися, правовых оснований для того, чтобы не допустить ребенка к занятиям в школе по причине нарушения этого требования, законодательство не содержит.
Закон РФ "Об образовании" и Типовое положение об общеобразовательном учреждении не ставит возможность получения общего образования в зависимость от ношения той или иной одежды. Недопущение ребенка на уроки необходимо рассматривать как нарушение его конституционных прав на получение образования.
С другой стороны, общеобразовательное учреждение (в лице органов внутришкольного самоуправления) вправе закрепить в своем уставе меры ответственности обучающихся и их родителей (в случае необеспечения ребенка формой без уважительных причин) за нарушение требований устава школы об обязательном ношении школьной формы. В исключительных случаях, в качестве наказания можно предусмотреть даже исключение из школы, которое, напомним, должно производиться в строгом соответствии с требованиями ст. 19 Закона РФ "Об образовании" и должно применяться лишь тогда, когда учащемуся, достигшему 15 лет, созданы все условия для приобретения и ношения формы, но он сознательно избегает этого, умышленно нарушая школьный устав.
В уставе школы ничего не написано об обязательном ношении школьной формы, но в одном из классов учитель настаивает на ее введении. Если родители против, что им делать? И если против только некоторые родители, а большинство "за", как быть?
Поскольку в уставе школы ничего не сказано об обязательном ношении школьной формы, никакая воля учителя или группы родителей не может повлиять на свободу учащихся и их родителей в выборе повседневной одежды для посещения школы.
В случае если действия учителя (учителей) или группы родителей, настаивающих на обязательном ношении школьной формы, приобретают "инквизиционный" характер (начинается давление на несогласных, в т. ч. путем "пристрастного" отношения в вопросах успеваемости), можно обжаловать действия учителя директору школы либо в вышестоящий орган управления образованием.
Кроме того, для оперативного решения такого рода проблем существует еще один орган – прокуратура, жалоба в которую подается в произвольной форме. Вопрос, как правило, решается в считанные недели и никогда больше не возникает.
Заинтересованные же учителя и родители, согласно указанным выше Письму о школьной форме и Письму о введении школьной формы, вправе обратиться в органы внутришкольного управления с предложением о введении обязательной школьной формы и внесении соответствующих изменений в устав школы.
Можно ли исключить ребенка из школы, если он регулярно приходит не в школьной, а свободной форме?
Согласно требованиям Закона РФ "Об образовании" (в т. ч. ст. 19) исключение из школы по указанной выше причине допустимо лишь при соблюдении следующих условий:
Требование о ношении школьной формы в качестве обязательного должно быть закреплено в уставе школы.
В уставе школы также должно быть прописано, что нарушение правил ношения школьной формы является грубым нарушением устава.
Несоблюдение обязанности по ношению школьной формы должно быть неоднократным (обязательно более двух раз). При этом критерий неоднократности должен быть также определен уставом школы.
Исключение за неношение школьной формы допускается лишь тогда, когда меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.
Исключить из школы можно лишь учащегося, достигшего возраста 15 лет.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Как видно, требование п. 4 практически сводит на нет возможность исключения учащегося за отказ от ношения школьной формы, поскольку на практике очень трудно будет доказать, что этим отказом он оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.
Пожалуй, единственная реальная возможность исключения ученика из школы по причине отказа от ношения школьной формы может возникнуть тогда, когда ученик не только не носит форму, но и повседневной своей одеждой оскорбляет нравственные чувства окружающих (слишком открытая одежда, одежда с непристойными надписями или рисунками и т. д.).
Ребенок не носит школьную форму, потому что в семье не хватает на это средств. Его ругают, но никакие санкции не применяют. Зато "третируют" морально: высмеивают перед одноклассниками, позорят на общешкольных линейках, не поручают интересных дел и т. д. Как поступать родителям?
Как уже отмечалось выше, Письмо о введении формы предписывает общеобразовательному учреждению принимать решение об обязательном ношении школьной формы лишь при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей.
Если школа не может обеспечить эту категорию обучающихся бесплатной (либо по льготной цене) формой, обязательность ее ношения должна быть исключена из устава и не должна применяться.
В указанном случае родители детей из малообеспеченных семей вправе подать в органы управления образованием и (или) прокуратуру жалобу, в которой необходимо изложить два основных требования:
Привлечь к ответственности виновных в "третировании" ребенка и принять меры к недопущению таких действий впредь.
Обязать школу обеспечить детей из малообеспеченных семей бесплатной (либо по льготной цене) школьной формой либо обязать школу исключить из устава положения, предписывающие обязательность ее ношения.
Любая же дискриминация прав учащихся по мотивам неношения школьной формы (тем более по уважительным причинам) абсолютно недопустима и может повлечь за собой привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности (вплоть до уголовной, либо увольнения по виновному основанию).

И в заключение хотелось бы обратиться к родителям школьников: решение о введении в школе, где учится ваш ребенок, ученической формы напрямую зависит от вас. Участвуйте в делах школы и класса, отстаивайте свои взгляды, аргументируйте их, изучайте проблемы. Можно до хрипоты доказывать друг другу, что школьная форма – это плохо, но ничего не сделать, чтобы попытаться ее отменить. А можно собрать заседание общешкольного родительского комитета, выступить с конкретным предложением и убедить всех в правильности своего мнения. Не хотите, чтобы ваши дети ходили в тусклой мешковатой одежде, – найдите фирму, производящую качественную школьную форму, из разнообразной коллекции которой можно выбрать то, что понравится и вам, и ребенку.
А педагогу необходимо проявлять чуткость и индивидуальный подход к своим ученикам, прививать им чувство прекрасного, такт и культуру поведения. И тогда на празднике Последнего звонка ваши выпускники повяжут бантики и наденут не коричневые платья школы 80-х, а форму, которая отличит их от сверстников, выделит из миллионов бывших школьников и заставит гордиться тем, что они учились именно в этой школе и в этом классе.
Подготовила Н. Сайкова

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.