Сделай Сам Свою Работу на 5

Дружба в подростковом возрасте





Как известно, в любом коллективе возникают избирательные отношения: интимно-дружеские отношения складываются далеко не между всеми членами коллектива, то же самое мы наблюдаем и в коллективе подростков. Их отношения безусловно индивидуально-избирательны.

К периоду подросткового возраста дети подходят с разным запасом привычек, склонностей, умений, каждый со своим набором индивидуальных особенностей. К этому времени у ребенка уже сложились основные черты характера. У разных детей различны темпы развития тех или иных психических процессов - мышления, памяти, восприятия, воображения. Индивидуальные особенности ребенка, определяемые не только особенностями его нервной системы, темперамента, но и условиями развития, весьма своеобразно окрашивают общие для всех возрастные проявления. Но независимо от индивидуальных особенностей и специфики предшествующего развития каждый подросток проходит через приобщение к коллективу сверстников с открытием для себя его значимости и важности. Однако выбор друга, сверстника для интимно-личностного общения всегда индивидуален.

Задушевный друг очень нужен подростку. Поиск друга - важный момент в его жизни. В поиске задушевного друга подросток пристально анализирует поступки и отношения людей, в дружбе формируются его общественный опыт, общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, коллективизм, готовность помочь в беде и т.п.



Отношение подростка к другу становится все более и более взрослым: его уже не удовлетворяет просто "быть вместе" - играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. Если перевести на "взрослый" язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: "Мой друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, быть как бы частицей моего я" [10, 604].

Вот что говорят сами подростки о хорошем друге: во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступается за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен, умеет дружить по-настоящему.



К другу, как видим, предъявляются большие требования. Друг должен быть идеальным человеком, должен воплощать все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом. Вот один из таких рассказов: "Он смелый, ловкий, все умеет делать, хорошо прыгает, играет в баскетбол, катается на велосипеде, стреляет. А дома помогает маме. Он всегда что-нибудь выдумывает, что-нибудь рассказывает, с ним интересно. Он веселый, никогда не врет, не сваливает вину на других. Он никогда не подведет: если сказал, значит, сделает". Подросток видит потенциальные возможности друга, верит в его ум и способности.

Друг становится для подростка тем конкретным образцом, который помогает ему определить требования к собственному поведению. Более того, сам поиск образца зачастую выливается в поиск друга. И тогда размышления о поступках и качествах товарищей становятся размышлениями о том, "каков мой друг", если он есть, или "каким он должен быть", если его еще нет.

Много сил тратит подросток на поиски друга. Эти поиски, расходясь кругами, как от брошенного в воду камня, обычно захватывают любой коллектив подростков; в постоянном неуловимом движении находится группы, меняются отношения. Ребята ищут то, что соответствует их рождающимся идеалам, новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды.

Подросток очень резко осуждает те качества, которые он считает не соответствующими нравственному кодексу. Вот примеры таких резких суждений из сочинений пятиклассников: "Он вредный, любит другого подвести, а сам в стороне остаться. Он подбивает друзей на плохие поступки", "он пользуется своей силой и зазнается", "пристает к младшим, обижает слабых".



Подросток много думает о своих взаимоотношениях с близкими друзьями, о взаимоотношениях ребят между собой, анализирует их. Его волнует, если в этих отношениях проявляется несправедливость, унижается человеческое достоинство. В отношениях с другом он ищет взаимопонимание, сопереживание, душевную тонкость. Он особенно высоко ценит равноправие, верность в дружбе, солидарность - все те требования, которые взрослые предъявляют в основном друг к другу, но не к детям.

Высоко оцениваются подростками и такие качества, как глубина и широта знаний, разнообразие интересов, сила, ловкость, выносливость.

В дружбе подростков в значительной степени складываются, апробируются и оттачиваются их идеалы. Ведь подросткам есть с кем сравнивать своих друзей: у ребят этого возраста, как правило, уже имеется тот идеал, который воплощает в себе все лучшее, которому они хотят подражать, "строить жизнь с кого". Это исторические личности, герои войн, литературные герои. Эти идеалы создают для подростка ту психологическую перспективу, дорога к которой идет по более близким ориентирам, доступным непосредственному наблюдению, оценке, подражанию.

Но всегда ли дружба несет подростку только хорошее?

Всякую ли дружбу нужно поддерживать и укреплять? Ведь образцы различны как по своему содержанию, так и по общественной ценности. Играя огромную роль в формировании личности подростка, они тем не менее далеко не всегда ведут подростка по самому правильному пути.

Если плохо складывается общение в классе, во дворе, не получается, допустим, дружба с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникают охлаждение, угроза отчуждения, подростки, попавшие в такую неблагоприятную ситуацию, ищут новую сферу общения и при этом могут пойти на случайные контакты, лишь бы только не остаться в одиночестве.

Иногда бывает так, что вы ясно видите, что «друг» вашего сына уводит его с прямой дороги, плохо влияет на него, а сын не может противостоять ему. Такая дружба становится особенно опасной, если не все благополучно в отношениях подростка со взрослыми - с родителями, учителями или другими близкими ему людьми. В таких случаях грубость, которую он заимствует у своих новых друзей, становится для него формой протеста против не удовлетворяющих его отношений со взрослыми. Прежде всего нужно снять отрицательную эмоциональную окраску этих отношений. Можно, например, найти какое-то дело, которое бы увлекло, заинтересовало вашего сына. Для вас это дело создало бы почву для установления новых контактов с ним -деловых, лишенных эмоционального напряжения, приведшего к конфликту.

С большой осторожностью надо выбирать способы непосредственного влияния на дружеские отношения подростков. Не следует в этих случаях прибегать к прямому запрету, поскольку его результаты нередко бывают обратными. Нежелательная дружба еще больше укрепляется, но при этом уходит в "подполье", становится тайной и поэтому еще более опасной. Родители по существу теряют всякую возможность контролировать эти отношения, а они развиваются дальше и в конечном итоге могут привести к печальному финалу.

Возможно, более эффективным будет другой путь: попытаться вызвать подростка на открытый "бой", на конкретных поступках "друга" показать, что смелость его оборачивается в каких-то ситуациях трусостью, независимость граничит с грубостью и наглостью, а его геройство основано на неуважении к личности другого человека. Такие споры или беседы должны быть обязательно конкретными. Разговор должен идти именно про этого друга, про этого подростка, а не про плохих мальчиков и девочек вообще. Необходимо развенчать именно этот образец, именно этого кумира. И не ждите, что это удастся сделать легко и быстро. Это потребует от вас значительно больших усилий, чем просто запрет, но и даст несравненно лучшие результаты.

Но следует помнить, что так называемый опасный друг сам часто не умеет оценить свои поступки, и его поведение является результатом дефектов нравственного воспитания, своеобразной морально-этической слепоты. Изучение трудных подростков показывает, что эта трудность нередко является следствием неумения найти свое место среди товарищей, не сложившихся дружеских отношений. Состояние конфликта с товарищами очень тяжело переживается подростком. Боязнь быть отвергнутым сверстниками становится для него не только источником беспокойства, но и нередко толкает на такие поступки, обычно для него не свойственные, которые, по мнению этого подростка, должны возвысить его в глазах сверстников.

Дружба подростков - глубоко интимное явление, составляет очень важную для подростка часть его духовного мира. Она требует от воспитателя особого внимания и чуткости. "Беречь интимность, неприкосновенность духовного мира подростка, - писал В.А. Сухомлинский, - одна из важнейших задач воспитания. Если кто-то посторонний вмешивается буквально во все, о чем думает, что переживает подросток, что он хочет уберечь от постороннего взгляда, - это притупляет эмоциональную чуткость, огрубляет душу, воспитывает "толстокожесть", которая в конце концов приводит к эмоциональному невежеству... Если хотите, чтобы подросток пришел к вам за помощью, открыл вам свою душу, - берегите именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимается болезненно... Уважение к личности воспитанника закономерно ведет к расширению сферы личного, интимного, неприкосновенного" [13].

Такими глубоко личными "уголками души" в подростковом возрасте становятся и отношения между мальчиками и девочками.

Уже в младшем подростковом возрасте отношения между мальчиками и девочками начинают принимать особую эмоциональную окраску. Возникает первый интерес друг к другу, первые симпатии. Эти первые чувства у разных ребят могут проявляться по-разному. Некоторые мальчики стесняются дружить с девочками, стараются держаться обособленно от них, переходят на нарочито грубый тон. Другие открыто дружат с ровесницами и даже опекают их.

Психологами отмечено, что младшие подростки - мальчики и девочки - обнаруживают значительные различия в отношении к противоположному полу. Девочки, раньше созревающие и раньше взрослеющие, чем мальчики того же возраста, более открыто проявляют свои дружеские чувства по отношению к мальчикам. Они, например, гораздо чаще выбирают мальчиков в качестве партнеров для совместных занятий, игр, выполнения общественных поручений. Мальчики держатся более замкнуто. Девочки охотнее играют в мальчишеские игры, мальчики в "девчоночьи" - никогда.

С возрастом взаимный интерес и количество контактов между мальчиками и девочками увеличиваются. Ярче проявляется и разрыв между уровнем взросления мальчиков и девочек. Созревая физически и психически раньше мальчиков, девочки как бы психологически отрываются от своих одноклассников-мальчиков. По выражению И.С. Кона, "психологическим сверстником" девочки-подростка является не одногодок, а мальчик на 1,5 - 2 года старше ее [6,55].

Дружба между мальчиком и девочкой обычно возникает на основе совместных занятий, общих интересов: они учатся в одном классе, сидят за одной партой, помогают друг другу в учении и в работе, вместе занимаются в кружках. В этой совместной деятельности возникают и укрепляются дружеская привязанность, взаимопонимание, сопереживание, эмоциональная близость. Это, конечно, еще не любовь, может быть, даже еще не влюбленность, но надо помнить, что в этом возрасте происходит один из важнейших сдвигов в физиологическом развитии человека - процесс полового созревания. Половое созревание обостряет отношение подростка к себе как к взрослому, интенсифицирует усвоение взрослых способов общения. Отношения мальчиков и девочек также начинают строиться по рецептам, заимствованным у взрослых. Появляются любовные записки, свидания, секреты, у старших подростков - тяга к совместному времяпрепровождению.

Содержанием этих, нередко осуждаемых взрослыми, форм общения подростков являются чувство симпатии, интерес к другому человеку, дружеская привязанность. Говоря словами Герцена, первая любовь есть не что иное как страстная дружба. А нездоровый тон в эти отношения часто вносят сами взрослые. Они либо иронизируют над дружбой мальчиков и девочек, либо прямо возражают против нее. И то, и другое вызывает протест подростков [12].

Упреки, угрозы, запреты могут привести к тому, что дружба из гласной станет тайной. В таком случае изменится характер отношений: став запретными, скрываемыми, они неизбежно приобретут сексуальный характер. Надо помнить, что половое созревание придает сильную, хотя и не всегда осознаваемую, сексуальную окраску всем переживаниям подростка. Взаимоотношения полов - проблема большой жизненной и общественной важности.

Итак, подведем итоги. Основные особенности подросткового возраста связаны с формированием нового уровня самосознания. Подростку необходимо разобраться в себе, в своих возможностях, успехах и неудачах, в своих отношениях с товарищами и взрослыми. Переживаемые ребенком трудности во многом определяют формирование его личности: у одного появляется неуверенность в себе, чрезмерная ранимость, у другого развивается умение приспосабливаться к мнению окружающих, третий, не сумев найти общего языка с друзьями, замыкается или ищет сферу общения вне семьи и школы, некритически принимая принципы, на которых строится это общение. Но вместе с тем многие подростки благополучно минуют подводные камни и рифы этого возраста, развиваясь гармонично и бесконфликтно. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый.

Нередко в семьях, внешне благополучных, вырастают трудные подростки. Если присмотреться к таким «хорошим» семьям поближе, то можно увидеть, что они где-то не безупречны. Обычно в таких семьях неблагополучие обнаруживается именно во взаимоотношениях с ребенком. Именно здесь упущено время, чтобы найти верный тон, установить контакты, определить ту единственную позицию, которая позволила бы родителям вести ребенка к возмужанию. Выбрать эту позицию можно только при активном участии, более того, соучастии взрослого в жизни ребенка.

Следует помнить, что подростки во многом хотят пользоваться такими же правами, как и взрослые. И реально они готовы к этому. Если взрослые учитывают эти стремления, их взаимоотношения с подростками развиваются бесконфликтно. Это бывает тогда, когда взрослый видит и уважает в ребенке личность.

При этом очень важно, чтобы изменение отношения взрослого к подростку предупреждало требования подростка, а не являлось ответом на них. Взрослый не должен ждать, пока подросток предъявит ему свои права и требования, касающиеся изменения отношений и границ самостоятельности. Он должен первым изменить эти отношения, учитывая и стремления ребенка, и возросший уровень его возможностей.

Вот это изменение отношений с учетом основных тенденций развития подростка и достигнутого им уровня развития и является психологической основой позиции взрослого, если он хочет быть воспитателем с большой буквы, руководителем молодого человека, его ведущим на пути взросления. Если подросток сам, по своей инициативе начинает ломать не удовлетворяющие его рамки отношений, то взрослый может оказаться в положении человека, вынужденного сдавать свои позиции. Это как раз и чревато возможностями конфликта, в результате которого развиваются отчужденность, взаимное непонимание, и в конечном счете взрослый упускает возможность направлять и вести формирование личности подростка.

Конфликтные отношения усиливают стремление подростка к независимости, желание выйти из-под влияния взрослого. В таком состоянии подросток перестает реально оценивать свои возможности, его стремление к самостоятельности начинает принимать искривленные, уродливые формы.

Таким образом, видеть тенденции развития подростка, своевременно менять характер отношений с ним и суметь занять позицию ведущего - это важный ключевой момент, определяющий для взрослого возможность влияния на подростка, возможность его воспитания. От того, как строятся отношения подростка с взрослыми и сверстниками, во многом зависит его будущая жизнь: общение с ними формирует личность подростка. Помочь подростку стать взрослым в лучшем смысле этого слова - главная задача родителей.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Из выше изложенного следует, что период отрочества для подростка является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками, преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать, что он личность, что он часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я». Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. У подростков становится два вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). Можно сказать о том, что в подростковом периоде, родители перестают быть авторитетом для подростка, для него авторитетом является друг.

Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами такими глубокими, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право быть личностью.

Сфера общения. На смену контакта с взрослыми приходят контакты со сверстниками. Это связанно с тем, что ребенок начинает создавать собственную «концепцию мира», которые взрослые не хотят или не могут понять. Подросток, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует над потребностями в общении с взрослыми. Так, в общении подростка с взрослыми удовлетворяется, прежде всего, потребность в оценке, которую он получает со стороны окружающих. Адекватность взаимной оценки здесь существенно затруднена различием положений младшего и старшего. В общении со сверстниками гармонично удовлетворяются и потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у подростков адекватных представлений об окружающем мире.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.