Сделай Сам Свою Работу на 5

Номинализм И ПеРЕХОД К ЕВРОПЕЙСКОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ

Вильям Оккам

К номиналистам XIV века принадлежал, прежде всего, Вильям Оккам (1300-1349).

При рассмотрении номинализма, в первую очередь, обращаются к логико-гносеоло­гической проблеме - природе общих понятий или универсалий. Представители но­минализма опирались на Аристотеля, на его понимание первой сущности как единичной вещи, как «вот этого» индивидуума. По мнению Оккама, любая вещь вне души и сама по себе единична. Не следует искать какую-либо причину индивидуации. Скорее, нужно ис­следовать то, каким образом что-то может быть общим и универсальным. Оккам доказы­вает, что единичные вещи - единственная реальность, которая существует независимо от человеческого ума. Они должны стать предметом знания, т.е. именно чувственное познание есть тот путь, которым мы можем получать свидетельство о реальном существовании. Сначала Бог своей волей творит вещи. Затем в Его уме возникают идеи как репре­зентации этих вещей, т.е. как представления, вторичные по отношению к единич­ным вещам. Общие понятия - лишь знаки единичных вещей в человеческом уме. Субъектом или субъективным бытием Оккам называет единичную вещь, а объектом, или объективным бытием - предмет знания, существующий лишь в уме познающего. Раз не существует общих идей в Божественном уме, то нет ничего общего и в сотворенных сущих.

Субстанция утрачивает свое значение самостоятельного сущего, которому принад­лежат акциденции, не имеющие бытия без соответствующих субстанций.

В средневековой метафизике бытовало различение между субстанцией, модусом и атрибутом.

Атрибут есть качество, без которого субстанция не может ни быть, ни мыслиться. Атрибут способен принимать различные виды и выражаться многообразно. Эти виды или способы выражения называются модусами. Субстанция и атрибут могут быть мыслимы без модусов, но не наоборот. Модусы - это случайные свойства субстанции и в этом смысле называются акциденциями. Субстанция не может изменить своего существа, а лишь свои модусы. Перемена в ее состояниях и вообще всякие изменения охватываются понятием модуса. В Боге, как бесконечной субстанции, невозможны никакие перемены. Поэтому он имеет атрибуты, а не модусы.



В номинализме Бог может создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в субстанции. В результате исчезает принципиальное для аристотелевской онтологии раз­личие между субстанциальными и акцидентальными определениями. Совпадает умопо­стигаемое бытие вещи и ее просто наличное, эмпирически данное бытие, т.е. ее явле­ние. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии. Отсюда вытекает интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического ми­ра. Трансформируется вся предшествующая космология и физика. Оккам приходит к выводу о том, что нет никаких оснований полагать, что небесные тела состоят из другой материи, чем тела подлунного мира. Небесные тела, по мнению Оккама, могут вполне состоять из тех же четырех элементов, что все вещи на Земле.

Углубляется пропасть между сотворенным и Творцом. Граница между небесным и земным мирами уже не носит онтологического характера. Для теолога она уже не имеет существенного значения. Таким образом, была подготовлена почва для революционных открытии Галилея.

Формируется новое представление о познании и природе познающего ума. Согласно Оккаму, познание должно быть направлено не на сущность вещи, т.е. не на вещь в ее всеобщности, а на единичную вещь. Таково интуитивное познание. Познаются ведь не субстанции, а акциденции. Можно толковать знание как установление связей между ак­циденциями, что ограничивает его уровнем только явлений. Эта возможность реализова­лась до конца уже в Новое время в английском эмпиризме и в философии Канта.

В номинализме была заложена основа для понимания самостоятельности философ­ской теории познания (гносеологии) по отношению к онтологии. Познание как таковое - это всегда продукт познающей души. Предмет интуитивного познания и представление об этом предмете представляют собой две разные реальности. Поэтому возможно получить интуицию также и того, что реально не существует. Лишь одна реальность дана уму так, как она существует сама по себе - это сам ум. Разум понимается как самостоятельная субъективная реальность, лишенная связи с реальным бытием, а потому противостоящая ему. Ум превращается в интенциональность, направленность на свой предмет. Явления внутренние, психические достовернее внешних , физических, т.к. даны нам непосредственно. Это вполне соответствует традиции, идущей от Августина, с ее интересом к «внутреннему человеку».

В теологии подчеркивается приоритет воли перед разумом, веры перед знанием, практического начала перед теоретическим. Философия Оккама оказала решающее влияние на М. Лютера, и протестантизм, в целом Номиналисты XIV века стали родона­чальниками нового мировосприятия, развернувшегося в классической науке, новоевро­пейской культуре и философии.

Под эпохой Возрождения обычно принято понимать XIV-XV1 века. При этом вершиной Возрождения принято считать итальянский Ренессанс и соответствующие три этапа в развитии искусства. Но в разной степени процессы, сходные с западным Возрождением, были характерны и для других регионов. Так, считается, что в Японии такая эпоха на­ступила в XVII столетии (Кирквуд). Достаточно интересное явление - восточноевропейское Возрождение в умирающей Византии, насильственно прерванное с захватом турками Кон­стантинополя. Оно связано с движением исихастов и деятельностью Св. Григория Паламы.

Исихазм был во многом противоположен западному гуманизму с его культом индивидуализма. Но именно паламиты оказали решающее влияние на духовную жизнь Восточной Европы и российский менталитет. Нельзя поэтому считать исихастов мракобесами в противовес «хорошим» гуманистам. Именно гуманисты в качестве кардиналов ответственны за торговлю индульгенциями и деятельность инквизиции (учреждена в Ис­пании в 1480 г, в Италии - в 1542 г.). Более того, именно XVI век на западе изобилует охотой за ведьмами (пик приходится на 1575-1625).

Два наиболее существенных достижения европейского Возрождения:

1. Было открыто специфически европейское явление - личность, которое под­разумевает открытие уникальности и неповторимости человеческой индивидуальности. Она определяется установкой на самобытность и оригинальность. Главная беда для нее - нереализованность. Ренессансная личность хочет быть универсальной, стать в центр мира. У выдающейся личности появляется собственное имя. Высшая свобода художника заклю­чается в неуклонном следовании собственному, наложенному на себя закону. Это и есть осознание своей избранности. Прямое следствие из этого - смещение интереса в сторону замысла, намерения, наброска. Ведь они отчетливо обнаруживают личностное начало автора.

Возрожденческий антропоцентризм отличался артистическим ха­рактером. Возрожденческий человек мыслил себя творцом и художником, наподобие той Абсолютной Личности, творением которой себя осознавал. Возрождение дало два проти­воположных типа личности: личность, дерзающую творить самостоятельно, и личность, творящую в синергии с Богом (соответственно, гуманизм и исихазм).

2. Изобретение перспективы: философской основой являлась неоплатоническая идея о материи-зеркале и душе-зеркале.

Филиппе Брунеллески, открывший точку схода, стремился изображать все так, как это видно в зеркале. Антонио Аверлино был убежден, что в зеркале явление перспективы видно яснее, чем невооруженным глазом. Зеркало освобождает от сращенности ума и глаза:

глядя на отражение в зеркале, человек не так легко соотносит видимый образ с реально­стью, поэтому зеркало являет предмет в чисто чувственном виде. Зеркало обучало новому стилю зрения. Леонардо да Винчи полагал, что живописцы находят на поверхности пло­ских зеркал своего учителя, который учит светотени и сокращениям каждого предмета. Важный философский вывод: мы видим так, как рисуем. Стиль зрения включает неявно принимаемый эстетический канон. Стиль зрения, основанный на законах перспективы - стиль зрения городского человека. Пространство, ограниченное с двух сторон стенами, уходящими в глубину - пространство городское, увиденное жителем города. Изобретение перспективы связано с городскими пейзажами Брунеллески. Ренессансный стиль мышле­ния - неоплатонизм, антропоцентризм, титанизм.

Пико делла Мирандола

Пико делла Мирандола (1463-1494) был весьма одаренным графом, владевшим гре­ческим, арабским, еврейским и арамейским языками. Проявлял интерес к различным ближневосточным учениям как религиозным, так и философским. В 1486 г. послал в Рим 900 тезисов «Обо всем познаваемом», которые собирался отстаивать против философов всей Европы, Часть тезисов показались Ватикану еретическими, поэтому диспут не состо­ялся. Последние годы провел во Флоренции, в Платоновской Академии. Причина столь ранней смерти, скорее всего, связана с отравлением Мирандолы недоброжелателями, что было в духе того времени.

Ключевая работа Мирандолы - «Речь о достоинстве человека». Ею он собирался начать диспут в Риме. В этой работе изложены интересные антропологические идеи:

1. Установил лучший Творец, чтобы человек, которому Он не смог дать ничего собствен­ного, имел общим с другими все, что свойственно отдельным творениям.

2. Человек поставлен в центре мира, чтобы обозревать все, что в нем есть.

3. Человек - творение неопределенного облика, существо-хамелеон, т.к. в него вложены Творением семена и зародыши разнообразной жизни. Захочет человек стать растени­ем - будет вести растительный образ жизни, может также стать животным, но также и ангелом, и сыном Бога, может даже слиться с Ним.

Фома Аквинский говорил, что человек не есть все, но может стать всем. Человече­ское стремление не удовлетворяется ничем конечным. Речь идет об открытости, незавер­шенности человеческой сущности.

Николай Кузанский

Николай Кузанский (1401-1464) был крупнейшим мыслителем всей новой философии. Будучи простонародного происхождения (отец - рыбак и винодел), Николай Кузанский стал кардиналом.

Диалектика Кузанца иллюстрирует две основные интеллектуальные тенденции Ре­нессанса - все на свете представлять геометрически и как уходящее в бесконечную даль. Эти неоплатонические идеи пропущены через призму ренессансной личности, такая лич­ность хочет все видеть и осязать, все геометрически оформлять, постоянно стремиться в бесконечные дали.

Характерной чертой философии Николая Кузанского является структурно-ма­тематический метод. Кузанец первым ввел понятие актуальной беско­нечности в поле зрения философии и работал с этим понятием необычайно смело.

В 1440 г. Николаи Кузанский завершил свою работу «Об ученом незнании».

Корень знающего незнания находится в понимании неуловимости точной истины. Наш разум относится к истине как многоугольник к кругу: будучи вписанным в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет . Но даже при бесконечном числе углов, он никогда не станет равен кругу, не разрешится в тождество с ним. Точно также точного равенства в мире совершенно не может быть, что и определяет неповторимую индивиду­альность вещей. Наш разум относится к истине, как возможность к абсолютной необхо­димости, ни могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Максимум, больше кото­рого не может быть, есть бесконечная истина. Она превышает всякую способность нашего понимания Мы постигаем такой максимум только через его непостижимость.

Абсолютный максимум пребывает в истинной актуальности. Он все, чем он может быть. По той же причине, по какой он не может быть больше, он не может быть и меньше. Ведь он есть все то, что может существовать. Но то, меньше чего не может быть ничего, есть минимум. Н.Кузанский разъяснил это через количественные определения. Максимальное количество максимально велико, минимальное количество максимально мало. Максимум превосходит все, и минимум превосходит все. Они за пределами коли­честв, т.е. совпадают. Они за пределами всех противоположностей.

Абсолютный максимум есть абсолютная актуальность всего могущего быть, причем настолько без всякого противоположения, что совпадает с минимумом. Он одинаково выше и всякого утверждения и всякого отрицания.

Максимальность - не количество определенного бытия, а само по себе бытие. Мак­симум и минимум берутся как трансцендентальные пределы с абсолютной значимостью:

возвышаясь над всем определившимся в количестве объема или силы, они заключают в своей абсолютной простоте все. Чего не может быть ни больше, ни меньше, того нельзя именовать. Ведь имена приписываются движением рассудка только вещам, в том или ином отношении допускающим превышаемое и превышающее. Множественность сущего без числа не может быть. С изъятием числа прекратятся различенность, порядок, про­порция, гармония, да и сама множественность. Здесь Кузанец опирался на мысль Авгу­стина о том, что начиная мыслить, мы начинаем исчислять более глубоко: всякий опыт сознания начинается с различения. Актуальная бесконечность есть совпадение максимального и минимального из чисел. Невозможность актуально дойти до бесконеч­ности прибавлением единиц убеждает, что предел числа не есть число. Этот предел Н.Кузанский называл словом unitas (единство, единое, единица). Это - Абсолютная Еди­ница, т.е. бытийное (эйдетическое) число. Сами по себе непостижимые духовные вещи можно исследовать только символически и с помощью математических сущностей.

Если бы существовала бесконечная линия, она была бы прямой, она была бы тре­угольником, она была бы кругом и она была бы шаром.

Бесконечное есть действительность всего, что заключено в возможности конечного.

Если у треугольника одна из сторон бесконечна, две другие будут не меньше. Зна­чит, все три линии будут совпадать. Единственная бесконечная линия с необходимостью оказывается в таком треугольнике тремя, а три - одной, простейшей. Точно так же бес­конечная кривизна есть бесконечная прямизна.

Всякая многоугольная фигура своим простейшим первоэлементом имеет треугольник, т.е. минимальную многоугольную фигуру, меньше которой не может быть. Но доказано, что простой минимум совпадает с максимумом. Треугольник занимает в ряду многоуголь­ников такое же положение, какое единое занимает в числовом ряду. Как всякое чис­ло разрешается в единство, так многоугольник разрешается в треугольник. Ничто простое не может возникнуть из составного. Поэтому бесконечный максимум не может быть че­тырехугольным. Это аргумент в пользу троичности Божества.

Основная тенденция Ренессанса представлять все существующее - абсолютное и относительное, конечное и бесконечное - обязательно наглядно и неопровержимо, с точки зрения здравой мысли, поэтому вполне доступно для человека. По мнению Кузанца, бес­конечность также имеет структуру, даже бесконечное множество структур. Особый интерес представляет один из типов бесконечности, -который неделимо и цельно находится (почил на -) в каждом отдельном элементе такой бесконечности. В каждой делимой части присутствует вся бесконечность целиком, присутствует в каждой отдельной вещи, «любое» существует в «любом», т.е. все решительно существует во всем. Это неоплатонический мотив, восходящий к Проклу.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.