Сделай Сам Свою Работу на 5

Проективная гипотеза и проективные методики, их виды





Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психоло- гу Генри Мюррею (Murray, 1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. По сути, это первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию. При этом Г. Мюррей, хорошо знакомый с пси- хоаналитическими работами, считал, что защитные механизмы в процессе проек- ции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции, в том виде, как она применима к исследованию личности, не формулировалась.

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие про- екции впервые используется Л. Франком в 1939 г. (мы будем ссылаться на более

 

 

Это результат действия одного из защитных механизмов, который приводит к возникновению спо- соба поведения, противоположного вытесненному стремлению. Например, преувеличенная забота о ребенке, которого мать ненавидела или ненавидит.


6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 291



 

 

полное исследование этого автора, опубликованное в 1948 г. — Frank, 1948). Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследо- вания личности.

1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности.

В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассмат- ривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно дей- ствует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему {configuration) внут- реннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигатель- ные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теорети- ческое положение обычно называют «проективной гипотезой».



Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различ- ную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объектив- ного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жиз- ненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позво- ляя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

2) отсутствие ограничений в выборе ответа;

3) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта клас- сификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику. Познакомимся с нею ближе.

 
Конститутивные.Испытуемому предлагается какой-либо аморфный



риал, которому он должен придать смысл. Примером может служить мето- дика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметрич- ные одноцветные и полихромные изображения — пятна, которые легко полу-


29 2Глава 6. Проективная техника

 

чить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам (рис. 6.1). Обследуемому задается только один вопрос:

«Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе ин- терпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Разработаны детальные, порой занимающие несколько томов, схемы интер- претации ответов испытуемого1.

 

 

Рис.6.1. Таблица-стимул теста Роршаха (черно-белая)

 

2. Конструктивные.Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмыслен- ное целое и объяснить его.

Сценотест (рис. 6.2), например, состоит из миниатюрных человеческих фи- гур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испы-

 

 

 

Рис.6.2. Сценотест

 

Подробнее см.: Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. — Киев: Вища школа, 1979.


6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 29 3

 

 

туемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определенным особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения.

3. Интерпретативные.Необходимо истолковать, интерпретировать какое-ли- бо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции — хорошая иллю- страция этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допуска- ющие неоднозначную интерпретацию (рис. 6.3). В ходе обследования испы- туемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» расска- за, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.

 

 

Рис/6.3. Рисунок 4 из теста тематической перцепции

 

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в осо- бо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизиро- ванного театрального представления позволяет субъекту не только аффек- тивно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиться терапев- тического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

5. Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.


29 4Глава 6. Проективная техника

 

6. Экспрессивные1. Осуществление испытуемым изобразительной деятельно- сти, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом- дерево—человек» (рис. 6.4). Предлагается нарисовать дом, дерево и чело- века. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

 

Рис.6.4. Рисунок дома, дерева и человека, выполненный ребенком

 

7. Импрессивные2.Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состо- ящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квад- раты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с ос- тавшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпре- тация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов мо- гут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

8. Аддитивные3.В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предла- гается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...»,

«Думаю, что настоящий друг...» и т. п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Завершая этот раздел, нужно сказать и о том, что использование понятия про- екции для обозначения обсуждаемых методик у некоторых известных психоло- гов вызывает возражения. Например, Р. Кеттелл предпочитает называть их «тес- тами ошибочного восприятия» (misperceptive tests), Л. Беллак пишет о тестах «ап- перцептивного искажения». Однако попытки заменить название этой группы методик не увенчались успехом, и большинство исследователей принимают их ис- торически сложившееся обозначение как проективных.

 

 

 
Отмечены те, которые введены нами и отсутствуют в оригинальной классификации Л. Франка.

Эта классификация сегодня принята в отечественной психодиагностике и входит в учебные посо- бия и практикумы (см., напр.: Носc И. Н. Психодиагностика. — М.: Изд-во «КСП+», 1999).


6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 29 5

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.