Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРВОЙ СИСТЕМЫ





Появление тех или иных жанров, их востребованность обуславливалось как историческими, так и общественно-политическими потребностями, условиями жизни. Когда появилась первая печатная газета "Ведомости", то ее назначение - сообщать самые свежие новости - определило и жанровое ее своеобразие - информационность. Некоторые из материалов сообщали известия в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально передавали наиболее важные детали события (репортаж).

Аналитических материалов в "Ведомостях" еще не было, - они сформировались из более поздней потребности разобраться в причинах происходящего.

РЕПОРТАЖ

Однако некоторые ученые считают, что репортаж в российской прессе появился лишь в 18 веке. Первые репортажи (от французского reportage – сообщать, передавать), по их мнению, появились во второй половине XIX века во Франции, Англии, Германии США, а только потом в России. Материалы преподносили читателям пикантные подробности интимной жизни титулованных особ, живописали громкие убийства и ограбления банков. Сенсационный репортаж пришелся ко двору и в российской империи. Причем им не брезговали не только бульварные издания, «Газеты-копейки», да «Московский листок» Н.Пастухова. Даже солидные издания – столичное «Новое время» А.Суворина и московское «Русское слово» И.Сытина завлекали читателя репортажем. Как писал старый русский журналист А.Волков, материал для них собирали «окольными путями, хитростью, порой обманом и даже ценою риска быть спущенным с лестницы». Однако уже в то время был и другой репортаж. Признанный король жанра В.Гиляровский писал о страшных трущебах Хитрова рынка, о Ходынской катастрофе, когда сам едва не стал ее жертвой, о беспросветной жизни рабочих на кустарных фабриках подмосковья. Все эти материалы вошли позже в его книгу «Москва газетная».



Выпавшее было из рук буржуазных и демократических журналистов знамя с надписью «Репортаж» подхватили их советские коллеги. На страницах «Правды», «Известий», других газет в годы гражданской войны печатались оперативные сообщения о событиях на фронте Д.Фурманова, А.Серафимовича. Известный публицист Л.Рейснер первой из советских газетчиков применила метод включенного наблюдения или «маски». Пробравшись нелегально в Германию, она под видом разносчицы молока изучала быт, социальные проблемы обитателей рабочих кварталов. Своими впечатлениями поделилась в репортаже «Молоко», опубликованном в газете «Гудок» в 1925 году.



Проявление столь явной симпатии к жанру из разряда «буржуазных» не могла не заметить наука. В профессиональных журналах развернулась острая дискуссия о репортаже, его месте и роли в советской прессе. В разноголосице суждений все более веско звучало мнение о том, что репортеры не нужны нашей печати. Они, дескать, заняты «индивидуальной добычей материала», а это «противоречит коллективному характеру советской журналистики». После этого рубрика «Репортаж», как и «Интервью» обрела права гражданства лишь в период «хрущевской оттепели». Тогда же началась серьезная разработка теории жанра. И продолжается до сих пор, ибо практика открывает все новые возможности репортажа.

ОТЧЕТ

Один из самых востребованных жанров советской журналистики – отчет. Однако часто он был дословной стенограммой партийных выступлений, съездов, пленумов и собраний. Такие тексты занимали целые полосы и были обязательны к публикации.

Сегодня в основном используют проблемный (аналитический) отчет, сильно сократились его объемы, обязательным элементом содержания является конфликт.

ОЧЕРК

В довоенной советской журналистике, особенно центральной, получает распространение жанр очерка. Страна формировала новые образцы поведения, искала новые идеалы и типажи. И они были найдены – Стаханов, Ковалева, челюскинцы, Чкалов – люди новой формации. Известно, что очерк выполняет воспитательную функцию – воспитывает на положительных образцах, его главные герои – это люди, которым хочется подражать - поэтому именно в 30-е годы этот жанр стал ведущим в прессе различного уровня.



Интересны жанровые трансформации очерка в постперестроечный период, трансформации, противоречащие самому духу жанра: появляются такие разновидности жанра, как криминальный, судебный очерк, главными героями которых становятся убийцы, мошенники, рвачи. Хотя, следует признать, что часто эти образы романтизировались, на передний план выходили их, так сказать, положительные черты: обаяние, смекалка, хитрость.

Сегодня такие типы очерка практически не встречаются, что, на мой взгляд, свидетельствует об определенном оздоровлении общества. Хотя жанр очерка переходит в разряд исчезающих. Сегодня его можно найти лишь в региональной прессе и журналах.

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Этот жанр имеет богатые традиции. Уже в некрасовском «Современнике» и «Отечественных записках» можно найти полемику революционных демократов с защитниками монархической журналистики. Позднее первая марксистская газета «Искра» регулярно критиковала издания народников, «экономистов». Одновременно она поддерживала местные партийные издания, рассказывала об их деятельности, перепечатывала наиболее важные статьи и корреспонденции. В дооктябрьской «Правде» материалы этого жанра нередко выполняли роль редакционных выступлений. Они были направлены как против враждебных партий, так и их печатных органов. Последние также в долгу не оставались. Информационная война достигла апогея в июле 1917 года, когда редакция «Правды» была разгромлена и газета запрещена. В ответ В.И.Ленин пообещал, в случае победы большевиков, ликвидировать буржуазную прессу. «Свобода печати может быть буржуазная и социалистическая», – заявил он. Уже через день после революции подписывает декрет «О печати», а в январе следующего года – «О революционном трибунале печати». К концу 1918 года вступать в полемику было уже не с кем. Вместе с этим теряет свою актуальность и обзор печати как жанр, выполняющий функцию политической полемики. В 30-е годы 20 века у обзора уже совсем другие задачи.

Советская пресса, став однопартийной или односубъектной, использовала обзоры как форму оперативного партийного руководства печатью. И одновременно как средство повышения мастерства журналистов. Ведь высшие учебные заведения, готовящие газетчиков, появились в стране только в 30-е годы. Если и сегодня кадры являются для многих редакторов головной болью, то что же тогда говорить о том времени. Отделы пропаганды жестко регламентировали количество и название отделов редакции, их тематику и даже жанры. Областным и краевым печатным органам ЦК партии рекомендовал «регулярно публиковать обзоры городских и районных газет, оказывать им помощь деловыми советами и конкретными указаниями». Специальный пункт по этому вопросу содержится и в известном постановлении ЦК КПСС от 1968 года «О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся».

Очевидно, что обучающие функции обзора печати сегодня адекватно воспринимаются только в специализированных журналистских изданиях, типа, журнала «Журналист». Гораздо чаще обзор можно встретить в электронных СМИ, в которых он потерял свои аналитические задачи и превратился в краткий пересказ газетных материалов – информационный обзор.

В партийной прессе сегодня вновь актуален обзор печати как жанр политической полемики, его можно встретить в газетах «Завтра», «Правда», на радио «Слово».

ПАМФЛЕТ

Первым комическим жанром, который причисляют сегодня к жанрам периодической печати, был памфлет. Он появился еще в 17 веке как средство «народной» борьбы с несправедливостью монархии, борьбы с бедностью и т.д. Тогда памфлеты печатали на отдельных листках и разбрасывались на площадях городов. И до 1800 года все комические материалы в газетах назывались памфлетами.

ФЕЛЬЕТОН

Возник фельетон во Франции в период буржуазной революции. В переводе с французского это слово означает «лист», «листок». Первоначально так называли лист приложения к газете или отбитый сплошной линейкой «подвал». То есть под фельетоном наши праколлеги понимали отнюдь не определенный жанр. Одноименная рубрика ставилась и над театральной рецензией, и над критической статьей, и над отчетом. Удивительно, но данная точка зрения существовала и у нас, причем вплоть до конца 30-х годов прошлого века. Ее разделяли многие советские ученые и практики. Член редколлегии газеты «Правда» легендарный Михаил Кольцов, выступая в 1936 году на всесоюзном совещании редакторов областных и краевых газет, говорил: «Фельетон может быть дан в виде очерка, сатиры, путевой корреспонденции, стихов. Но прежде всего это публицистический жанр». Напомню, что подобные заявления воспринимались в ту пору как руководство к действию. Да и сам Кольцов называл свои репортажи очерками-фельетонами. Хотя очевидно, что очерк не имеет ничего общего с фельетонным творчеством.

Однако никакие творческие посылы, даже если они исходили из высоких кабинетов, не могли затормозить развитие этого жанра. Сатирические произведения журналистов можно встретить и в дооктябрьской и в советской печати. Они имели разный объем, «гуляли» по полосам. Но это были фельетоны в истинном понимании жанра. Достаточно вспомнить публикации редактора «Русского слова» Власа Дорошевича, знаменитый фельетон о царской семье «Господа Обмановы» Александра Амфитеатрова, за который автор был отправлен в пятилетнюю ссылку в Минусинский уезд. Пик популярности жанра пришелся на период первой русской революции.

Второе рождение фельетон получил уже в послевоенное время, уже при Н.С. Хрущеве. В одном из выступлений он, назвав журналистов «приводными ремнями партии», призвал их «бороться с конкретными носителями недостатков, всячески разоблачать их». А фельетон как нельзя лучше подходил для этой цели. Любая уважающая себя областная газета стремилась заполучить в штат фельетониста. Центральные же издания создавали соответствующие отделы. Традиционные для той поры рубрики – «Сатирическим пером», «Субботний фельетон». Действенность таких публикаций была довольно высокой, по ним оперативно принимали меры. «Героев» фельетонов наказывали по партийной и административной «линии».

Ренессанс жанра продолжался до начала 90-х годов. И снова история повторилась, сработал закон «отрицания отрицания». Казалось бы, сняты все запреты, отменена цензура. Нет больше тем, закрытых для журналистов. Для любого фельетониста и его редактора это – подлинный клондайк. Ан, нет. Как и в начале века сатира вдруг исчезает с газетных страниц, а ее место занимает репортаж. Не будем касаться политических и нравственных аспектов проблемы. Сегодня для нас важнее – творческие. Фельетон объективно одни из самых трудных для исполнения жанров. Такова уж его специфика. Многие журналисты – «шестидесятники», составляющие золотой фонд редакций, уходят на пенсию или в бизнес. Сменившая их молодежь перед этим жанром просто робеет. В кругах газетчиков о фельетоне ходит немало легенд, но мало кто знает, что же он на самом деле из себя представляет.

ИНТЕРВЬЮ

Жанр интервью появился сравнительно поздно. Казалось бы, он должен был оказаться одним из первых в журналистике. Ведь задавать вопросы каждому человеку привычно с детства; мировая литература накопила огромный опыт оформления диалога – от античных философов и драматургов... Однако сложнейший жанр – памфлет – широко использовался уже в 17 веке, а простое интервью созревало аж до второй половины 19-го! Журналисты, несомненно, и раньше добывали материал путем расспросов, но излагали полученные сведения одним сплошным куском, опуская вопросы. Почему?

Должны были созреть плоды антифеодальных революций, накопиться определенные демократические традиции, осознаться ответственность власти перед обществом. Мыслимо ли было, к примеру, задавать вопросы «от имени читателей» абсолютному монарху? Или даже министру-вельможе?

Чтобы в обществе стало принято публично спрашивать и отвечать, должны были измениться не только социальные отношения, но и этикет в самой области информации.

Интервью же во времена правления И.В.Сталина и позже Н.С.Хрущева искать напрасно. Хорошо известна фраза Никиты Сергеевича, ставшая крылатой: «Существуют только два мнения: неправильное и мое». Кто же после этого отважится вступать в полемику с Генеральным секретарем ЦК КПСС?

Напротив, особую популярность получило интервью в наше время. Ведь этот жанр позволяет оперативно и (как многим кажется) без особого труда для журналиста узнать мнение популярного человека, что особенно успешно в наше время звезд и кумиров.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.