Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегии неинициированной женщины





Как мы уже сказали, когда девочка растет в семье, она входит в треугольник: отец- мать-ребёнок (см. схему 1). Когда она вырастает и перестает быть ребенком, меняются роли людей, входящих в треугольник. Родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец- как мужчина, а дочь - как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий мужчина - отец. Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину - отца.

Итак, первая стадия: отношения между матерью и дочерью становятся отношениями соперниц.

Если мать - инициированная женщина, то она не скрывает тему секса. Она дает своей дочери разрешение на то, чтобы та стала женщиной, и помогает ей пройти инициацию, сама бессознательно представляя собою пример женщины, живущей полнокровной жизнью.

Если же мать не инициирована сама, то тема секса в семье табуирована. Мать манипулирует дочерью, чтобы последняя не получила разрешение быть женщиной, дочь под влиянием манипуляций видит только один «треугольник» в их отношениях, который ей показывают открыто: «Мать-отец-дочь». Мать сознательно или бессознательно скрывает от дочери, что в треугольнике «женщина-мужчина-девушка»



она выступает как соперница собственной дочери.

Во всех сессиях, несмотря на различия в заявках, обязательно присутствует знаковая сцена: клиентка вспоминает, что в возрасте 13-14 лет, когда она стала девушкой, мать запретила ей встречаться с мальчиками. Поскольку в реальной жизни роль отношений скрыта, а именно слиты в одну две роли матери (мать и соперница), то скрыты и манипуляции, запрещающие девушке жить как женщине. Например, мать может демонстрировать заботу, говоря дочери: «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь уроки». Скрытое послание: «Боюсь, что ты встретишься с мальчиками и вступишь в сексуальные отношения», «Боюсь потерять власть над тобой, если ты станешь сильной». «Ты моложе и красивее меня, если ты вступишь в возраст сексуальности,

ИЗОЛЯЦИЯ ПРОТЕСТ ПОДЧИНЕНИЕ
(«СИНИЙ ЧУЛОК», «БАБУШКА») - секса не существует. - ты должна посвятить себя детям (родителям, воспитанию сестёр и братьев, учёбе, работе, науке, Родине, Богу и т.д.). («ШЛЮХА»)   - если ты занимаешься сексом – значит ты шлюха. - секс – это грязно. - поцеловалась с мужчиной – иди в ЗАГС. - попробуй только принеси в подоле! («ВЕЧНАЯ ДЕВОЧКА»)   - если ты потеряла девственность, ты больше непривлекательна для мужчин. - ты у меня под колпаком, вижу тебя насквозь

мне придется уступить тебе свою власть».



Манипуляция неинициированной матери можно разделить на три группы, в зависимости от ее стратегий":

 

Все три типа легко узнаются по внешнему виду и поведению.

1. Изоляция. К первой группе относятся женщины, которые изолировались от своей женской сексуальности либо уйдя с головой в работу («Синий чулок»), либо в заботу о других («Бабушки»). Первым присущи черты мужского поведения (особенно если они выросли без отца и заменяли матери мужа); симптомы работоголизма (они уходят с головой в науку, учебу и т.д.), фанатизм. Вторые, как правило, посвящают себя детям, причем не своим, а чужим (они воспитывают либо приемных детей, либо детей родственников (племянников, например). У тех и других асексуальная внешность, только первые берут пример с мужчин, а вторые - с бабушек. «Бабушки», кроме того, часто страдают от лишнего веса.

2. Протест. Это группа женщин с протестным поведением, которых характеризует сверхвнимание к внешности, тему секса подменяют суррогатом - демонстрацией сексуальности. Это те женщины, которые либо вступили в ранний брак (как правило, по беременности), либо они имеют множество партнеров; женщины с темой насилия, содержанки. Если представительницы первой группы скрывают сексуальную жизнь, то представительницы второй выставляют ее напоказ. Используя терминологию Э.Берна, любимой игрой протестных женщин можно назвать «Динамо»4. В общении для них характерны кокетство, сексуальные провокации и авансы по отношению к мужчинам и конкуренция с женщинами. Среди заявок звучит тема чистоты-грязи.



3. Подчинение.В глаза бросается некойгруэнтность во внешности:

например, женщина, которой за тридцать, может одеваться как школьница, говорить детским голосом, вести себя капризно. Озабочена тем, чтобы как можно дольше не стареть, сохранить внешность девочки.

Объединяет представительниц всех трех групп то, что все они. так или иначе, асексуальны, или «мертвы» как женщины, не удовлетворены своей сексуальной жизнью и продуктивностью в самом широком смысле.

Пример сессии. «Спящая красавица»

Мы назвали эту сессию «Спящая красавица». Участница группы - Галина. Галине 31 год, она второй раз замужем, имеет дочь от первого брака. Сессия началась с заявки Галины поработать с собственным сном. Когда пересказ сна закончился, Галина сказала: «Меня разбудил мой ребенок». Мы восприняли эти слова как метафору: «мой ребенок» может восприниматься как внутренний ребенок клиентки, который, несмотря

на взрослость клиентки, остается в детском состоянии, не получая удовлетворения. Тема Галины - ребенок в обличье взрослой женщины - видна еще до того, как она говорила о сне. Во-первых, по профессии она косметолог, то есть ее бизнес связан с внешностью женщины. Метафорически род ее занятий выглядит таким образом: как дольше удержать женщину в состоянии девушки. Во-вторых, что касается внешности самой Галины, то в глаза бросается ее неконгруэнтность: женщина, которой тридцать, состоящая во втором браке, мать - и при этом бантик в начавших уже редеть волосах, короткая юбочка в складку, напоминающая пионерскую, быстрые движения, детский голосок.

Содержание сна следующее. Галина закрывает ребенка в пустом доме, уложила спать, а сама пошла гулять. Заперла, чтобы с ним не случилось «ничего плохого».

Т: А что с ним может случиться плохого?

К: Могут ворваться мужчины, которые чем-то опасны, и напугать.

Мы предложили Галине инсценировать сон, взяв на себя роль ребенка. На роль матери предложили выбрать кого-то из членов группы. «Дверь» оказалась двустворчатой, ее играли два человека, мужчина и женщина. Когда Галине предложили посмотреть на сцену со стороны, то это напомнило ей сцену из собственного подросткового детства. Так поступала мать, не пуская дочь гулять, чтобы чего «такого» не случилось. На вопрос, что «такое» могло случиться, Галина ответила далеко не сразу. Подумав, она предположила, что речь шла о запрете играть с мальчиками. Это никогда не говорилось матерью напрямую, а давалось понять косвенно, манипулятивным способом. Суть манипуляции: мать делает отношения полов привлекательными, представляя женщину как «тетку», «старуху». И перед дочерью на бессознательном уровне ставится неразрешимая задача: нужно все время оставаться девушкой, не развиваясь, удерживая себя годы и годы в состоянии ребенка.

Мы предложили Галине сыграть взрослую женщину. Она поморщилась.

Т: А что мешает это сделать?

К: Для меня женщина - это что-то непривлекательное, бесформенное...

Т: Непривлекательное для кого?

К: Для мужчин. Мне кажется, им должны нравиться молодые девушки, а не старухи.

Гтапо понятно, что для Галины между девушкой и старухой нет связующего звена, -стадии «женщины».

Тогда мы сделали Галине другое предложение - сыграть старуху.

Т: Чем тебе не нравятся старухи?

К: Они напоминают о смерти.

Следующая сцена была про смерть. Галина построила для себя гроб, что напомнило ей, и группе сказку «Спящая красавица».

Т: Что бы помогло тебе ожить? Кто может тебя разбудить?

К: Собственный ребенок. (Вспоминаем начало сессии - сон Галины, в котором ее

видит собственный ребенок. Теперь уже понятно, что речь идет о собственной неудовлетворенной потребности, без которой жизнь - сон).

Т: Побудь в роли этого ребенка. Чего ты хочешь?

К: Хочу пойти на улицу погулять с друзьями.

Далее следует сцена диалога с идеальной матерью, в котором та разрешает общаться с детьми, в, том числе мальчиками. В сессиях, которые мы проводили на женских тренингах, легко «озвучить» «мачеху», но «хорошую мать» приходится «выстраивать». Первая запрещает вступать в половые отношения, вторая должна дать такое разрешение и поддержать. Звучит это разрешение парадоксально: «ты можешь жить е мужчиной, даже если я против». Перевод: «Я как мать желаю тебе женского счастья, хотя я как женщина завидую твоей молодости й конкурирую с тобой».

Во время шеринга5 в группе родилась пародия6 :

Девочка: «Я с вами еще не...»

Бабушка: «Я с вами уже не...»

Между ними женщина, которая: «ДА!»

Голос мужчины: «Да где ж таких увидишь...»

Стадии инициации

Как же должна проходить психологическая инициация? Где женщины, которые говорят «ДА»?

Сказки говорят нам: чтобы стать взрослой женщиной, девушке, во-первых, нужно «победить» свою мачеху, которая не разрешает ей взрослеть, потому что нс хочет уступить свою территорию. Далее - получить разрешение от матери (в сказках ее роль играет кто-то другой) на личное счастье и совет, как себя вести. И последнее - найти своего мужчину и построить свой дом, свою территорию, свои границы.

Коррекция на психотерапевтических сессиях состоит из таких же стадий, кроме одной: если в сказках понятно, где злая мачеха, а где добрая фея, то в жизни невозможно различить эти две роли, так как они слиты в одной и той же женщине. Вот почему клиентка не может отреагировать свой протест - ей мешает сделать это любовь к матери. И наоборот: она не может сказать о своей любви, потому что мешают неотреагированная обида и гнев.

1. Таким образом, первая стадия в коррекции — развести роли, то есть показать две части личности матери: любящую («мать») и запрещающую («мачеха»),

2. Далее: отреагировать чувства обиды, гнева по отношению к той части личности матери, которая запрещает девушке вступать в отношения с противоположным полом и ассоциируется с мачехой.

3. Третье: получить разрешение на право быть женщиной от любящей части матери.

4. Четвертое: получив разрешение вступать в отношения с мужчинами, девушка должна найти «своего» мужчину, а не отца. Таким образом, схема приобретает следующий вид:

 

5. Наконец, девушка должна обозначить свою территорию и суметь защитить ее от контроля матери.

6. Последняя стадия - шеринг, поддержка группы, которая символизирует циальное одобрение.

На наш взгляд, нужно сказать несколько слов о роли «хорошей матери». В жизни нормам взрослого поведения обучает девочку собственным примером инициированная женщина. В сказках эту роль - роль помощника - берет на себя сказочное волшебное существо. На сессиях терапевт либо член группы, которого выбирает клиентка на эту роль.

Приведем еще один пример из терапевтической сессии, который иллюстрирует коррекционную часть сессии.

Пример сессии. «Снегурочка»

Светлане 35 лет. Разведена, дочери 16 лет. Заявка: «Не могу сама возбуждаться, иногда моя самка приходит, иногда - нет. Я заранее никогда не знаю, подведет она меня или нет в этот раз».

Сессия проводилась в гештальт-подходе, с использованием метафор.

Т: Возбудись сейчас.

К: Как! Сама? Как это возможно при всех? Это стыдно...

Чувство стыда - основная фигура, с которой проходила работа на этой сессии. Интроект клиентки, внесенный из общения с «запрещающей частью» матери - женщина не должна сама нести ответственность за возбуждение, это ответственность мужчины. Женщина - некая «снегурочка», холодная, без чувств, не отвечающая на любовные призывы мужчины. Суть проблемы Светланы в том, что женщина не может говорить о своей любви, проявлять свои чувства открыто

Следующим шагом после осознания интроекта было получение разрешения от «разрешающей части» матери быть женщиной. Клиентка выбрала на эту роль участницу группы, которой дала слова: «женщина сама наивна, она может говорить о том, чего ей хочется, это не стыдно, а нормально».

Третий этап - обучение матерью Сессии на сексуальные темы в группе сложно проводить из-за социальных табу на эту тему. Как была решена проблема в данном случае? Как стало возможным здесь-и-теперь научить пациентку возбуждаться самой в присутствии 20 человек? Это удалось сделать через_метафору. На вопрос, что следует сделать, клиентка ответила: «Помяукать» Метафорически это означает проявить собственную сексуальную активность, побытъ самкой Однако в тот же момент вернулось чувство стыда, и, по словам клиентки, у нее «пересохло горло», она не смогла произнести ни звука. Тогда она сама обратилась за поддержкой к «идеальной матери» - женщине, выбранной ею на эту роль из группы. Сначала нам удалось мяукать вдвоем, а потом - одной.

Еще одна стадия - поддержка мужчины. Клиентка «проверяет», «работает» ли новый механизм. Мужчина вступает в диалог своим мяуканьем. Символически это выбор «своего» мужчины и выстраивание своих потаенных границ

Последняя стадия - поддержка группы. Группа мяукает хором с удовольствием вместе с клиенткой, утверждая тем самым, что то, что происходит, нормально, приемлемо


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.