Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности дружбы в подростковом возрасте





Нами было проведено исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте. В данном исследовании использовалась анкетирование на тему "Как я выбираю друга", а так же методика "Оценка отношений подростка с классом", разработанная Ч.Д. Спилбергом. В исследовании приняли участие 15 человек, в возрасте от 11 до 14лет из СОШ №3 г. Хойники.

В результате социологического исследования на тему: «Как я выбираю друга», были получены следующие результаты.

Результаты исследования достаточно однородны, в следствие чего вырисовывается четкая картина взглядов подростков и юношества на предмет дружбы и выбор друзей.

Большинство испытуемых: (75%) ответили, что имеют много друзей; 100% в основе общности подростков с друзьями лежат: интересы, и 60% совместное проведение досуга, 60% личные симпатии; место жительства не играют решающей роли при построении дружеских связей.

При выборе ключевого понятия слова «дружба», мнения испытуемых разделились по трем категориям:

  • 65% - взаимопонимание
  • 45% - доверие
  • 30% - оказание помощи

Таким образом ключевым понятием дружбы у подростков и юношества являются все вышеуказанные определения. Причем с годами представление о дружбе и дружеских отношениях у подростков не менялось.



Больше всего в дружеских отношениях подростки ценят:

  • 60% - приветливое сердечное отношение
  • 80% - готовность в любую минуту оказать помощь

Разрушить дружбу, даже давнюю и крепкую, может:

  • 60% - публичная критика
  • 50% - неуважение другом мнения
  • 40% - не сохранение доверенных тайн

На вопрос, «в каком возрасте между людьми устанавливаются самые прочные связи?», разброс вариантов пришелся между:

  • 45% - к 20-45 годами жизни
  • 35% - с самого детства и на всю жизнь

Дети в большинстве удовлетворены своими друзьями, 65% - дружескими отношениями, 55% не стали бы ничего менять в своем друге или подруге.

Однако, на вопрос: разочаровывают ли вас друзья, и что является поводом, ответы были следующие:

  • 60% - нет
  • 35% - да, разочаровывают

Поводом являются:

  • предательство
  • недоверие
  • ложь
  • непонимание

В целом, дружеские контакты имеют для ребят решающее значение, 90% - большинство может поделиться своими проблемами именно с другом, 40% - доверяет свои трудности родителям, 25% способны довериться только себе.



Наличие друзей в подростковом и юношеском возрасте является обязательной составляющей педагогической, и что важнее, социальной адаптации. В подростковом возрасте, группа сверстников является референтной группой, ее наличие и значимость оцениваются подростками и юношеством в первую очередь. При выборе друзей, построении дружеских отношений, подростки в первую очередь ориентируются на близость духа, и моральные качества личности.

Второю методику, которую мы провели в том же классе, называется «Оценка отношений подростка с классом», разработал эту методику Ч.Д. Спилберг. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».



Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим» (см. Приложение 2).

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К».

Из диаграммы, приведенной ниже, видно, что из 15 учащихся, 11 человек воспринимают группу как «коллектив». 3 человека оказались «индивидуалистическим» типом восприятия. И 1 человек оказался «прагматическим» типом индивида.

Можно сделать вывод, о том, что из этого класса большинство учащихся воспринимает своих одноклассников, как самостоятельную ценность.

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что "плохих" или "хороших" ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».

Ключ для обработки анкеты:

Индивидуалистическое:

1В; 8А; 2А; 9Б; ЗБ; 10Б; 4Б; 11А; 5Б; 12А; 6Б; 13В; 7Б; 14В.

Коллективистическое:

1Б; 8В; 2В; 9А; 3В; 10В; 4А; 11В; 5В; 12Б; 6А; 13Б; 7А; 14А.

Прагматическое:

1А; 8Б; 2Б; 9В; ЗА; 10А; 4В; 11Б; 5А; 12В; 6В; 13А; 7В; 14В.

 

КВ - коэффициент взаимности низкий

Рис 1. Оценка отношений подростка с классом.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Для изучения взаимоотношений широко распространены различные формы социометрического метода. Социологические концепции и методы, позволяющие выявлять психологические аспекты человеческих взаимоотношений (симпатии, антипатии, безразличие, отвержение и т. д.), представители микросоциологии изображают в качестве единственно возможных отношений между людьми.

Социометрический метод изучения взаимоотношений в малых группах давно уже отделился от социологической теории и применяется как самостоятельный способ научного исследования. Социально-психологические исследования малых (контактных) групп и коллективов, совпадающих с ними по объему, почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию (вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы (коллектива) для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях). Четкое понимание того, что социометрическое исследование измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет весьма существенное теоретическое и практическое значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных. На основе социометрического статуса нельзя рекомендовать члена группы на ту или иную руководящую должность, которая в ряде случаев требует иных качеств, чем те, которые определяют то или иное положение в подсистеме взаимоотношений (статус).

По данным «опроса» и «оценке отношений подростка с классом», которая была проведена, можно сделать вывод: уровень взаимоотношений между учащимися класса высокий.

 


 

Заключение

Мы рассмотрели важнейшие закономерности дружбы, стараясь всюду, где только можно, опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки. Рационально объяснить дружбу – значит свести ее к каким-то утилитарным, нормативным соображениям. Наука обязана делать это. Но при этом остается как раз та не рассуждающая самоценность, в которой нравственное сознание усматривает самую сущность дружбы.

Противоречие существует уже на уровне обыденного сознания. С одной стороны, мы говорим, что необходимо знать своих друзей, не бояться указывать им на недостатки. С другой стороны, моральный кодекс дружбы осуждает взгляд на друга со стороны, обсуждение его характера, внутреннего мира и своих взаимоотношений с ним с посторонними и тем более манипулирование его личностью. Отношение к другу как к вещи этика считает безнравственным, приписывая дружбе абсолютную, самодовлеющую ценность.

В дружбе эти свойства выражены особенно наглядно. Как моральное отношение дружба возникает лишь после того, как межличностная связь перестает считаться простым проявлением эмоционального влечения, социальной обязанностью или результатом рационального расчета. Ни влечение, ни ритуал, ни расчет не перестают от этого существовать и не утрачивают своего автономного значения. Однако они подчиняются теперь более высоким нравственным соображениям, совмещаются с понятиями долга и добродетели. Отныне «настоящая дружба» становится эталоном, по которому оцениваются все реальные личные отношения. Как бы ни варьировался этот эталон в разных обществах и у разных классов, в нем всегда представлены такие личности константы, верность, независимость от ситуативных соображений. Ведь, по выражению К. Маркса, «мораль живится на автономии человеческого духа…».

Регулируя поведение людей, всякая мораль постулирует какие-то нормы взаимозависимости, дисциплины, солидарности. При этом, выступая всеобщим эталоном человеческих отношений, дружба являет собой воплощение альтруизма, сотрудничества, мира. Разумеется, эта всеобщность обманчива. Античный человек и подумать не мог о равенстве и дружбе между свободными и робами. Какие-то ограничения такого рода присущи любому классово антагонистическому обществу. Кроме того, реальные межличностные отношения всегда предполагают сложную совокупность мотивов. Социально-психологические теории, описывающие дружбу как обмен, взаимное подкрепление или ролевое взаимодействие, отражают реальные поведенческие, эмоциональные и познавательные процессы. Недаром слово «дружба» применяется не только к межличностным контактом, но и к отношениям между народами, государствам. При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется, прежде всего, социально – нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых сойдется их союз. Примером античной дружбы неизменно связаны с героическими деяниями, воинскими подвигами или борьбой за свободу. Романтическая дружба опосредствуется совместными духовными исканиями, протестом против холодного «вечного» мира, художественным творчеством. Много ярких примеров дружбы дает история революционного движения.

Сама потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, щедрее к людям.

 


 

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999;

2. Бернс Р. Я-концепция и воспитание Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997;

3. Боцманова Э. М., Захарова А. В. Дружба в подростковом возрасте;

4. Волков Б. С. Психология подростка – 3-е изд. исправл. И доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с;

5. Гавриловец К. В. Дружба, товарищество, любовь. Мн: Народная асвета, 1981. – 48с;

6. Кон И. С. - Дружба: Этико-психологический очерк. Политиздат, 1980. – 80 с;

7. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education. – Vol. 2. – New York: Appleton, 1904.

8. Кон И.С. Дружба. 4-е издание, доп. СПб.: Питер, 2005. – 330 c.;

9. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.1. – М.:Владос,2001. – 688с. – С. 601 - 604;

10. Родионова Е.А. Общение как условие развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981;

11. Туревская Т.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1994;

12. Информационный ресурс по психологии [Электронный ресурс].-2005.- Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/soc79.html.- Дата доступа 12.12.2014.

13. Информационный ресурс по психологии [Электронный ресурс].-2008.- Режим доступа: http://www.glavsovet.ru/junior/junior27.php.- Дата доступа 12.12.2014.

14. Информационный ресурс по психологии [Электронный ресурс].-2008.- Режим доступа: http://upodrug.ru/posts/2143.- Дата доступа 12.12.2014.

15. Информационный ресурс по психологии [Электронный ресурс].-2005.- Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/soc85.html.- Дата доступа 12.12.2014.


Приложение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.