Сделай Сам Свою Работу на 5

Церковь и государственная власть.





По просьбе телезрителей сегодня мы поговорим об отношении христианина к власти:

 

Кол.1:16. «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано».

 

Сразу скажу, что всех точек над «и» мы не расставим, так как вопрос этот, особенно в современном контексте с его демократическим выбором власти, видится очень сложным. Кроме того сложность обусловлена природой Церкви:

Евр.13:14. «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».

 

Итак, Церковь находится по обе стороны границы между миром земным и миром горним, то есть одновременно в двух системах координат, а это, надо признать, очень неудобное положение. Именно на этом неудобстве фарисеи хотели подловить Христа, чтобы сделать Его виновным не у одних, так у других:

Мф.22:15-21. «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».



Таким образом, Христос задаёт нам направление, в котором мы должны постараться угодить и земной системе и системе небесной. Всегда ли этого можно добиться – конечно, нет. Это должно быть понятно уже из того, что Сам Христос был распят, а также подверглось гонениям, и было убито множество христиан, не вписавшихся в систему ценностных ориентиров Римской империи.

Сегодня неизбежный конфликт между ценностями двух царств не только продолжается, но и усугубляется, и главным образом по причине всё большей секуляризации общества и соответственно власти.

 

«Совсем недавно чиновницу из штата Кентукки Ким Дэвис, отказавшуюся регистрировать однополый брак, поместили под арест. Окружной клерк заявила, что она не могла регистрировать браки с участием гомосексуалистов из-за своих религиозных убеждений. Дэвид Баннинг, судья по этому поводу сказал: «Суд не может примириться с намеренным неповиновением его постановлению. Если позволить людям самостоятельно решать, каким постановлениям следовать, то это может привести к проблемам». Двум рукоположенным христианским священникам, Дональду и Эвелине Кнапп, владеющим свадебной часовней в городе Кёр-д’Ален штата Айдахо, пригрозили тюремным заключением или штрафом размером до тысячи долларов за отказ венчать однополые браки».



 

Конфликт ценностей налицо. Мы видим, что иногда христианам приходится поступать вопреки рамочному утверждению апостола Петра:

 

1Пет.2:13-14. «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро».

 

Архиерейский Собор Русской православной церкви в 2000 году в "Основах социальной концепции" принял доктрину, в соответствии с которой Церковь имеет право обращаться к народу вплоть до призыва к гражданскому неповиновению в случае, если власть сделает что-то несовместимое с христианской совестью.

Дан.3:12. «Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются».

 

Существует мнение, что христианство с его заповедями «все власти от Бога» – это религия созданная политиками, для контроля над обществом. Подобное предположение опровергается позицией русской церкви и упомянутым поведением западных христиан в отношении некоторых принимаемых государством законов. При этом действительно только ленивый политик не эксплуатировал в истории эти власть утверждающие моменты христианского вероучения.



Рим.13:1-7. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь».

Понятно, что структуры власти необходимы, и предназначены упорядочивать склонное по природе к преступлениям общество. Но как быть с преступной властью.

 

1Тим.2:1-3. «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу».

 

Итак, нужно пытаться влиять на неё рычагами действующего законодательства, и молитвой.

Почему мы постоянно говорим о власти. Думается эта тема - лидер всякого бытового общения. Дело, скорее всего в том, что у человека есть естественное стремление к совершенству и всякое несовершенство его естественно возмущает, и мы порой готовы сокрушить всё на пути к совершенству.

Но есть вещи, которых нельзя касаться, иначе наступает хаос. Понятно, что есть достойные люди, а есть и недостойные занимать позицию власти. И здесь нужно быть очень аккуратными, чтобы с критикой недостойного человека мы не выбросили на свалку истории и саму позицию власти. Безвластие ведёт к хаосу, к гибели. Поэтому как бы нам тяжело не было, нужно сохранять почтительное отношение к позиции власти, не ради конкретной персоны, которая нам совершенно справедливо может очень не нравиться, а ради порядка, потому, что с властью бывает плохо, а без власти ещё хуже.

Почитание власти Библия не ограничивает рамками «человек и государство», но опускает этот принцип в ячейку общества – семью:

 

1Кор.11:3. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава

Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог».

1Тим.2:12. «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

 

Если жена не принимает власти мужа, она ничьей власти принимать не будет, ни власти Бога, ни тем более власти священника, если говорить о церкви. Конечно, из страха наказания такой человек будет держать себя в рамках, но, ни как не из-за того, что это угодно Богу. И если говорить о страхе, возможно в нём некоторые нуждаются, то я напомню таким жёнам об Аароне и Мариам, которая покрылась проказой, о Корее, который сошёл со своей семьей в преисподнюю. Почему вместе с семьёй, потому что:

 

Прит.22:6. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».

 

Семейный уклад играет колоссальное определяющее значение в будущности детей.

1Тим.5:4. «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу».

 

Если дети не научены принимать власть родителей, они ничьей власти принимать не будут, и в жизни им будет очень сложно. Точно так же церковь не сможет их ограничить и в конце концов это непочтение ко всем и вся выльется в неповиновение Самому Богу. Поэтому ответственность родителей научить своих детей уважать родителей, а не проявлять в этом вопросе преступную пассивность с формулировкой: «ну у Машеньки характер, или у Петеньки, или у Васеньки». Мы родители должны сформировать в их характере почтение к родительской власти.

Итак, на чём основана родительская власть или власть мужа – точно также как и любая другая власть она основана на Божьем установлении.

Бывает, что родителей лишают родительских прав, в том числе и права власти. Будем надеяться, что и Бог лишает власти нерадивых чиновников:

1Цар.28:17. «Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду».

 

Общество, в которое пришёл Христос, пыталось подоткнуть Его возглавить революционное движение в Израиле, но Христос постоянно уклонялся от этой роли. Впечатляет Его смирение перед лицом власти Понтия Пилата:

Ин.19:10-11. «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».

 

Именно глядя на опыт Христа, а не по заказу государственных политиков, ученики Христа призывали церковь:

Тит.3:1-2. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам».

 

Итак, в критике персон власти есть опасность отвержения самого института власти, как Божьего установления, а с этим не далеко до бунта и против Самого Бога.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.