Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление партийной системы в современной России в 1991-2007 гг.





Политическая теория марксизма и ее практическое воплощение: «плюсы» и «минусы»

Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были:

· доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций;

· считали, что государство - продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса;

· мессианское предназначение пролетариата - осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно историческая роль рабочего класса;

· необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии могильщика капитализма;

· для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа;



· центральная идея марксисткой политической теории - идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной, исполнительной и судебной власти;

· чтобы вести за собой пролетариат к намеченной цели, партия должна проводить решительную идеологическую борьбу с классовыми противниками. (Маркс и Энгельс вели борьбу с II.Прудоном, Л. Лассалем, М. Бакуниным. Ленин с меньшевиками. Сталин с троцкистами, «националистами» и др.);

Критика (минусы):

Стоимость товара, конечно совсем не равна стоимости труда. Труд не самоценен – самоценно удовлетворение потребностей. Весьма трудоемкий, но никому не нужный товар ничего не стоит при капитализме.

- Отсюда совершенно неверное восприятие конкуренции и фактическое пренебрежение ей;

- Отсюда совершенно неадекватное записывание финансовых и торговых услуг в издержки (которые, получается, нужно минимизировать), при игнорировании добавленной стоимости, которая по утверждению Маркса должна возникать в связи с эксплуатацией служащих в этих отраслях;



- Отсюда – полное игнорирование и отсутствие в модели индустрии услуг, которая сейчас во всех развитых странах больше производства (а по модели Маркса, получается, это все те же издержки). А на самом деле услуги, в т.ч. торговля с финансами – удовлетворяют совершенно реальный спрос и уж точно не подлежат минимизации как издержки.

- Сделки не осуществляются по справедливой стоимости;

- Теория единой нормы прибыли для всех отраслей не находит подтверждения в реальной экономике. Очевидно, хотя бы потому, что прибыльность сильно зависит от рисков (и от других факторов);

- Соответственно, если нет рисков, Маркс совершенно справедливо исключает роль капиталиста владельца в формировании добавленной стоимости. Это так же не подтверждается реальной экономикой – многочисленные исследования показывают прямую зависимость успеха от управления (т.е. чаще всего - от владельцев);

По мнению ряда историков и экономистов попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.

Плюсы:

· представляет один из важнейших сдерживающих факторов, ограничивающих произвол господствующего класса, учитывающего последствия революций в своём отношении к решению социальных проблем;

· служит одной из немногих научно обоснованных попыток всестороннего анализа исторического процесса, не только систематизирующих прошлое и настоящее, но и имеющих прогностическую функцию;



· содержит в себе плодотворный метод научного познания, применимый также вне дискурса марксистской теории;

· послужил идеологической основой формирования СССР;

· содержит в себе плодотворный метод научного познания, применимый также вне дискурса марксистской теории;

· Некоторые исследователи утверждают, что основные положения марксистской теории не только не опровергнуты, но и становятся всё более актуальными по мере исторического развития;

· Значительной притягательностью по сравнению с капиталистическим идеалом общества потребления обладает нравственный идеал марксизма, под который марксизм стремится подвести научное основание, — объединяющий всё человечество и придающий эсхатологический смысл историческому процессу в целом — освобождение человека от всех форм эксплуатации, построение справедливого бесклассового общества и формирование подлинного человека, всесторонне развитой личности, имеющей все возможности реализовать свой потенциал и удовлетворить все потребности;

· История подтвердила одно из основных положений марксизма: улучшение социального положения трудящихся пропорционально уровню их самоорганизации в борьбе за свои права.

 

Политика и этнос. Национально-политические проблемы российской федерации

Национальная политика – это политика национальных интересов государства. Она состоит в максимально полном учёте интересов и национальных особенностей, населяющих Россию народов и этнических групп, в проведении государственного строительства, экономической, социальной, правовой, культурной и других направлений внутренней политики в общих интересах всех народов России.

Основные принципы национальной политики в России

• Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обще­ственным объединениям.

• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

• Сохранение целостности и неприкосновенности террито­рии Российской Федерации.

• Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти.

• Гарантия прав коренных малочисленных народов в соот­ветствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принужде­ния.

• Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

• Запрещение деятельности, направленной на подрыв бе­зопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

• Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Ø Основной недостаток национальной политики в СССР – ускоренное развитие национальных республик и усиление этнических элит (особенно в последние годы), что и привело в дальнейшем к отделению республик от России.

Ø Другой изъян национальной политики, проводимой в РФ – существование нацио­нальных республик, претендующих на то, чтобы быть национальными государствами соответствующих эт­носов, и тем самым подрывающих территориальное единство России.

 

Становление партийной системы в современной России в 1991-2007 гг.

Политические преобразования в России 90-х годов прошлого века направлены были в первую очередь на ликвидацию монополии КПСС на власть в обществе и на утверждение партийной системы европейского типа, т.е. многопартийной политической системы.

С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX — началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. — партия эсеров, в 1905 г. — партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др.

Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) — лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) — лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе.

В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку — «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» — 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ — 11,57 % (57 мест), ЛДПР — 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» — 7,74 % (38 мест).

Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.