Сделай Сам Свою Работу на 5

Другие методы биологической (немедикаментозной) терапии 31 глава





Для лечения токсоплазмоза применяется хлоридин (дара-прим, малоцид, пириметамин) в сочетании с сульфамидными препаратами и добавлением витаминов. Помимо врожденного токсоплазмоза, к олигофрении может вести и заражение этой бо­лезнью в раннем детском возрасте.

34.3.2.3. Олигофрения на почве врожденного сифилиса

К задержке психического развития может приводить и конге-нитальный сифилис (см. главу 20). Психическое недоразвитие при этом может быть выражено по-разному, нередко — в степени де-бильности. Возможно сочетание слабоумия с эпилептиформным синдромом. При постановке диагноза большим подспорьем явля­ются различные признаки врожденного сифилиса, такие как гет-чинсоновские зубы (полулунные вырезки на верхних средних рез­цах), неправильная форма остальных зубов, седловидный нос, ра-диарные белого цвета рубчики вокруг углов губ («усы кота»), спе­цифические паренхиматозный кератит и хориоретинит, атрофия зрительного нерва, поражения слухового аппарата, участки лейко­дермы различной локализации и, в частности, вокруг шеи («ожере­лье Венеры»), неправильная форма черепа, гнездная плешивость, отсутствие мечевидного отростка, саблевидные голени, поражения внутренних органов и т.д. Совершенно не обязательно, чтобы все эти симптомы имелись у каждого больного, но сочетание каких-либо из этих признаков с задержкой умственного развития всегда должно настораживать в отношении врожденного сифилиса.



Характерны и неврологические симптомы: нарушения зрач­ковых реакций, симптомы поражения черепных нервов, парали­чи. Лабораторные исследования при врожденном сифилисе ино­гда могут давать и негативный результат, что особенно свойствен­но так называемому дистрофическому сифилису.

Специфическое лечение (см. главу 20) необходимо проводить во всех случаях. При наличии активного сифилитического процес­са эффект будет несравненно выше, чем при сифилисе «дистрофи­ческом», при котором имеется лишь результат прошлого наруше­ния. Однако и в этих случаях возможно какое-то улучшение, в ча­стности от бийохинола, обладающего рассасывающим действием.

34.3.2.4. Олигофрении на основе эндокринных нарушений



Врожденные или возникшие в раннем детстве эндокринопатии также могут быть причиной задержки психического развития (на-

Глава 34. Умственная отсталость (олигофрении) 525

рушения функции щитовидной железы, гипофиза и др.). Особенно типичен в этом отношении кретинизм, развивающийся вследствие гипофункции щитовидной железы или даже ее полного отсутствия (атиреоз). Различают кретинизм эндемический и спорадический. Эндемический кретинизм характерен для некоторых, главным об­разом горных, районов земного шара и связан с особенностью поч­вы (недостаточное количество йода в питьевой воде).

Кретинизму свойственны:

а) типичный внешний вид, выражающийся в карликовом рос­те с непропорциональным развитием (длинное туловище на ко­ротких ногах). Круглая, уплощенная в переднезаднем размере го­лова с отечным серого цвета тестообразным лицом сидит на очень короткой, тоже отечной шее; б) типичная клиника микседемы; в) задержка психического развития, выраженная в разной степени, но нередко достигающая глубокого слабоумия (идиотия или тя­желая имбецильность).

Для психического облика кретинов характерна вялость, апа­тия, чрезвычайная медлительность. В тяжелых случаях имеются выраженные нарушения речи, может быть глухонемота.

Лечение кретинизма тиреоидином необходимо начинать как можно раньше, так как своевременная терапия может дать выра­женные результаты. Большое значение имеет профилактика энде­мического зоба, заключающаяся в добавлении к пище солей йода.

34.3.2.5. Олигофрении вследствие родовых осложнений

Причины родовой патологии разнообразны (узкий таз, преж­девременное отхождение вод — «сухие роды», слабость родовой деятельности, неправильное предлежание и т.д.).



Многообразны при этом и механизмы вредоносного воздейст­вия на мозг ребенка. Однако, несколько схематизируя, можно вы­делить два основных фактора, в той или иной пропорции имею­щих место почти в каждом случае родовой патологии и часто вза-имообусловливаемые: а) аноксия — кислородное голодание мозга, б) механические повреждения.

Кислородное голодание мозга, к которому нервная ткань осо­бенно чувствительна, — очень важный фактор при родовой пато­логии. Вызванная различными причинами аноксия не только ве­дет к нарушению клеточного метаболизма, но может влиять на ликворообращение мозга. Внутриутробная асфиксия плода, на­пример, может привести к расстройству мозгового кровообраще­ния и, в частности, к внутричерепным кровоизлияниям.

Помимо асфиксии, тяжелые поражения мозга могут быть вы­званы и прямой механической травмой, при которой в свою оче­редь также имеется нарушение питания нервной ткани.

526 Часть III. Частная психиатрия

Наиболее частым следствием механического воздействия яв­ляются внутричерепные кровоизлияния различной локализации (в вещество мозга, субдурально и т.д.).

Помимо кровоизлияний, вызванных разрывами синусов, моз­жечкового намета, повреждением различных сосудов и т.д., при родовых травмах может происходить и непосредственное повреж­дение мозга и оболочек (например, осколками черепных костей). Олигофрении вследствие родовых травм нередко сопровождают­ся различными очаговыми поражениями и эпилептиформными припадками, иногда — характерной клиникой, свойственной гид­роцефалии. Степень олигофрении при эгом различна — от самой легкой до резко выраженной.

Меньшая роль в этиологии олигофрении принадлежит меха­ническим травмам, полученным внутриутробно или в постна-тальном периоде.

Возможность лечения последствий родовой патологии весьма огра­ничена. Поэтому чрезвычайно большое значение имеет профилактика родовых осложнений и в первую очередь — разного рода асфиксий.

34.3.3. Олигофрении на почве перенесенных

в раннем детстве менингитов, менингоэнцефалитов и энцефалитов

Помимо специальных возбудителей (менингококк, вирусы ве­сенне-летнего, осеннего и других энцефалитов), поражения моз­га и оболочек могут наблюдаться при многих инфекционных за­болеваниях: гриппе, кори, паротите, краснухе, коклюше и т.д.

Патогенные влияния при этом могут обусловливаться как непосредственным воздействием инфекционного агента, так и токсикозом, нарушениями кровообращения, аллергическими механизмами.

Так же, как и при последствиях травмы, при олигофрениях вследствие острых инфекций наряду с различной степенью пси­хического недоразвития очень выражены разнообразные локаль­ные органические поражения (параличи, парезы). Характерны и судорожные состояния. Нередким следствием воспалительных поражений мозга бывает гидроцефалия.

Для предупреждения этих форм олигофрении необходима профилактика (прививки, борьба с переносчиками) энцефалитов и активное лечебное воздействие во время заболевания.

34.3.4. Олигофрении, являющиеся следствием

отрицательных психосоциальных влияний,

в том числе депривации

Довольно длительное время существовало мнение, что олиго­френии возникают только при воздействии биологических вред-

Глава 34. Умственная отсталость (олигофрении) 527

ных факторов, имеют только органическую природу. Однако мно­гочисленные исследования последних лет показали, что к умст­венной недостаточности могут приводить и отрицательные мик­росоциальные, в первую очередь семейные условия, неблагопри­ятно влияющие на ребенка в раннем возрасте его жизни.

В первую очередь депривация, означающая в биологии и ме­дицине лишение или ограничение возможностей удовлегворения каких-либо потребностей организма.

Для возникновения олигофрении (в подавляющем боль­шинстве в степени дебильности) в первую очередь имеют значе­ние такие виды депривации, как материнская, сенсорная и соци­альная, и особенно сочетание их. Это выражается в полном от­сутствии или крайней ограниченности материнской заботы, внимания и ласки, в неполучении ребенком необходимой сти­муляции и информации (при социальной изоляции семьи, при расстройствах функции основных органов чувств и отсутствии специального обучения и воспитания, при очень низком куль­турном уровне семьи, невозможности привить маленькому ре­бенку самые необходимые навыки).

Наиболее ярким примером депривации является существова­ние ребенка с раннего возраста вне человеческой среды («ребе­нок-волк»). Вопреки опоэтизированной сказке Р. Киплинга «Ма­угли», при весьма нечастых находках таких детей (главным обра­зом в джунглях) у них обнаруживается глубокая степень интел­лектуальной недостаточности с невозможностью, несмотря на все усилия медиков, психологов и социологов, ее коррекции.

Нередко в этиологии олигофрении участвуют совместно со­циальные и биологические факторы. Примером этого могут быть рождение и воспитание ребенка в семье (особенно неполной) ро­дителями, страдающими алкоголизмом, той же олигофренией и другими заболеваниями, недоношенность беременности, связан­ная с различными стрессовыми воздействиями, беременность и рождение ребенка девочками-подростками, у которых наряду с незрелостью организма также нередко имеются и выраженные психогенные расстройства.

При сочетании неблагоприятной наследственности и такого же семейного окружения (т.е. интеграции причин олигофрении) можно говорить словами австрийского психиатра Вагнер-Яурегга о том, что «родители отягощают детей не только своей наследст­венностью, но и своим воспитанием».

34.4. Диагноз и дифференциальный диагноз

Диагностика олигофрении в настоящее время должна сво­диться не только к самой констатации психического недоразви-

528 Часть III. Частная психиатрия

тия, но и к установлению по возможности более точной формы олигофрении, причем в наиболее раннем периоде.

Определение олигофрении в степени идиотии или имбециль-ности не представляет особых затруднений. Значительно сложнее диагностировать олигофрении в стадии дебильности.

Диагноз олигофрении ставится на основе всестороннего об­следования, куда должны входить:

а) подробное собирание личного и семейного анамнеза. При этом необходимо выяснить, нет ли среди родных подобных боль­ных, как протекала беременность матери, что она перенесла в это время, как питалась, действию каких вредностей подвергалась, как прошли роды, в каких условиях жил ребенок, что он перенес и т.д. Если ребенок посещал какие-либо детские учреждения, то при подозрении на олигофрению особую важность представляют характеристики этих учреждений;

б) тщательное клиническое обследование с выявлением физи­ческих, неврологических и психических нарушений. При иссле­довании психического состояния особое внимание следует уде­лить изучению интеллекта и речи;

в) лабораторные исследования, применение патофизиологи­ческих и психологических методик, а при подозрении на опреде­ленные формы — тех или иных специальных биохимических, им­мунологических, цитологических и других анализов.

Олигофрении нужно дифференцировать с внешне сходными состояниями, которые могут быть:

1) при педагогической запущенности, когда некоторое замедле­ние психического развития может наблюдаться у здорового ре­бенка, но лишенного по тем или иным причинам условий для правильного умственного развития, не получающего необходи­мой информации;

2) при выраженной длительной астенизации вследствие тяже­лых соматических заболеваний, нарушений питания и т.д. При та­кой астении психически здоровый ребенок также может разви­ваться с некоторой задержкой, обнаруживать рассеянность вни­мания, плохую память, замедленность мышления;

3) при прогредиентных психических заболеваниях (особенно шизофрении и эпилепсии), возникших в раннем возрасте и по­влекших за собой выраженное слабоумие.

При педагогической запущенности и выраженной астенизации дети, несмотря на некоторую задержку психического развития, не обнаруживают свойственных олигофрении симптомов (невозмож­ность вырабатывать понятия или представления, нарушения абст­рактного мышления и т.д.) и довольно быстро выравниваются при соответствующей педагогической и медицинской помощи.

Глава 34. Умственная отсталость (олигофрении) 529

При дифференцировании с шизофренией или эпилепсией, возникшими в раннем возрасте, помимо данных анамнеза (дооп­ределенного возраста ребенок не выявлял никакой патологии, хо­рошо развивался), помогает обнаружение типичной симптомати­ки, свойственной этим болезням (см. главы 23—25).

Одним из основных дифференциально-диагностических кри­териев при отличии олигофрении от последствий каких-то про-гредиентных заболеваний нужно считать критерий прогрессиро­вания патологического процесса вообще и, в частности, слабо­умия, свойственного этим заболеЕзаниям. Именно по признаку прогредиентности (прогрессирования) отечественные психиатры исключают в последнее время из группы олигофрении (патологи­ческих состояний) ряд болезней (патологических процессов), со­провождающихся нарастающим слабоумием.

К таким страданиям относятся туберозный склероз, болезнь Реклингхаузена (нсйрофиброматоз), болезнь Тея—Сакса (семей­ная амавротическая идиотия) и родственные ей заболевания (дру­гие формы «липидов») и т.д.1

Диагноз олигофрении значительно затрудняется, если это па­тологическое состояние сочетается с каким-либо психическим заболеванием.

Страдающие олигофренией могут заболеть шизофренией — так называемой «привитой», или пфропфшизофренией (от нем. pfropf — прививка), у них возможны реактивные состояния, алко­гольные психозы и т.д.

У олигофренов (главным образом дебилов) могут возникать параноидные эпизоды с крайне примитивным содержанием бре­да, ипохондрические состояния, дисфории, сумеречные помраче­ния сознания. Нередко сочетание олигофрении с эпилептиформ-ным синдромом.

34.5. Профилактика и лечение

Огромное значение имеет предупреждение олигофрении. Борьба с инфекционными заболеваниями, с родовым травматиз­мом, охрана здоровья беременной женщины — вот те главные пу­ти, по которым должна проводиться профилактика олигофрении.

В предупреждении олигофрении должны участвовать все ра­ботники здравоохранения, но особенно большая роль принадле­жит акушерам-гинекологам и педиатрам (проведение санитарно-просветительной работы, своевременные меры при патологии бе­ременных, при угрозе резуснесовместимости, предупреждение родового травматизма, профилактика инфекционных заболева-

1 Ряд авторов, особенно зарубежных, продолжают относить подобные бо­лезни к группе олигофрении.

530 Часть III. Частная психиатрия

нии детей младшего возраста и тд ) Велика роль педиатров и в наиболее раннем выявлении страдающих той или иной формой олигофрении

Собственно лечебные воздействия при олигофрениях должны проводиться в двух направлениях 1) медико-педагогические ме­ры, 2) медикаментозная и диетотерапия

В ряду специальных занятии, направленных на развитие умст­венных способностей олигофренов, очень большая роль принад­лежит прививке трудовых навыков Как показал опыт, трудотера­пия даже у тяжелобольных олигофренией дает значительный эф­фект, способствует наглядному развитию речи, моторики, приоб­ретению довольно сложных практических навыков (Штерн­берг Э Я и Лунинская И Д) Однако при самых тяжелых степе­нях психического недоразвития (тяжелая идиотия) медико-педа­гогические воздействия безрезультатны и такие дети нуждаются лишь в специальном уходе

Собственно медицинские воздействия при олигофрениях можно в свою очередь разделить на два вида а) сугубо специфи­ческое патогенетическое лечение, применяемое при определен­ных метаболических формах олигофрении, б) общие мероприя­тия, независимо от разновидности заболевания

Специфическое медикаментозное и диетическое лечение оли­гофрении является новым, в значительной степени еще только разрабатываемым разделом в психиатрии Дифференцированная терапия стала возможна благодаря выделению отдельных форм олигофрении, изучению их этиологии и патогенеза (см выше)

Общие лечебные мероприятия при олигофрениях направлены на повышение психической активности олигофренов, улучшение их соматического состояния, а при возбуждении и агрессивности — на снятие этих симптомов

При олигофрениях независимо от их формы применяются но-отропные препараты, витаминотерапия (поливитамины), реже — глутаминовая кислота и ее производные

При двигательном беспокойстве и агрессивности назначают производные фенотиазина и бутирофенона и др В ряде случаев успокоение наступает при лечении транквилизаторами (феназе-пам, седуксен, элениум и др ) При наличии водянки мозга прово­дится дегидратационная терапия, а при прогрессирующей гидро­цефалии показано оперативное вмешательство

Некоторое улучшение психического состояния у детей-олиго­френов с врожденными пороками сердца может наступить в свя­зи с хирургическим лечением последних, что объясняется, по-ви­димому, улучшением кровоснабжения мозга (Ковалев В В )

При сочетании олигофрении с эпилептиформным синдромом показано широкое применение противоэпилептических средств

Г шва 34 Умственная отсталость (олигофрении) 531

Лечение олигофрении во всех случаях должно быть комплекс­ным, сочетающим медикаментозное воздействие с медико-педа­гогическими мероприятиями и трудотерапией

34.6. Экспертиза

Олигофрены с глубокой умственной отсталостью (идиоты и имбецилы) редко подвергаются судебной экспертизе, а если это все же происходит, то обычно признаются невменяемыми Значи­тельно чаще правонарушения совершаются олигофренами-деби­лами и вопрос о вменяемости или невменяемости в таких случаях должен решаться строго индивидуально При судебно-психиат-рическои экспертизе олигофренов нужно учитывать не только степень психического недоразвития, но и характер преступления и ту обстановку, в которой это преступление совершалось

Легкая внушаемость олигофренов может сделать их слепым орудием в руках хитрых и ловких злоумышленников Поэтому, например, сложный характер преступления и выраженная умст­венная отсталость его непосредственного исполнителя должны навести на подозрение, не стоит ли м спиной этого олигофрена расчетливый преступник Олигофрены могут совершать правона­рушения и по собственной инициативе, и в таких случаях следует учитывать, отдавали ли они себе отчет в совершаемом, осмысля­ли ли обстановку, понимали ли, к чему поведет сделанное ими Вопрос о дееспособности олигофренов также решается индиви­дуально Идиоты и имбецилы обычно являются недееспособны­ми и нуждаются в учреждении над ними опекунства

Вопрос о дееспособности или недееспособности дебилов ре­шается в зависимости от степени умственной отсталости, харак­тера поведения и трудоспособности

Глава 35. ЗАДЕРЖКИ ТЕМПА

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗАМЕДЛЕНИЕ И ИСКАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

Эти расстройства занимают промежуточное место между больными олигофренией и лицами с нормальным интеллектом Их предлагают обозначать как временные задержки темпа психи­ческого развития (ГЕ Сухарева) Кроме того, существуют врож­денные легкие формы интеллектуальной недостаточности (детей с этими формами выделяют в группу малоодаренных, так называ­емых конституционально глупых), некоторые формы психичес­кого инфантилизма и непрогредиентные варианты детского ау­тизма Наряду с этим имеется большая группа л иц с легкой интел­лектуальной недостаточностью, которая возникает под влиянием экзогенных факторов (вторичные задержки психического разви­тия) В формировании этой патологии существенную роль играют различные психогенные факторы и дефекты анализаторов орга­нов чувств, не дающие ребенку соответствующей информации, необходимой для полноценного развития мозга

По Международной классификации болезней эти состояния определяются как «пограничная умственная отсталость» (IQ1 в пределах 70—80)

Задержки психического развития могут быть обусловлены эмоциональной депривациеи (госпитализм, «приютские де­ти», сироты), педагогической запущенностью и социальной депривациеи (дети из малокультурных семей, дети, воспитан­ные в логове зверя) и сенсорной депривациеи (слепые, глухие, слепоглухие)

Эмоциональная депривация. Это состояние развивается вслед­ствие такой жизненной ситуации, при которой субъекту не предо­ставлены условия для удовлетворения его основных (витальных) психических потребностей в полной мере и длительное время

Примером эмоциональной депривации является фрустрация, при которой наблюдается блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности Примером фрустрации может быть лишение ребенка любимой игрушки, ни предложение вза­мен другой Депривация — лишение игрушек вообще

Степень умственной недостаточности оценивается с помощью IQ (коэф фициент интеллектуальности) который определяется психологическими ме тодами (шкала Векслера для детей WISC) Его величина равная 100 свидетель ствует о среднестатистической норме К дебильности относят случаи с величи ной IQ от 50 до 70

Глава 35 Задержки темпа психического развития 533

35.1. Клинические проявления

Обычно выделяют 4 группы задержек темпа психического развития или пограничной интеллектуальной недостаточности 1) дизонтогенетические формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим развитием (варианты психичес­кого инфантилизма), 2) формы, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах онтогенеза, 3) интеллекту­альная недостаточность, зависящая от дефицита информации в раннем возрасте, 4) интеллектуальная недостаточность, связан­ная с дефектами анализаторов органов чувств

Клинические проявления задержек развития разнообразны кроме интеллектуальной недостаточности и незрелое!и психики, обычно наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы

35.1.1. Инфантилизм

Инфантилизм (от лат infantilis — детский, младенческий) — патологическое состояние, характеризующееся задержкой фи­зического и психического развития, с сохранением у взрослых людей черт характера, присущих детскому и подростковому возрасту

Психический инфантилизм, или психическая незрелость, ха­рактеризуется наличием присущих детям особенностей суждений и поведения, повышенной внушаемостью, эмоциональной неус­тойчивостью, зависимостью от родителей и тд

Термин «инфантилизм» предложил французский ученый Е Ш Ласег в 1864 г для определения задержки развития ребенка на более ранней ступени вследствие интоксикации и инфекций, для остающихся «детьми на всю жизнь» Позднее П Лорен выде­лил три признака этого расстройства тщедушность, грациль-ность и миниатюрность тела, с чертами детской наивности и беспомощности

Г К Ушаков дал следующую характеристику психофизическо­го инфантилизма детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках Впе­чатлительность преобладает над рассудочностью, суждения не­зрелы, логика эмоциональная мышление конкретное, образное, недостаточная глубина аффективных переживаний, эмоциональ­ная неустойчивость, легкая ранимость, хрупкость психики, неце­ленаправленность деятельности, отсутствие творчества, времена­ми беспомощность Наряду с этим отмечается незрелость психо­моторики и вегетативных реакций Мимика неуверенная, выра­жение лица приветливо-доверчивое, по-детски миловидное, дви-

534 Часть III. Частная психиатрия

жения быстрые, многочисленные, порывистые (инфантильная двигательная расторможенность) Вместе с тем наблюдается не­уклюжесть, медлительность, быстрая утомляемость при целена­правленной деятельности У таких лиц отмечаются нарушения сна и аппетита, вазомоторная лабильность, повышенная потли­вость и зябкость Среди личностных особенностей часто отмеча­ются черты незрелости, робости, нерешительности, неувереннос­ти и тревожности

Перечисленные особенности характерны для гармоничного или психофизического инфантилизма, который начинает выявляться с младших классов школы У таких детей долго сохраняются игро­вые интересы, они предпочитают компании более младших школьников, отличаются детской бесцеремонностью, капризнос­тью, наивностью при достаточном запасе знаний Для гармонич­ного инфантилизма характерно относительно равномерная за­держка как психического, так и физического развития Наряду с таким инфантилизмом выделяют ряд форм частичного инфанти­лизма, примером которого является психический инфантилизм с выраженной дисгармоничностью развития отдельных сторон личности, поэтому наиболее адекватным названием является «дисгармоничный инфантилизм»

Дисгармоничный инфантилизм характеризуется неравномер­ностью психического и физического формирования

Физическое развитие соответствует возрасту или наблюдается акселерация, наряду с этим в психическом развитии наблюдается несоответствие Познавательные процессы обычно развиваются соответственно возрасту, те своевременно формируется абст­рактное мышление, однако эмоциональные и волевые функции задерживаются в своем развитии

Выделяют так называемый органический инфантилизм, обус­ловленный ранним органическим поражением центральной нервной системы Для этого варианта инфантилизма характерны физические стигмы нарушенного развития В отличие от дисгар­моничного инфантилизма наблюдается недоразвитие и познава­тельной деятельности с преобладанием конкретности мышления, истощаемости, взрывчатости

Психический инфантилизм на фоне нормального или уско­ренного физического развития обычно обнаруживается в среднем и старшем подростковом возрасте У подростков задерживается формирование чувства долга, ответственности, умения гибко оценивать ситуацию, учитывать не только свои желания, но и тре­бования окружающих, усваивать морально-этические нормы по­ведения и принципы Для таких подростков характерно детское выражение лица

Глава 35 Задержки темпа психического развития 535

В пубертатном возрасте обычно выделяют два варианта пси­хического инфантилизма 1) инфантилизм наблюдается с детства и в пубертатном возрасте обнаруживаются проявления возраст­ной динамики 2) инфантилизм выявляется в пубертатном возра­сте и обусловлен неравномерностью психобиологического созре­вания, для которого характерно длительное сохранение подрост­ковой психики Для этих больных характерно стремление к юно­шескому самоутверждению, задержка в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки, сочетающиеся с оппозиционностью и критицизмом, снижением способности к социально адекватной деятельности Для лиц с л им вариантом психического инфантилизма харак!ерны нарушения поведения и адаптации, более четкие, чем при первом варианте

Принято считать, что психофизический и дисгармоничный инфантилизм является эндогенным, но не исключена генетичес­кая обусловленность С возрастом проявления инфашилизма становятся менее заметными, но полностью не исчезают

Психический инфантилизм у взрослых характеризуется следующими особенностями личности наивностью и прямо­душной восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, эмоци­ональной лабильностью и ярким фантазированием, формально обязательным исполнением долга и подчиняемостью, безза­ботностью и равнодушием, неустойчивостью интересов и от-влекаемостью, обидчивостью и впечатлительностью, робостью и застенчивостью

Эти систематизированные признаки инфантилизма имеют большое значение при оценке пограничных расстроиив, патоха-рактерологических реакции, психопатических форм поведения

35.1.2. Задержки развития в связи с ранним органическим поражением головного мозга

Для этой формы задержек развития характерно неравномер­ное недоразвитие интеллекта, причем больше страдают внимание и память Интеллектуальная недостаточность сочетается с психо-патоподобными расстройствами в виде двигательной растормо-женности, эмоциональной лабильности, характерна астеничес­кая симптоматика с быстрой истощаемостью и пресыщаемостью Эти особенности способствуют замедлению психического разви­тия и школьной дезадаптации

35.1.3. Психогенно обусловленные задержки развития

Наиболее отчетливым проявлением психогенной задержки развития является госпитализм, под которым понимают психи­ческие расстройства, возникающие у детей при эмоциональ­ной депривации (длительное пребывание ребенка в больнице

536 Часть HI. Частная психиатрия

для хроников, разлука с родителями, нахождение в доме ребен­ка, в закрытом интернате, в яслях с недельным круглосуточ­ным содержанием). В этих случаях для задержки развития име­ет значение не только эмоциональная депривация, но и дефи­цит информации.

Задержки развития в связи с педагогической запущенное 1ью наблюдаются при безнадзорности, отсутствии условий для обу­чения ребенка, при жизни в условиях эмоциональной изоляции и информационного голода. При создании благоприятных усло­вий для обучения и воспитания возможна обратимость расст­ройств.

35.1.4. Задержки развития при сенсорной депривации

Задержки развития при сенсорной депривации (глухота и сле­пота) имеют некоторые особенности и различия. Так, при глухоте наряду с интеллектуальной недостаточностью наблюдается эмо­ционально-волевая незрелость, несамостоятельность, наивность, внушаемость, подражательность наряду с тормозимостью и необ­щительностью, склонностью к реакциям протеста. Эти особенно­сти отчетливо проявляются с начала обучения в школе.

У слепых чаще страдает двигательная активность, имеют место заторможенность и замедленность движений, двигательные сте­реотипии. В мышлении выявляются вязкость, обстоятельность, склонность к детализации, инертность психических процессов и истощаемость.

Выделяют характерный для слепых депривационный синд­ром, включающий: I) массивную невротическую симптоматику на ранних этапах онтогенеза; 2) двигательные стереотипии; 3) фе­номен патологического фантазирования; 4) стойкие идеи отно­шения; 5) ипохондрические сверхценные идеи; 6) разнообразные и рано возникающие патохарактерологические реакции; 7) стремление к одиночеству (Матвеев В.Ф.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.