Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод Цицерона: запоминание больших объёмов информации





Память. Общая характеристика. Основные виды, процессы и механизмы памяти

Память-это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.[1]

Под Пмы понимаем запечатление, сохранение, последущее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Прежде всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

- Генетическая память - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае – мутация и изменения в генах. В данной работе генетическая память не будет разбираться подробно, так как она единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.[2]

- Механическая -это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие "механическая память" означает память, которая основана на повторении, без осмысливания действий или материала.[3]



Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.[4] Что же такое сама память?

Принято считат, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.[5]

Виды памяти

Рассмотрим основные виды памяти.

 



Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

 

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

 

От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

От приемов заучивания. Приемы заучивания:

механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).



Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

 

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

 

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

 

Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

 

 

Процессы памяти и мех-мы:

1 Запоминание- процесс запечатления воспринятой инф-ции с целью последующего воспроизведения.

Виды запоминания:

А)непреднамеренное( сплошное)- без волевых усилий, яркое, нестандартное, субъективно-значимое.

Б)механическое- ключевой мех-м- заучивание (мех-м повторения)

В)логическое(11-12 лет)- запечатление в форме причинно-следств-х связей, зависимостей; наиболее успешным оказывается при наличии достаточной осведомленности.

Мех-мы запоминания: 2 признака:

- активность-(наличие поставленной цели- зачем запоминать?; включенность в Д-сть)

-осмысленность(группировка по частям и сост-ие плана, повторение, концентрация усилий, самоконтроль)

2 Сохранение- осмысление и удержание инф-ции в памяти в течение опред-го времени. М.б.: - эксплицитным- лучше сохраняется время, место, события; -имплицитным- сохранение навыка( лучше удерживается в памяти навык)

3 Забывание- пр-сс обратный сохранению. Феномены забывания: Эббингауза:

А)реминисценция- смутное припоминание( с течением времени воспризведение оказ-ся более четким и ярким)

Б)амнезия детства(до 3-5 лет)- отсутствие памяти, запоминания событий ранее 3-5 лет.

4 Воспроизведение- восстановление ранее воспринятой инф-ции. 2 вида:

А) непреднамеренное(спонтанное)- без целевой установки, без волевых усилий.

Б) произвольное- в соответствии с целевой установкой на воспроизведение. Целевая установка и будет отвечать за требования к точности и быстроте воспроизведения.

Формы воспроиз-ния:

1)узнавание- идентификация имеющейся в настоящее время инф-ции как уже ранее воспринимавшейся.

2)припоминание- воспоминание ранее воспринятого без опоры в настоящем времени (требует больших усилий, чем узнавание).

Феномен Воспроизведения- эйдетическая память (образы) (дети 4-6 лет)- это спос-ть к чрезвычайно яркому, живому и детализированному воспроизведению ранее воспринятой ситуации, объекта.

Классиф-ция памяти (виды):

1 по хар-ру психич акт-сти( предложена П.П.Блонским):

А) двигательная(или моторная) память- запоминание, сохранение и воспроизведение разл-х движений

Б) эмоциональная- память на чув-ва

В) образная- память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы.

Г) словесно-логическая- запоминание и воспроиз-ие наших мыслей

2 по хар-ру целей Д-ти:

А) непроизвольная- автоматически, осуществл-ся без усилий ч-ка, без контроля со стороны сознания.

Б) произвольная- пр-сс требует волевого усилия.

3 по продолжительности сохранения материала:

А) долговременная- обесп-ет длительное сохранение инф-ции, свыше 10 дней.

Б) кратковременная- отвечает за непродолжительное сохранение инф-ции( до 5-10 дней)

В) оперативная- обслуживает Д-ть в режиме настоящего времени. Срок хранения опред-ся временем продолжительности Д-ти.

Хар-ки памяти:

1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания- отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении

4. Длительность – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

http://studme.org/46946/psihologiya/pamyat_mnemicheskie_protsessy

 

***В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. *** http://vocabulary.ru/dictionary/1096/word/obschie-ponjatija-o-pamjati

 

Метод Цицерона: запоминание больших объёмов информации

Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов - 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

Создание матрицы

Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием. Возможны различные варианты для создания системы.

Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении - можете не сдерживать себя. Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке - от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.