Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России





Я

Под регулированием деятельности рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на рынке всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:

Законодательная и идеологическая функции (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов).

Стимулирующая функция (создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые секторы экономики).

Административная функция (прямое административное регули­рование рынка, применение санкций).

Контрольная и надзорная функции (контроль за экономической безопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм).

Арбитражная функция (разрешение споров между участниками рынка через систему судебных органов).



Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;

- формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участника рынка ценных бумаг, т.е.:

- государство является эмитентом ОФЗ (облигаций федерального займа), субфедеральных и муниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральной муниципальной власти;



- является инвестором на рынке фондовых инструментов как владелец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных государством предприятий;

- выполняет функции профессионального участника в лице Центрального банка РФ, который является посредником в размещении гос. ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизированных предприятий.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется в виде прямого вмешательства в функционирование рынка, а также в виде мер по косвенному регулированию рынка.

Государство может воздействовать на состояние рынка ценных бумаг через кредитно-денежную политику Банка России (Центральный банк Российской Федерации). Также Банк России, с помощью политики открытого рынка, покупает или продает на рынке акций государственные ценные бумаги.

Рынок ценных бумаг в РФ также в значительной мере реагирует и на учетную политику Банка России. Необходимо отметить, что в период повышения учетной ставки курс акций обычно снижается, и наоборот, при понижении учетной ставки ЦБ курс акций идет на повышение, так как возникают возможности для развития бизнеса и следовательно получение компанией, чьи акции находятся на биржи, большей прибыли.

Рынок акций также сильно реагирует на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить коммерческие банки в Банке России. ЦБ РФ может использовать такой инструменту, чтобы быстро сократить объемы кредитования на рынке, с помощью увеличения нормы резерва, или расширить количество кредитов на рынке с помощью понижения нормы резерва. Расширение объемов кредитования приводит к увеличению доступности денег в стране и снижает уровень ссудного процента



С 1 сентября 2013 года в России начал работать мегарегулятор всего финансового рынка, созданный в рамках Банка России. Помимо надзора над коммерческими банками в его функции входит контроль за небанковскими финансовыми организациями, включая страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, брокерские компании, микрофинансовые организации.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ гос. регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем3:

- гос. регистрации выпусков (или дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Служба Банка России по финансовым рынкам в соответствии с федеральными законами осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и сферой их деятельности. Некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

· профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

· специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

· акционерных инвестиционных фондов;

· клиринговую деятельность;

· деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

· деятельность организатора торговли;

· деятельность центрального депозитария;

· деятельность субъектов страхового дела;

· негосударственных пенсионных фондов;

 

Основные функции, которые призвана выполнять Служба Банка России по финансовым рынкам:

· надзорная;

· консультационная;

· регулирующая в рамках компетенции;

· правоустанавливающая;

· контрольная.

Для выполнения указанных функций определены следующие задачи:

· Участие в развитии финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры

· Участие в обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям

· Проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций

· Формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации

· Регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями

· Защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

Обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

 

Помимо федеральногорегулирования рынка ценных бумаг, регулирование рынка может осуществляться на уровне саморегулируемых организаций или профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО).

В соответствии с действующим законодательством государство может передавать часть своих функций по регулированию и надзору уполномоченным организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг — СРО.

По российским правовым нормам СРО осуществляют свою деятельность в виде:

— ассоциаций;

— профессиональных союзов;

— профессиональных общественных организаций.

Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике:

— саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;

— поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала;

— развитие инфраструктуры финансового рынка;

— проведение совместных научных разработок;

— коллективное предпринимательство в своих интересах и защита интересов инвесторов.

Членство в СРО является добровольным. Функции надзора за деятельностью саморегулируемых организаций и контроля за их созданием в России, которые до недавнего времени осуществляла ФСФР, перешли Службе Банка России по финансовым рынкам.

Следует отметить, что достаточно часто профессиональные участники рынка ценных бумаг являются членами нескольких СРО одновременно. Поэтому точно оценить общее участие профессиональных участников в механизмах саморегулирования сложно. По данным ФСФР России, в среднем 33% общего числа профессиональных участников рынка ценных бумаг являются членами хотя бы одной саморегулируемой организации, самый высокий уровень участия в СРО среди регистраторов — 75%. Достаточно представительным является присутствие членов СРО среди участников биржевых торгов.

Таким образом, регулирование рынка ценных бумаг представляется более эффективным при использовании разносторонней системы регулирования со стороны как государства, так и саморегулируемых организаций.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента в Российской Федерации, является Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.