Служба и боевое применение
Энциклопедия танков СССР
(Коршунова Дениса)
(информация с http://ru.wikipedia.org)
Легкие Танки
Русский «Рено» (также «Рено-русский») «Танк М», «Танк КС» (Красное Сормово); в ряде источников именуется «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“», по имени собственному первого танка серии — первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство. Классификационно относился к лёгким танкам непосредственной поддержки пехоты. Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Выпускался в 1920—1921 годах на Сормовском заводе (Нижний Новгород) малой серией в 15 машин.
Несмотря на официальное принятие на вооружение Красной Армии в 1920 году, в каких-либо боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали[1]. На вооружении состояли до 1930 года.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Серийное производство
- 3 Описание конструкции
- 3.1 Корпус и башня
- 3.2 Вооружение
- 3.3 Двигатель и трансмиссия
- 3.4 Ходовая часть
- 3.5 Электрооборудование
- 4 Попытки модернизации
- 5 Служба и боевое применение
- 6 Сохранившиеся экземпляры
- 7 Оценка машины
- 7.1 Оценка характеристик
- 7.2 Сравнение с зарубежными аналогами
- 8 «Русский Рено» в массовой культуре
| История создани
В начале 1917 года Российская империя вплотную подошла к производству собственных полноценных танков. Этому во многом способствовал солидный опыт создания бронеавтомобилей, а также достаточно мощная промышленность, способная осуществить выпуск таких несомненно передовых для своего времени изделий, как танки. И хотя первые «опыты» России на этом поприще нельзя назвать удачными — ни крохотный «Вездеход», ни ужасающий «Царь-танк» не обладали сколько-нибудь реальной боевой ценностью — к 1917 году появились и вполне осуществимые проекты, такие, как так называемый танк Рыбинского завода. Кроме того, имелись вполне успешные опыты создания боевых машин на базе полугусеничных тракторных шасси — таковым являлся бронированный трактор Гулькевича. Возможно, к концу 1917 года Российская империя уже приступила бы к выпуску отечественных танков, однако две революции надолго отодвинули танкостроение с повестки дня.
Таким образом, первыми танками, оказавшимися на русской земле, стали британские и французские машины, в небольшом количестве поставленные странами Антанты в 1919 году в виде военной помощи Добровольческой армии генерала А.И. Деникина. Части Белого движения применяли их в основном для поддержки действий пехоты и кавалерии в боях 1919—1920 годов. Британия была представлена тяжёлыми танками Mk V различных модификаций и одним «шальным» средним танком Mk B, Франция же — лёгкими танками «Рено» FT-17. Два последних солдаты 2-й Украинской советской армии захватили в марте 1919 года в боях под Одессой, причём обе машины были взяты в исправном состоянии.
Трофейный танк был отправлен в Москву в качестве подарка В. И. Ленину. 1 мая 1919 года танк участвовал в праздничном параде на Красной площади. Ленин заинтересовался машиной и дал указание организовать производство аналогичных танков. С этой целью осенью 1919 трофейный «Рено» был доставлен на Сормовский завод. Однако до завода танк доехал не целиком — часть деталей была попросту украдена в пути. И. И. Волков, один из инженеров Сормовского завода, принимавших участие в проектировании танка КС, впоследствии вспоминал:
| Приступать к строительству танков приходилось в исключительно трудных условиях. В стране разруха. Необходимой техники нет. Что и говорить, было над чем поломать голову. Однако вера Ленина в рабочего человека вдохновляла сормовцев... К нам на завод был прислан легкий танк «рено», захваченный в боях на Южном фронте. Вот, говорят, наш образец. Делайте. А «образец» этот больше походил на груду металла, чем на настоящий танк. В нем отсутствовали важнейшие узлы. Не было мотора, коробки передач, множества других ценных деталей. Но унывать было некогда. В два месяца нужно было изготовить техническую документацию...
|
| С сентября по декабрь 1919 года конструкторы Сормовского завода во главе с Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым всесторонне изучали танк и разрабатывали чертежи для изготовления аналогичной машины. Конструкторам завода предстояло не просто скопировать танк, но и восстановить в чертежах недостающие узлы боевой машины. Для этого на заводе организовали специальную конструкторскую бригаду. Кроме того, на помощь инженерам-сормовцам были направлены конструкторы с Ижорского завода.
Танки собирали в дизельном цехе сормовского завода. Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями — Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО (нынешний ЗИЛ) — двигатели. 31 августа 1920 года заводом был выпущен первый образец, который получил имя «Борец за свободу товарищ Ленин».
Испытания машины проводились с 13 по 21 ноября 1920 года. В «Краткой справке об изготовлении первого танка», посланной членами испытательной комиссии на имя В. И. Ленина, говорилось, что «танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет собой надежную боевую единицу».
Описание конструкции
В целом, «Рено-русский» почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа и представлял собой однобашенный легкий танк классической компоновки с противопульным бронированием. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя, помещавшегося в передней части корпуса, и командира-стрелка, размещавшегося в башне стоя на полу танка или полусидя в брезентовой петле.
Корпус и башня
Танк имел корпус коробчатой формы, собиравшийся из катаных бронелистов на каркасе при помощи заклепок. Башня также имела каркасную структуру. Броневые листы толщиной 7-22 мм обеспечивали удовлетворительную противопулевую защиту. При этом лобовые листы корпуса и башни устанавливались под большими углами к вертикали.
В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели. При этом с мест членов экипажа обеспечивался достаточно хороший обзор местности, кроме того, непростреливаемое («мертвое») пространство в направлении движения танка было очень небольшим.
Вооружение
Согласно первоначальному проекту, «Русский Рено» должен был выпускаться в пушечном и пулемётном вариантах, причём на один пушечный танк приходилось два пулемётных. Таким образом, первая партия танков должна была включать 10 пулемётных машин и 5 пушечных. Связано это было, главным образом, с аналогичным составом вооружения «образцового» танка Renault FT-17, вооружавшегося либо короткоствольной 37-мм пушкой Puteaux SA 18, либо пулемётом Гочкисса.
Задача выбора конкретной артиллерийской системы была возложена на бывшего артиллерийского офицера Русской Императорской армии Макарова. В короткое время он изучил имевшиеся в распоряжении артсистемы подходящего типа и рекомендовал следующие орудия для вооружения танков:
- 37-мм траншейная пушка образца 1915 года (траншейная пушка Розенберга);
- 37-мм траншейная пушка Круппа (Грюзона);
- 37-мм морская катерная пушка Гочкисса.
Устанавливать орудия предполагалось в «качающейся люльке автомобильного образца». Окончательный выбор орудия определил тот факт, что пушки Розенберга и (Грюзона) остро требовались на фронте в качестве батальонных орудий. Таким образом, военные остановились на 37-мм морской пушке Гочкисса.
Предполагалось, что орудия для танков будут изыскиваться на военно-морских складах и поступать на Путиловский завод для капитального ремонта и регулировки, а также установки бронемаски и нового плечевого упора. На деле, однако, набор орудий оказался довольно пёстрым. В частности, из первых пяти орудий, прибывших на Сормовский завод с Путиловского в сентябре 1920 года, две представляли собой 37-мм пушку Puteaux SA 18 французского производства (причём одна с «левой», а другая с «правой» нарезкой), ещё две - короткоствольные пушки Гочкисса выпуска Обуховского завода, а пятая пушка являлась опять-таки французской пушкой Гочкисса, но на этот раз длинноствольной. Позднее, правда, выяснилось, что две из пяти пушек неисправны. Взамен них Путиловский завод прислал ещё два орудия. Остальные танки предполагалось вооружить 8-мм пулемётами Гочкисса.
Однако в конце 1920 года в Наркомвоенмор поступила информация, что производство во Франции пулемётного варианта Renault FT-17 прекращено, а имеющиеся танки перевооружаются пушками. В связи с этим, было принято решение вооружить пушками все танки «Рено-русский», для чего в начале 1921 года Путиловскому заводу был выдан дополнительный заказ на ещё 10 37-мм орудий.
Боекомплект танка с пушечным вооружением состоял из 250 унитарных артиллерийских выстрелов.
Двигатель и трансмиссия
На танке КС устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный однорядный автомобильный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 34 л.с, позволяющий танку двигаться со скоростью до 8,5 км/ч. Двигатель располагался продольно в кормовой части корпуса и был направлен маховиком в сторону носовой части. Система зажигания — от магнето. Пуск двигателя производился из боевого отделения с помощью специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи с помощью пусковой рукоятки.
Механическая трансмиссия состояла из конического главного фрикциона сухого трения (сталь по коже), 4-ступенчатой коробки перемены передач, бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов поворота) и 2-ступенчатых бортовых передач.
Ходовая часть
Ходовая часть применительно к одному борту состояла 9 опорных и 7 поддерживающих катков, направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, и ведущего колеса заднего расположения. Поддерживающие катки (кроме заднего) были подрессорены винтовой спиральной пружиной. Подвеска балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами, прикрытыми броневыми листами. Гусеница — крупнозвенчатая цевочного зацепления.
Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость. Для увеличения профильной при преодолении рвов и эскарпов в кормовой части был установлен съёмный кронштейн («хвост»). С «хвостом» машина была способна преодолевать ров шириной до 1,8 метра и эскарп высотой до 0,6 метра, валить деревья толщиной до 0,25 метра, не опрокидывалась на подъёмах до 38° и при кренах до 28°. Минимальный радиус поворота равнялся ширине колеи машины (1,41 м).
Электрооборудование
Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, напряжение бортовой сети 6 В. В качестве источника электроэнергии использовалась аккумуляторная батарея. Средств радиосвязи танки не имели[2].
Попытки модернизации
Служба и боевое применение
Танк «Рено-русский» со смешанным вооружением на манёврах. 1920-е годы.
Бойцы автобронеотряда на политинформации возле танка «Рено-Русский». 1924 год.
Каждый из выпущенных танков типа «Рено-русский» имел имя собственное, дававшееся прямо на заводе, непосредственно после постройки машины. Имена выбирались в духе того времени, в основном в рамках революционной тематики:
Имена собственные танков «Русский Рено» выпуска 1920—1921 годов[3]
| № машины
| Имя собственное
| |
| «Борец За Свободу тов. Ленин»
| |
| «Парижская Комунна»
| |
| «Карл Маркс»
| |
| «Лев Троцкий»
| |
| «Лейтенант Шмидт»
| |
| «Карл Либкнехт»
| |
| «Красный Борец»
| |
| «Красная Звезда»
| |
| «Пролетарий»
| |
| «Свободная Россия»
| |
| «Черноморец»
| |
| Не установлено
| |
| «Буря»
| |
| «Керчь»
| |
| «Победа»
| | «Русские Рено» поступали на вооружение автобронеотрядов (А-бо) Красной Армии, однако ни в каких боевых действиях не участвовали. Встречающаяся в отдельных источниках информация о применении танков в боях Гражданской войны в России[4] или Советско-польской войны 1919—1921 годов[5] не соответствует действительности[1][6]. Бо́льшая часть танков вообще поступила на оснащение А-бо уже после окончания боевых действий[1]. Первый автобронеотряд, полностью оснащённый танками «Рено-русский», был сформирован приказом РВСР № 1375 7 февраля 1922 года и получил номер 7[1]. Штатная материальная часть отряда включала 5 «Русских „Рено“» — № 1 «Борец За Свободу тов. Ленин», № 2 «Парижская коммунна», № 9 «Пролетарий», № 13 «Буря» и № 15 «Победа», причём последний не имел вооружения. Также в штат матчасти 7-го А-бо входил один грузовик неустановленной марки. Интересно то, что личный состав для 7-го автобронеотряда отбирался по весьма специфическому признаку — наличию у танкистов знаний в области… сельского хозяйства. Объясняется такой подход достаточно просто — уже в момент формирования автобронеотряд предполагалось отправить в поражённое голодом Поволжье, при этом танки должны были использоваться в качестве тракторов для вспашки полей. Тем не менее, командный состав был сформирован из резервистов танкового дивизиона, причём все командиры танков (кроме одного) до Революции служили в Русской Императорской армии в чинах не ниже унтер-офицера. Кроме того, все они, кроме двоих и адъютанта отряда, прошли курсы московской Высшей броневой школы (ВБШ). Уже 4 марта 7-й А-бо отправился к «месту службы» в Саратов, успев перед этим принять участие в параде на Красной площади по случаю дня РККА 23 февраля 1922 года[3]. Туда же отправился и сформированный с той же целью 6-й А-бо, укомплектованный французскими Renault FT-17[3]. Данные о дальнейших действиях отрядов отсутствуют.
Также имеются данные, в соответствии с которыми весной 1922 года два «Рено-русских» планировалось использовать в борьбе с бандитскими и повстанческими группировками в районе средней Волги, однако начавшийся ледоход заставил военных отказаться от этой идеи[3].
После 1924 года танки типа М стали один за другим постепенно выходить из строя, хотя, используя детали списанных трофейных танков «Рено FT-17», в 1926 году удалось отремонтировать 8 танков. Отремонтированные машины до 1929 года состояли на вооружении частей Ленинградского и Московского военного округов.
Официально танк «Рено-русский», как и его французский прообраз Renault FT-17, был снят с вооружения весной 1930 года, однако сразу танки в переплавку не пошли. Согласно «Справке о наличии танков старых систем»[7], составленной УММ РККА немногим менее года спустя, по состоянию на 30 января 1931 года все 15 «Рено-русских» всё ещё имелись в наличии:
«Рено-русский»: 1. Бронекомандные курсы — 1 шт., 2. Гражданские ВУЗы — 9 шт., 3. 2-й танковый полк — 1 шт., 4. Военно-техническая академия — 2 шт., 5. Орловская танковая школа — 1 шт., 6. ЦЛПС — 1 шт. Всего — 15 шт. (с вооружения сняты).
В течение нескольких последующих лет машины были выведены на базы хранения и постепенно разобраны. В соответствии с аналогичной проверкой в марте 1938 года, ни одного «Русского „Рено“» в наличии не имелось, а Renault FT-17 оставалось лишь 2 штуки (на складе № 37)[7].
Сохранившиеся экземпляры
Памятник первому советскому танку у проходной Завода «Красное Сормово»
После снятия с вооружения в 1930 году, все танки типа «Рено-русский» были постепенно разобраны. Вопреки расхожему мнению, ни одного экземпляра танка «Рено-Русский» до наших дней не сохранилось[8].
Существуют, однако, две позднейшие копии «Русского „Рено“» в натуральную величину. Первая из них, весьма достоверно выполненная, была собрана в 1970-х годах специалистами НИИБТ Полигона в подмосковной Кубинке и установлена на территории военной части в качестве памятника. Впоследствии, при организации на базе полигона Центрального музей бронетанкового вооружения и техники, макет «Танка М» был перенесён на новый постамент на территории музея, где и находится в настоящее время. Второй макет «Рено-русского» является, вместе с танком Т-34-85, частью памятника, установленного в Нижнем Новгороде (в то время Горьком) на площади возле проходной завода «Красное Сормово». Памятник был открыт 9 мая 1980 года, в ознаменование 35-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне[8].
Оценка машины
Оценка характеристик
В целом, «Русский Рено» являлся вполне современной по тем временам машиной — по своим ТТХ танк не уступал прототипу, а по максимальной скорости и бронированию — превосходил. Однако его высокая стоимость и общая слабая готовность промышленности к подобным изделиям обусловили очень ограниченное производство и использование этого танка. Надежность машины также оставляла желать лучшего. Однако главная заслуга «Рено-Русского» заключается в том, что он был первым советским танком. Опыт, полученный при его изготовлении, позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинальных отечественных танков типа МС-1. Также этот танк впервые в мире был оснащён смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|